Грузия-Турция 2013. Переход Жабеши-Адиши. День 2

09.06.2013
А первая грузинская ночь в палатке, да ещё на высоте 2800 м, оказалась полна впечатлений! Поначалу мы нормально устроились и даже сразу уснули, потому что устали. Но очень быстро становилось всё холоднее, пока не стало так холодно, что мы уже не могли спать. Мы зарылись в спальники с головой, пытаясь там надышать, но тонкие летние спальники не держали тепло. Казалось, что сна нет вовсе, но по обрывочным воспоминаниям снов мы осознавали, что сон всё-таки был. Стоило нечаянно даже через спальник коснуться дна палатки, как я резко просыпалась от какого-то аж леденящего холода, а воздух после дождя был такой сырой, что промозглость, казалось, пропитала палатку.
Наконец стало сереть – мы очень ждали Солнца, и когда оно наконец появилось, то ещё ждали когда оно пригреет, чтобы найти силы разжаться и выбраться из палатки. Светило набирало силу стремительно – только-только, казалось, был мороз – а пар изо рта у нас валил и вечером, и всю ночь, как уже в считанные минуты вдруг стало светло и тепло.
Выбравшись наружу, мы долго ничего не делали, а только сидели и любовались местом, в котором ночевали. Утро было ясное, и небо ярко голубело, очерчивая снежные вершины. Зелёный цвет всех оттенков волнами убегал вдаль, прижимаясь к серым бокам скал. На лугу, прямо перед нами, лёгкими штрихами были разбросаны цветы, а вдали виднелась красная крыша крохотного пастушьего домика. Этот домик подчёркивал громадность того, что мы видели вокруг и великолепие было такое, что даже слегка не верилось в его реальность.

Обычно группы делают переход Жабеши - Адиши за один день. Но я считаю, что здесь стоит идти не торопясь, и заночевать именно в этом месте. Оно хоть и оказалось для нас самым высоким и холодным, но зато и самым красивым в этом походе. Здесь нужно остаться на полуднёвку и любоваться долиной и горами, и только потом ночевать в Адиши, до которого недалеко – всего часа два оставалось.
Только ближе к полудню мы, наконец, стали растапливать свою печку. Но сухих дров не было и мы очень долго возились, чтобы напиться чая и запарить овсянку. И потом романтично завтракали с видом на прекрасную Землю, и неромантично сушили носки на ветерке при Солнце.
Неожиданно мимо нас быстро прошёл одинокий турист – ни слова не сказал, промчался и исчез.
Дальше наш путь лежал через речку – хотя быструю и бурную, но зато узкую. Поэтому мы подкатили большой камень и перебрались не разуваясь. Река так бурлила, что разговаривать рядом можно было только перекрикиваясь. Интересно, что наш лагерь стоял всего в 20 метрах от реки, но холм глушил звуки и у нас было слышно только лёгкое журчание ручья.

Появились облака, и когда они набегали на Солнце, становилось по настоящему холодно, а когда разбегались, то ощутимо пригревало и даже поджаривало.
Тропинка вела через луга в цветах, мимо светло-зелёных рощ и тёмных громадных елей. На почти вертикальных склонах росли крепкие хвойные. Они здесь нескольких видов и их разный цвет создаёт узоры, как будто горы покрыты коврами. А вот рододендронов стало меньше – они предпочитают крутые нехоженые склоны, а мы постепенно спускались.
Кстати, вскоре после места нашей ночёвки дорога раздваивается и нужно идти вправо, ближе к реке. Тот добрый парень, который вчера искал коня, даже стрелку нам начертил на Земле, чтоб мы не сбились.
Тропинка хорошая и вниз ведёт чаще, чем вверх. Очень много родников, заросших могучими лопухами и разноцветными цветами. Ручьи журчат, птицы поют, шмели гудят и идти здесь легко, особенно учитывая, что в этот день Солнце приятно согревало и почему-то не было дождя.
Рядом тянулись громоздкие вершины, они так густо покрыты снегом, что даже скалы не проглядывали.
Иногда дорогу заливало и мы прыгали по камушкам – трекинговые палки для опоры просто необходимы. Они и плащ – предметы первой необходимости на Кавказе.

Адиши
Адиши открылось совершенно неожиданно. Мы просто шли и вдруг оно оказалось у нас под ногами. Никак ожидали, что оно такое маленькое! Горстка домиков приютилась на площадке между горами и из них торчали древние сванские башни. За деревенькой колючим зигзагом стремилась река и смотрелось всё очень красиво, а с высоты ещё и игрушечно.

