Грузия 2014. Шатили

31.08.2014
Ночью несколько раз шёл дождь и гремела далёкая гроза. Утром всё оказалось залито водой и много времени ушло, чтобы выискать сухие дрова. Но школа выживания уже самопоявилась и мы нашкребли веточек под нависшими камнями и упавшими стволами, а ещё я расковыряли упавшую трухлявую берёзу. Здесь мы нашли третью за всё время змею, змеи в Грузии спокойные, неторопливые и неохотно уходят с дороги. Утро провели в разглядывании поляны и окрестностей, залезали куда-то на камни, спускались к реке, фотографировали цветы и мхи.

Наконец выйдя на дорогу зашагали в сторону Шатили. Здесь уже попадаются экскурсионные автобусы с туристами в Муцо. И, как всегда, в коробочках автобусов они пропускают прекрасную природу, особенности которой не успеешь увидеть из окна.

А дорога здесь стелется как аллея. Она повторяет изгибы реки Андаки, вдоль неё колышутся цветы и особенно много стало сиреневых. Местами скалы обнажаются и топорщатся дивными фигурами. Здесь немало оборудованных родников, но некоторые без воды. Делают их в форме домиков с крышей и табличками с датами жизни – то ли в честь кого-то, то ли сам этот человек когда-то облагородил источник – мы так и не смогли узнать этого.
Часто попадаются роскошные барбарисы с ягодами вкусными кисло-сладкими и их поедание очень замедляет продвижение. Появились дубы, орошающие жаркую дорогу своей тенью. Их желуди толстые, крепкие, а шапочки чуть мохнатые и в целом они напоминают собой грузинов. Очень интересное впечатление получается, когда дорога тесно зажимается между быстрой рекой и вертикальными скалами – отражающийся звук бурлящей воды становится низко-грохочущим и кажется, что совсем рядом прибоем гремит океан.

Через полтора часа появился не обозначенный на карте хуторок, в нём есть родник. Дальше тоже попадаются домики с огородиками и такими аккуратными стожками сена – как будто их составляли руководствуясь икебаной. Местность идиллически тихая, летают и поют птицы, и только проезжающие экскурсанты поглядывали на нас из окон, безнадежно теряя эти красоты.

Через три часа мы пришли в Анатори. Анатори – это несколько склепов на краю скалы. Там лежат кости, черепа – жуткое зрелище. Стоят лампадки. Говорят, отсюда 600-800 метров до чеченской границы и есть тропы, по которым можно ходить только пограничникам. Уверена, что с той стороны невозможно подойти к границе на такое невероятно близкое расстояние.

Остановился автобус с резвыми грузинскими бабушками. Они удивлённо нас окружили и спросили:
– Вы, что, аж из Муцо пришли?!
– Нет, мы из Омало пришли.
И тогда у бабулек произошло оцепенение, а когда очнулись, то стали говорить нам, какие мы молодцы. Да, мы такие.
А скоро мы завидели то, чего не видели уже неделю – вышку мобильной связи! Уже неделю мы не звонили родным и очень волновались. После разговоров на время даже впали в прострацию – на столько сильным было накопившееся волнение.

И вот наконец Шатили – потемневший, давно покинутый крепость-город. Было жарко и тихо – так, как это бывает в местах покинутых. Шатили был выстроен для защиты Аргунского ущелья от чеченских набегов. Время его основания – неизвестно.

Мы сели передохнуть. Было самое жаркое время дня и почти не было сил подниматься под палящим Солнцем на башни. Для начала я пошла вокруг в поисках родника и магазина, для чего увязалась за грузинскими девушками и скоро оказалась на улице, которую я назвала бы хиппи-улицей, если бы не замеченные кое-где древние старушки. Наверное, здесь сдаётся жильё, на верандах стоит старая пластиковая мебель, что-то сушится, что-то жарится. Попадаются устроенные источники.
Девушки прошли мимо всего этого и по мостику перешли к палаткам под скалами. Я тоже пошла за ними и увидела стол с едой. Почему-то я решила, что это магазин и спросила про хачапури, но их не было. Тогда я спросила про хлеб и мне всунули в руки два больших каравая. На мои попытки узнать цену, меня на грузинском, но очень понятно уверили, что это бесплатно! Наконец я сообразила, что это просто лагерь отдыхающих студентов, а я влезла в их кухню! Было неловко, но караваи обратно не брали и я поскакала к Славе с добычей! Надо сказать, он очень удивился, потому как знал, что я ушла без копейки.

Потом мы немного побродили по улицам древнего Шатили, заглядывали в башни, залезали в проломы. Кое-что здесь отремонтировано и в башнях сдаются комнаты. Но уж очень там мрачно, так что ночевать в них не захотелось. Башни Шатили приземистей и массивней, чем в Муцо. Они выглядят прилепившимися к склону горы, тогда как Муцо венчает гору как удивительный шпиль и выглядит фантастическим замком, разрушенным драконом.

Отойдя от Шатили мы решили попробовать автостоп. Но это был вечер воскресенья и машины шли набитыми до отказа. Но и при этом они останавливались, чтобы развести руками и сообщить, что мы к ним не влезем.
Тогда мы спустились на большую поляну к реке и устроили лагерь недалеко от оборудованного родника. Высота здесь 14000м, но мы так к ней уже привыкли, как будто это уровень моря. По сравнению с местами, где мы были, здесь менее сыро и росы выпадает меньше.
Сидя возле печки мы смотрели, как погружается в вечер ущелье. Стояла нереальная тишина – мы уже отвыкли, чтобы совсем не было ветра. В странном освещении всё вокруг казалось декорациями, собранными из папье-маше, а ёлочки на склонах – натыканными игрушками. Не смотря на множество проезжающих туристов, места здесь выглядят очень глухими. Казалось, что вот-вот из-за дерева выйдет волчок, но к счастью, он не появился.
В нереальности тихого ущелья закончилась первая часть нашего путешествия по Тушети и Хевсурети и уже на следующий день мы умчались в солнечный шумный Тбилиси, ставший яркой разделительной чертой между двумя нашими совершенно непохожими друг на друга горными переходами.