Грузия 2014. Переезд в Тбилиси

01.09.2014
Позавтракав у реки, около 9 утра мы устроились на обочине в ожидании автостопа. Был понедельник, рабочий день. Воскресные экскурсии закончились, поэтому ни одной машины не было. От нечего делать я разглядывала в бинокль трясохвосток и Славу. Он зарос, загорел, у него облез нос и в моём понимании он стал похож на чечена.
Первая машина показалась часа через два и это были реставраторы из Муцо. Водитель неожиданно назвал цену – по 25 лари. Мы сказали – пффф…. Но неожиданно Слава согласился ехать за деньги и предложил по 20 лари – столько стоит отсюда рейсовый автобус, на том и сошлись. Нечасто в Грузии встречаются деньгопросы, но в данном случае мы находись в глуши, выбираться из которой долго не хотелось.
Дорога шикарная – серпантинистая, обрывистая, с поворотами на 180 градусов. Красиво вокруг – до умопомрачения! Если бы знали вчера, то подъехали б на какой-то из местных машин до ближайшего крохотного села – милого, жилого и уютного, с ульями, коровами и родниками, и заночевали бы в одной из цветущих долин.
После подъёма открылось плато, где ярко запестрели цветы, а водопады замахали прозрачными занавесками. Если кто-то будет путешествовать по этой дороге в обратную сторону, тому стоит подъехав до перевала, дальнейший спуск проделать пешком среди цветов и зелени, проходя через маленькие сёла и купаясь в искрящихся водопадах.

После лугов начинается очень крутой подъём. Высота здесь около 2900 метров и сразу становится холодней и суровей. Въехали в густое облако, и через прорывающиеся в нём дыры, заглядывали в глубокие ущелья.
На всём пути нас никто не обогнал и встретилось только несколько военных машин навстречу. Мы часто переезжали реки, текущие поперёк дороги, так что ехать сюда можно только на вездеходе. После небольшого перерыва снова стали попадаться сёла. Осень здесь ещё не заметна и всё вокруг ярко-зелёное, горное, свежее. И мне снова показалось, что Хевсуретия красивее и ярче, чем суровая и каменистая Тушетия. Думаю, если кто-то захочет побродить в этих местах, то ему достаточно проехать-пройти до Шатили или Муцо. Потому что перевал Ацунта хоть и не является супер-сложным, но его прохождение очень зависит от погоды. Могут зарядить дожди, могут налететь грозы, ветер может сложить палатку, а земля раскиснуть и не давать пройти. А Хевсуретия явно обладает более мягким климатом, меньшими высотами, а обилие сёл поможет найти ночлег и еду, если разразится непогода.
Первую часть пути – около 60-ти километров, мы проделали за три часа. Дальше появились более людные сёла и дорога стала попроще. Проезжая мимо огромных каменных арок, водитель рассказал, что здесь было начато строительство тоннеля в Чечню, но проект закрыли во времена Горбачёва. Подобрали двух израильтян и я представляла как их, жителей пустыни, должны волновать виды рек и водопадов.

Попадались входы в пещеры – бывшие каменоломни. Встречалось очень много разноцветных меток – видимо, туристических маршрутов. Проехали огромное водохранилище с чистой сине-зелёной водой. Камни и земля, которую несут горные реки, где-то осаждаются по дороге, и водохранилище сияет гладью и чистотой. По его берегам виднеются санатории и пансионаты. А скоро машина выбралась на асфальт и мы быстро домчались до Тбилиси. Весь путь занял 4 с половиной часа.
Водитель остановил машину практически за городом посреди трассы. Поглядывая на поток машин мы спросили – куда отсюда идти? Узнав, что нам нужно в центр, он заохал – видимо туда далеко. Наконец сговорились, что он довезёт нас до ближайшего метро и после этого ещё минут 15 мы ехали по шумной загруженной трассе. Этот жлоб собирался выбросить четырёх иностранцев на дороге!
Для проезда в метро мы купили карточку – одну на двоих. Сама карточка стоит два лари, её нужно ещё заправить и ездить тогда в любом городском транспорте, даже на канатке. А когда она станет не нужна, можно сдать её обратно в кассу. Сразу скажу, что нам сдать карточку не удалось, потому что не сохранили чек.
На метро мы добрались до старинного центра Тбилиси – Абанотубани, где уже жили в прошлом году. Первой нас остановила женщина, сидящая на пороге полуподвального помещения – помню, раньше здесь был магазинчик. Теперь там обнаружилась чистая треугольная комнатка квадратов на 10-12, при этом туда влез туалет с душем и примостилась стойка с газовой плитой, холодильником, телевизором, посудой и чайником. Цена – по 20 лари. Разбросав вещи, приняв душ и напившись чая, мы отправились гулять по улицам и искать еду.

Прокатились на канатной дороге, расплатившись карточкой метро – по 1 лари. Сверху прекрасно виден Тбилиси и не только большие и яркие здания, но и жизнь в маленьких двориках.

Вниз шли по неизвестным аллеям. Опускался вечер, жара отступала и мы оказались на извилистых старинных улицах с высокими домами, огромными балконами и шестиметровыми дверями. Видели как виноград образуя навесы накрывает тротуары, как зреет инжир и неожиданно – дом, в котором жил Есенин… Видели школы и здания со стрельчатой архитектурой, атлантов с грузинскими лицами и ели хачапури по 1 лари.

Это были удивительные места, а когда мы вдруг вышли на широкую улицу, то обнаружили большой супермаркет. Там оказались вкуснейшие персики – крупные и белые. Даже мякоть у них белая, а по консистенции они плотные и одновременно сочные. На обратном пути я стала засыпать на ходу и хватала Славу за руку, чтобы не врезаться в столб.
В квартире после ужина я неожиданно проснулась, пощёлкала телевизором и обнаружила много российских каналов. Что интересно, грузины им не верят и сочувствуют Украине, так что зазомбировать можно только того, кто сам этого хочет.
В прошлый раз в Тбилиси мы были в конце июня и было чрезвычайно жарко. Сейчас, 1 сентября, жара тоже была давящая, но она хотя бы освободила от себя ночи. Кстати, учебный год в Грузии начинается 15 сентября, а заканчивается 15 июня.