Грузия-Турция 2013. Выход к озёрам Корульди

Местиа
О Местиа мы знали, только что она была и есть культурным и религиозным центром Сванетии – особенно Верхней Сванетии. Что старинное название городка – Сети и расположен он у слияния рек Местиачала и Мулахура.
Но, конечно, нас туда привлекало не это, а сваны – таинственные сваны, своей народностью отличающиеся от грузин, насчитывающие историю длиной в несколько тысяч лет, имеющие свой язык и на столько свободолюбивые, что ушли когда-то в дикие горы, отделились от всех непроходимостью и зажили, построив для охранения и защиты сторожевые башни, стоящие и поныне.

06.06.2013
Первый день в Сванетии мы решили сделать акклиматизационным и потому не двигаться дальше, а подняться к озёрам Корульди. По сведениям из Интернета, до них 7 километров, и хотя мы понимали, что это будет подъём, всё же не ожидали, что он будет таким – с высоты 1400 метров на высоту 2700, набрав 1300 метров на 7 км, так что путь туда и обратно в спокойном темпе занимает весь день. Если бы мы добирались до Местиа утренней маршруткой, то подъём пришлось бы перенеси на следующий день, а так мы смогли выспаться и отдохнуть после жаркого поезда и добротного серпантина, и со свежими силами двинуться в путь.
Встали в 7 утра, воспользовались наличием чая в крохотной кухоньке – здесь пригодился мой кипятильник, собрали вещи, которые могли пригодиться – это почти всё тёплое, что у нас было плюс три литра воды – сведений о родниках мы не нашли, поэтому решили запастись, и отправились завтракать.
Хозяйка дома – Марина, накрыла стол на просторной веранде. Завтрак стоил на каждого по 5 лари = 25 гривен = 3 доллара с копейками, и надо сказать, что на эти деньги он тянет. Меню включало: омлет, воздушную рисовую кашу, пиалу с красивейшим и вкуснейшим айвовым вареньем, хачапури с творогом, лаваш, большую тарелку салата, чай и – домашние пирожные! Мы смогли съесть только то, что было в тарелках, а половину лаваша, хачапури и пирожные прихватили с собой, во-первых, потому что мы вроде за них заплатили, а во-вторых, потому что вкусно и хочется, но не лезет!
Поблагодарили хозяйку, которая сказала, что обычно берёт за еду по 10 лари, но это уже слишком жирно, как мне кажется. Почему же нам по 5 – мы не узнали.

Слава настоял, чтобы я шла не в сандалиях, а в кроссовках – и об этом я не пожалела, и чтобы взяла обе трек-палки, что оказалось ещё важнее.
Запомнив, как выглядит дом, в котором мы поселились, первым делом сходили на площадь Сети – центр Местиа. Там есть информационный центр, но он был ещё закрыт, так как работает с 10:00 до 18:00. Поэтому мы ещё полюбовались на непривычную царицу Тамар и пошли на другой конец Местиа искать тропинку, которую из окна показала Марина.

По пути видели много гест-хаузов, но цены не спрашивали. Нам встречались поляки, израильтяне, немцы, а у сванов мы узнали, в каком месте с центральной улицы сворачивать в гору. Уходящие вверх улочки были неимоверно крутыми – круче тех склонов, по которым мы потом ходили. Улицы узкие, а по ним ещё и разгуливают коровы, и всюду, просто повсюду торчат сванские башни – то, что привлекает сюда туристов из всех стран мира!

Сванские башни – это родовая гордость настоящих сванов. Им по 700-800 лет, но с виду они хорошие, крепкие и не собираются разрушаться. Во время очень частых войн безмерно свободолюбивые сваны загружались в эти башни вместе с домашней живностью и выдерживали осаду, пока врагу просто не надоедало их осаждать. Из-за этих башен долина выглядит очень живописно и, конечно, притягивает туристов.
Сама Местиа находится между Большим Кавказским Хребтом и Сванским Хребтом, идёшь – а вокруг горы, а на горах – снег… И всё в облаках, в лесах, речка гремит, воздух свежий – и всё это очень красиво!

Тропа к Озёрам Корульди, а потом и по всей Сванетии, хорошо промаркирована красно-белыми прямоугольниками. Но слегка сбиться с пути всё же возможно.

Мы начали подниматься, оглядываясь на великолепные пейзажи, и тут к нам прицепилась собака. Она явно из тех, кто присобачивается к туристам, понимая, что когда-то её обязательно покормят. Смирившись с неизбежным, мы дали ей имя – Гоги. Гоги оказался совершенно бесстрашным – чуть ли не вверх ногами висел на крутой осыпи. Натыкались на стаи мух, но их интересовали не мы, а коровьи лепёшки.
Сверху стал виден маленький аэропорт, куда прилетает самолёт из Тбилиси – по пятницам.

