Грузия-Турция 2013. Переход через перевал Чхутниери

Переправа и пастушьи домики
10.06.2013

Спали мы эту ночь в уютном тепле под толстыми зимними одеялами. А дождь шёл всю ночь, иногда очень сильный, и мы радовались, что вовремя ночуем не в палатке, а под крышей.
В восемь утра, спустившись на завтрак, для начала мы получили по стакану горячего молока. Потом ели мацони, сыры, хачапури, хлеб и салат, а запивали всё киселём.
Имя и фамилия вкусно накормившей и тепло устроившей нас семьи в Адиши: Тамуна Иоселиани, +599-21-32-53 и даже есть адрес: ioselianitamunia@gmail.com, так что можно созвониться или списаться заранее, хотя и не обязательно.
Кстати, по пути мы одаривали гостеприимных грузин магнитами – красивыми, с украинской тематикой, изготовленными по нашим образцам.
Ещё не было девяти, когда мы вышли на маршрут и Адиши остался позади маленьким гнёздышком, вправленным в склоны гор.

В этот день нам нужно было перейти шесть рек. На трёх оказались мостики, но впереди нас ожидала шестая, за лошадиный перевоз через которую сваны берут по 50 лари. Надо сказать, что этой переправы мы опасались, потому что вид бурных грузинских рек внушал и опасение, и уважение.

Шли мы этим утром в сандалиях, что было правильным решением, так как по пути оказалось много мелких ручьёв и водных разливов, поэтому ноги постоянно были немного мокрые. Настоящие спортивные сандалии здесь неоценимы – они быстро высыхают и при этом не рвутся. Ещё здесь правильно иметь лёгкую шапочку, а лучше если это термошапка, потому что голове часто холодно даже при ярком Солнце.

По пути мы видели, как сошла лавина и лежала на зелёной траве белым языком. Видели цветущую землянику, подтверждавшую, что здесь всё ещё весна а не лето. В какой-то миг ненадолго открылась двуглавая Ушба и нельзя было оторвать взгляда от её сияющих вершин в ярко-голубом небе.

Недалеко от главного водного препятствия нас догнали четверо белорусов из Минска. Они уже в темноте пришли в Адиши и ночевали в заброшенном доме – вряд ли им там было уютно в такую холодную и мокрую ночь. Девушки-белоруски были разговорчивыми и открытыми, а вот их ребята – молчаливыми и даже суровыми.
Шли мы по меткам и дошли до места, где предполагалось наличие брода. Долина здесь красивая, живописно усыпана камнями, и открывается вид на такой громадный ледник, что даже смотреть страшно.

Точного места переправы не знал никто. Ледник отдаёт массу воды и в это время года река достаточно глубокая и бурная.
Некоторое время мы с сомнением рассматривали место гипотетического брода. Наконец Слава пошёл вверх по течению, а ребята вниз, женская же часть сидела на рюкзаках, с сомнением поглядывая на шумную реку. Минут через десять Слава сообщил, что нашёл место, где мы будем перебираться, но белорусы усомнились и показали своё место, сказав, что уже протыкали его палками. Мне сильно сдаётся, что это у них ненужная мужская гордость взыграла.
Вдвоём мы прошли немного вверх, закатали штаны и первым пошёл Слава. В этом месте река сильно расширяется и образовывает три русла, теряя при этом в силе и глубине. Идти в ледяной воде приходится дольше, но предположительно проще.
Первые два русла мы перешли по глубине даже ниже колена, а третье мне оказалось чуть выше колен. Было немножко страшно и адреналинчик прибавлял настроения. Рюкзаки как бы придавливали, что помогало бороться с течением. При переправе через третье русло мне стало трудно бороться с потоком и я пошла медленнее, отчего ноги сразу сильно замёрзли. Протянутая вовремя трекпалка ещё раз доказала свою необходимость!
Оказавшись на другом берегу мы были искренне счастливы. Оказывается, мысли о переправе пугали Славу уже давно и он даже готов был нанять лошадь. Я же побеждала свой страх усилием жадности! И у нас всё получилось хорошо – это было приключение и оно нам понравилось.
Зрители с другой стороны наблюдали за нами и признали наше место лучшим. Мы указали первому, где именно надо ступать, подали ему трек-палку-выручалку, а он уже перетянул остальных. Показывать дорогу было нужно, потому что чуть влево-вправо и вода становилась глубже. Все мы переходили реку в обуви – это необходимо когда идёшь по камням, которых даже не видишь.

Все были рады, воссоединившись на новом берегу, и дали себе звание полугероев. Учитывая глубину и холод, а ещё неизвестность и отсутствие проводника, мы успешно справились с задачей.
Вытерев насухо ноги, дальше пошли уже в кроссовках, а белорусы даже обулись в горные ботинки. Мы же ботинки с собой в поездку не брали, потому что впереди нам предстояла жаркая Турция, и мы не хотели потом тащить тяжёлую обувь.
Другой берег как-то почти сразу стал отматывать время назад – вот только ещё был апрель, и уже сразу март. Первоцветы проглядывали под снегом, берёзы сияли свежеиспечёнными листиками, громадные груды снега лежали припорошенные сухими семенами, и всё это заливали звонкие холодные ручьи, струящиеся с гор. Цветов вокруг было очень много, они окаймляли каждую ленточку ручья!