Туристов здесь замечают издалека, и когда мы спустились к первым домам, нас уже дожидались мужчина и женщина, как оказалось – муж и жена. Молодая женщина бегло говорила по-английски, прощупывая нашу национальную принадлежность, а потом в разговор вступил мужчина со своим русским. Он предложил нам еду и/или ночлег.
Мы подумали и решили пойти посмотреть. Нас повели по улицам, полностью покрытых навозом, потому что и здесь коровы гуляют где хотят. Мы шли из двора во двор, даже калитки какие-то открывали.

Во дворе нас встретили кавказские овчарки – большие, породистые. Мы поднялись по вертикальной лестнице на деревянный этаж и обнаружили одну обычную комнату и рядом какой-то лабиринт из комнат – наверное, для групп туристов. На этом этаже есть туалет, так что можно не бегать через двор. Двери в комнаты, как и везде, не запираются.
Я предлагала ещё что-то поискать, но Слава сказал, что уже никуда не пойдёт, тем более, что вид с веранды прекрасный – на горы, ущелья и сванские башни.
Нас напоили мятным чаем, потом мы попросили ужин на восемь вечера, взяли свои трекинговые палочки и пошли гулять.
Адиши оказалось больше чем наполовину нежилое. А вот башен для такой крохотной деревушки, очень много. Большинство их разрушено, как мы уже знали, землетрясением, но уехавшие отсюда жители их не восстанавливают.

Свиньи здесь матёрые, косматые, с мохнатыми ушами. Нас они сторонились, а если всё же сталкивались на тропинке, то сначала тормозили, а потом с визгом проносились мимо!

По низу течёт широкая река, в неё впадают поперечные – со склонов гор. На другой стороне много водопадов, но к ним не перейти. Мы перешли по броду поперечной реки, сами его высмотрев, а потом по нему прошли свиньи – чётко по нашим следам, и таким образом мы поняли, что не ошиблись, воспользовавшись свинским бродом.

Потом сидели на холме и смотрели вокруг. Делать здесь нечего, и трудно представить, как здесь живут. Сваны когда-то действительно забрели в невероятные дали, и найти их без дорог было совершенно невозможно.
Видели дом с ржавой вывеской «Школа». Кстати, у сванов есть абсолютно свой язык, который остальные грузины не понимают. И хотя в школах преподают на грузинском, свой язык потомственные сваны знают.
Подходили к башням, но входа ни в одну не было – то ли заложили, то ли они находятся ниже уровня земли. Одна башня оказалась срезана вдоль, и было видно, что в ней когда-то было три этажа.
Во дворе, где мы жили, тоже есть башня, но нам сказали, что туда нельзя – она вся покрыта трещинами.

Бродили по улицам, заглядывали за шаткие заборчики. Всюду запустение, много крапивы, но если есть огороды, то хорошо ухожены. Ещё бы – ведь здесь живут земледелием! Видели сани и телеги, коров и коней, и даже большие деревянные корыта.

Улицы так завалены навозом, что местные жители даже летом ходят в сапогах, мы же скакали по камушкам. Климат здесь дождливый, лето короткое, а зимы суровые. Вспомнился термин – депрессивное село, и это именно такое.
Встретили очень старенькую и очень бодрую бабушку, быстро шагавшую на холм. Она расспрашивала кто мы, откуда и где поселились. Узнав, что в семье с двумя детьми, сказала, что это самый удачный выбор. От неё мы узнали, что в следующем селе – Ипрали, мы будем завтра к пяти часам. Но в наших планах было снова не дойти до села, а устроиться в палатке среди гор.

Скоро дождь погнал нас к дому и уже через несколько минут деревню заливал холодный ливень. Мы сходили в горячий душ – бойлеры в Сванетии есть везде. А потом я сидела на веранде, смотрела сквозь пелену дождя и вдруг осознала, что смотрю на цветущую яблоню – в середине июня здесь всё ещё весна, и жёлтые одуванчики это тоже подтверждали.
В восемь часов хозяйка позвала на завтрак. И Бог нам в этот день послал не только кусочек сыра, а ещё: по чашке мацони, хачапури, домашний хлеб, жареную картошку и потрясающие рулетики, полностью состоящие из тонких листов мягкого сыра, в которые вкатана свежая мята. Вкусно просто неимоверно! Очень сытно и много не съешь, а хочется много. Здесь, как и раньше, за ночлег мы заплатили по 20 лари, а за еду – по пять.
В большой кухне-столовой грелась печь, а вот в нашей комнате было холодно, потому что воздух сырой и застаивается. Пришлось забраться под одеяла и греться разговорами.