Мы шли по хорошо утоптанной тропинке и повсюду были цветы и бабочки. Летние деревья постепенно сменились весенними – белые цветы покрывали ветви, цвёл шиповник, ярко зеленела трава. Погода была прекрасная – солнечная, ясная, и даже становилось жарко, хотя с утра было по-настоящему холодно.
Нам повстречался водопадик – приметным знаком является поваленный ствол дерева – такой гладкий, что даже показалось сначала, что это труба валяется. Вода стекает с мшистого камня, она вкусная и холодная. И мини флора этого камня долго не отпускала меня, притягивая взгляд своей миниатюрной изящностью. Даже Гоги здесь пил, правда гораздо ниже, из лужицы.
Попалась небольшая площадка с камнем-лавкой под дубом. Здесь хорошо слышен шум воды и обнаружилась тропинка к ручью – чрезвычайно крутая. Но если лень тащить с собой воду, то здесь её можно набрать. Пока мы отдыхали в тени, Гоги тоже валялся рядом и совершенно не собирался убегать. А вот на разведку к роднику не пошёл – явно знал, что ему делать там нечего.

Ближе к полудню деревья стали сменяться кустами и альпийскими лугами. Такой роскоши я ещё не видела – как будто бросили на траву белоснежные и цветные покрывала – так густо она была покрыта цветами. Попалось интересное место – проход между двумя лёгкими заборами. Заборы огораживали такие же луга – думаю, от коров, возможно, они для покосов травы на зиму.

До этого туристов мы не встречали, а вот за заборами, на широких площадках увидели палатку Терра и туристов из Украины! Сначала они обратились к нам по-английски, но потом, когда к ним на запах еды рванул Гоги, закричали: – Чья же это собака?! И тогда мы обнаружили соплеменников.
Узнав, что собака ничейная, они сделали стратегическую ошибку – дали Гоги еды. И после этого он разлёгся возле палатки, решив с нами уже не идти. Поднимаясь всё выше, мы видели, как гладят Гоги и поняли, что избавились от спутника и нахлебника, а заодно убедились, что оставили его в хороших руках – как-то мы уже умудрились привыкнуть к спокойной серой морде.

В одном месте прямо по склонам струилась речка – похоже, на родник, усиленный талой водой. А снег здесь виден, и хорошо! Даже складывалось ощущение, что мы уже на его уровне – сияющие склоны и вершины виделись прямо напротив нас.
Надо сказать, что подниматься было нелегко, и треккинговые палки очень помогают. Но как же прекрасно вокруг! Мы шли по полям сияющих белых ромашек и нежных голубых незабудок, мимо тёмных елей и прозрачных крон дубов, и всё это – на фоне снега на огромных массивах гор.
В 12:40 мы поднялись на высоту Говерлы – чуть больше 2000 метров. На этой высоте преобладают кусты с жёлтыми цветами, которые пахнут похоже на садовые лилии и их количество так огромно, что запах даже немного одурманивает.

Родники попадались часто, но на тот момент я ещё не пила в Грузии воду не кипячёной. Та вода, которую мы набрали в кране дома Марины, не отличалась по вкусу от здешней, а позже мы узнали, что по всей Сванетии в кранах вода родниковая. Но как же нам не привычно было пить воду из крана!
Слава сказал, что здесь продают не воду в бутылках, а только бутылки – «Покупайте пустую бутылку, а воду вы получаете бесплАтно!» Как-то так.
Дорога здесь довольно широкая. Там, где от неё отходит тропа, надо продолжать идти по дороге. Мы всё поднимались и красота вокруг была сказочная! Мы даже решили, что сказки не придумывают, а берут прямо отсюда. И ещё Слава изрёк мудрость: «То, что на местных картах нарисовано как ровная тропинка, на самом деле может оказаться обалденным серпантином». И это правда – на картах нам встречались абсолютно прямые тропки, которые на самом деле извивались змеями.
А в 13:30, на высоте 2300 метров мы встретили дедушку. Который искал свою корову. Коровы здесь кормятся самопасом – то есть разгуливают там, где им вздумается, и не редко уходят в горы, так что приходится разыскивать.
Удивительным было то, что дедушка пришёл аж со Сванского хребта, то есть прошёл уже больше нас, а я, например, временами запыхивалась. Он показал нам родник, бьющий из-под камня с большим напором – он находится слева по ходу подъёма к Корульди, так что больших запасов воды сюда можно не делать. Пропустить родник, в общем-то, можно, но на самом деле вода здесь легко находится на слух – остановился, послушал – журчит… и просто идёшь на звук.
Дедушка сказал, что до озёр идти ещё час, но я очень подозревала, что это если идти его ходом, а он шагал быстрее нас. Ох уж эти мне горцы!
Ещё он нам сказал не бросать в озёра камни (вот уж что даже в голову не приходило!) Потому что если бросать, то наверху прогневаются и сразу же пойдёт дождь.