Встретился громадный пласт слежавшегося снега – вот вам уже и февраль. Идти по нему было трудно, потому что нога не вбивалась и пришлось его обходить, хватаясь за берёзы.
А скоро меня искренне поразила цветущая верба – сначала это были уже опушенные жёлтые муфточки, а выше – те самые белые котики, которые мы видим в первых числах марта. После озёр Корульди это был второй раз, когда мы прыгали из лета в весну и даже зиму, и всё это – в течение дня.

Идти вверх было трудно, потому что склон крутой, а земля мокрая и вязкая. Высокие травы и кусты осыпали брызгами после дождя, поэтому мы надели плащи. А скоро и дождь заморосил. Поднявшись до половины мы хорошо видели Адиши и поняли, что эта тропинка была нам видна оттуда, поэтому прежде чем выходить из деревни, лучше разглядеть, где подниматься. Хотя маркировка есть, но такое понимание здесь не лишне. С этой высоты была хорошо видна река внизу и странное совершенно круглое озеро, похожее на след упавшего метеорита.

Вокруг было невероятно красиво, глаза насыщались, чувства росли – красота этой земли неописуема!
И во всё время нашего подъёма, между гор всё шире открывался ледник. Он огромный и прекрасный, его морены – как мощные серые змеи. Выглядит он страшно, веет от него неумолимой силой, и понимаешь, что он принадлежит к неукротимой стихии, пугающей, но красивой.

Несколько раз мы слышали позади себя грохот, похожий на раскаты грома, но когда оборачивались, уже ничего не видели. Это гремел ледопад, но звук от него доносился на столько позже, что мы не успевали ничего увидеть.

Выше появились заросли рододендронов. Похоже, они вечнозелёные, потому что там, где с крутых склонов падал пластами снег, открывались их тёмно-зелёные ветви сразу с бутонами. Стоит им освободиться и вобрать тепло Солнца, как крупные белые цветы заменят снежные наряды гор.
При всё при этом температура была вполне приемлемая – 15-18 градусов, и идти с тяжёлыми рюкзаками было не жарко.

Наконец подъём закончился перевалом. Его название – Чхутниери, высота – 2722 метра. Я вспоминала, что когда поднималась без рюкзаков в Местиа, то прилично уставала, а здесь я выкарабкалась наверх по гораздо более крутому склону, с тяжёлым рюкзаком и не особо запыхалась – значит, мы уже акклиматизировались.
Надо сказать, что последняя треть подъёма – это хорошо утоптанная дорога, в отличие от первых двух третей, когда надо буквально продираться через заросли. На этой высоте ветки кустов были ещё голые и почки ещё только лопнули. Мы удивлялись просто каждую минуту!
Внизу шёл ливень и Адиши почти не было видно. А у нас сияло Солнышко и даже слегка согревало. А потом Слава первым перешёл перевал и стал звать меня бежать поскорее! И там действительно открылась такая красота, что если бы не холодный ветер, то мы долго не могли бы от неё оторваться.

Вокруг нас поднимались снежные горы, облака обтекали вершины, постоянно изменяя их очертания, а с другой стороны перевала сразу начиналось буйство зелени и яркие альпийские луга.

Наконец мы начали спуск, а дождь постепенно брал нас в кольцо и наконец сомкнулся, окутав всё серой тенью. Громадные тяжёлые тучи плыли так низко, что казалось скоро они вообще опустятся на землю. Внизу виднелись пастушьи домики и мы заторопились к ним. Я расхрабрилась на спуске и даже перестала использовать трекинговые палки, за что тут же поплатилась – нога подвернулась и только чудо спасло от вывиха, но не от падения. Пришлось идти медленней, зато осторожней.
Домики оказались открытыми и мы заняли один из них. Сначала думали просто отдохнуть и попить чая, но дождь всё лил и мы решили остаться на ночь. В нашем домике оказались печь, столик и лавки.

Высота здесь – 2320 метров, что на 200 метров выше нашей холодной ночёвки. Но тут мы были защищены от ветра, поэтому надеялись, что будет теплее. Мы установили палатку прямо внутри домика, чтобы спрятаться от возможных насекомых и надышать в меньшем пространстве.
Когда дождь уменьшился, мы исследовали другие домики, но в них не было мебели, так что нам повезло с удобствами. Как и везде, где есть жильё, повсюду громадные заросли крапивы и пробираться трудно. Рядом течёт родник, а дрова для своей печки мы тащили сухие, поэтому ужин получился отменный – сварили украинскую гречку с сушёными овощами, с украинской сухой колбасой, с грузинскими хачапури, и были абсолютно довольны!
У домиков есть крытые веранды, поэтому мы до сумерек стояли и смотрели на мокрый, яркий, зелёный мир. Красиво здесь было совершенно по-своему и я не перестаю удивляться природе Кавказских гор!
С веранды обнаружился лаз на чердак, и там в чайнике свила гнездо птичка. Птички вообще не боялись дождя, летали и пели до самой темноты, а на ночь позалетали на чердаки. Ещё на веранде обнаружилась крохотная мышь и я ей оставила немного продуктов – для мышиного пира.
Дождь не прекращался, мы снова радовались и благодарили за удобную ночёвку. В спальники залезли рано и деревянные стены жилища действительно сделали так, что в эту ночь было теплее и не хватало только шапочки.