После встретившихся пастушьих домиков мы стали постепенно собирать мелкие ветки-палки для своей дровяной печки. И начали это делать даже поздно, потому что постепенно деревья и кусты закончились и остались только трава и цветы. Стал попадаться посеревший снег, воздух освежал прохладой, и мы шли уже в кофтах. А красота становилась всё величественнее, горы всё круче и заснеженнее, и стоило оглянуться вокруг, как движение останавливалось – хотелось только глядеть на всё это и не верить глазам…

Нам стали попадаться лужицы и люди. Мы спрашивали их: «Это озёра?!» Они мялись и отвечали, что может быть, да…
Но оказалось, что это не они, потому что мы шли и наконец-то до них добрались. Озёра лежат в чашах и их долго не видно, даже приходится искать. Это очень небольшие водоёмы, которые явно образуются талыми снегами, а позже дождями. Кое-где берега озёр примыкали к большим пластам снега, сверху он серый, но стоит копнуть и он начинает искриться в редких лучах Солнца – уже стало пасмурно и озера не выглядели так ярко, как в Интернете. Вода была серой и покрыта рябью от начавшегося холодного ветра.

Но забираться сюда стоит и даже нужно – ради того пути, который ведёт из лета обратным ходом в зиму, ради тех красот, которые просто повсюду, ради цветов и деревьев, ради воздуха и видов на Кавказский и Сванский хребты. Не обязательно, в принципе, доходить до озёр. Достаточно подняться до голых скал, откуда открывается вид на гигантские вершины, и сидеть и смотреть на это, смотреть и смотреть…

Чтобы устроиться на обед, нам пришлось забраться в лощинку, где не было видно пейзажей, зато защитились от пронизывающего ветра. Здесь мы испытали свою дровяную печку и она прекрасно работала! Сначала не получалось разжечь, но потом зажгли бумажку, бросили её внутрь и уже на огонь стали крошить дрова. Сварили суп-харчо и вкусно пообедали, добавив к супу лепёшку и хачапури. Дров печка берёт так мало, что нам хватило того, что собрали по дороге. Мы решили теперь постоянно таскать с собой печку Бонда, и только иметь маленький баллон на случай дождя.
Приятно сидеть возле огонька, хлебать горячий суп, поглядывать на снега и ощущать, на какой же мы высоте это делаем – 2732 метра! В этот день я поставила свой рекорд – до этого моей самой высокой точкой была Говерла – 2061 метр.

Недалеко готовили на газовой горелке поляки, пробежал мимо японец. Под тающим снегом открывались скрученные зелёные листья… Весна только-только начиналась в этих местах.
После обеда мы начали спуск. Стало почти совсем пасмурно, но иногда тучи вдруг расступались и мы видели огромную Ушбу. Её высота – 4700 м и по её вершине проходит граница с Россией. Было приятно осознавать, что мы в Грузии, а не с той стороны Ушбы, что не приходится опасаться невменяемых пограничников, и что полицейский и диктаторский режим не коснётся нас.

Иногда нас догоняли спускающиеся туристы. В описаниях платных маршрутов на Корулди значилось, что подъём и восхождения делается очень рано, почти на рассвете. Зачем – непонятно, потому что нам было достаточно выйти в начале десятого, чтобы засветло вернуться обратно. Правда, это в летнее время, но на сколько я знаю, только оно здесь туристическое, потому что и вёсны, и зимы, и осень, здесь достаточно суровые.
Кроме дивных красот этот день научил нас тому, что высоту 1300 метров мы набирали 6 часов – со всеми остановками и фотографированием. И это без тяжёлых рюкзаков. Так что теперь мы сможем более реально прикидывать суточные переходы в горах Грузии.
Облака становились всё ниже, стали видны дожди, полосами поливающие горы. Очень не хотелось попасть в дождь на мокрой крутой тропинке, поэтому мы уже не так часто застывали в любованье природой. Иногда до нас долетал моросящий дождик и мы ныряли в плащи, но с падением высоты становилось всё теплее, и под плащами было жарко.
А вообще хороший надёжный плащ необходим в Сванетии так же, как треккинговые палки. Мы мало в какой день не попадали под разной степени силы дождь и даже плащи уже не прятали, а цепляли снаружи рюкзаков.
Но в этот день Наверху к нам были благосклонны, и хотя мы видели, как молнии бьют в скалы и как тучи соединяются с землёй потоками ливней, сами мы проскальзывали между эти водяными массивами не затронутыми.
Резко пахло цветами, красивейшим образом темнели деревья, а заснеженные горы в вечернем освещении было дивно красивыми!

Палатки с украинцами и Гоги уже не было, и где-то на этой высоте у меня стали побаливать ноги. Если на подъёме они просто слегка гудели, то 3-х часовый крутой спуск принёс новые ощущения – сильную нагрузку на колени.
Наконец перед закатом мы спустились и пошли по улочкам. Купили по пути апельсины и грузинский лимонад – он гораздо вкуснее украинского и любого другого, а его состав содержит минимум химии. А ещё мы купили сванскую соль! О которой читали и которую только здесь увидели в продаже. Эта соль ароматная и вкусная. Сванские хозяйки делают её, долго перетирая соль с местными сушёными травами, перцами и иногда чесноком, и получающаяся приправа – совершенно натуральная, без улучшителей, которая придаёт изумительный вкус и аромат блюдам.
Поужинав пирожными с чаем, мы устроились отдыхать, переполненные впечатлениями. А за окном всю ночь бушевала гроза и грохотал ливень, причём такой сильный, как будто мы спим у самого водопада. Мы радовались, что ночуем не в палатке, когда вокруг такое светопреставление.