Албания 2015. Перевал Вальбона и долина Вальбона

01.06.2015
Встали мы в шесть утра. Только оказалось, что оба не спали уже давно, я – потому что выспалась, Слава – потому что разволновался перед походом.
Завтрак был очень скудным – хлеб с маслом-вареньем и пара кусочков того сыра, который мы есть не можем – солёного с запахом. С собой нам дали ланч – такой же как раньше. Питание в этом хостеле я назвала бы средним. То ли это привычная еда у местных, то ли такое меню выбрали европейцы. В общем – не впечатлило. В Грузии нас кормили гораздо обильнее и вкуснее за меньшую цену.
В 8:20 мы вышли на маршрут. Слава чутьём и памятью нашёл нужный перекрёсток и начался наш подъём. Он разный степени крутости, но приемлемый. Что понравилось – почти без потерь высоты.
Утро было слегка прохладным, но жара предчувствовалась. Сначала шли рядом с рекой, видели как добывают щебень – в большую сетку лопатой бросают камни – очень тяжёлая работа. Первый час ещё попадались домики с огородиками. Возможно, в них можно заночевать перед подъёмом, чтобы выкроить лишний час пути. Через полтора часа мы поднялись до высоты 1100 метров.
Тропа – каменистая сыпуха, но хорошо притоптанная. Мы нашли себе по второй палке и сразу идти стало легче, трекпалки тут обязательны. Траверс довольно петлистый, метки попадаются часто.

Следующий участок пути более пологий и всё ещё под пологом леса. Неожиданно вышли на светлое плато с развалинами каменного забора. Место очень красивое – пестреют цветы в яркой зелени, со всех сторон горы со снежными вершинами. А в стороне, куда нам идти – синие дали. Жара здесь сразу почувствовалась и мы полежали в тени редкостоящих елей. Птиц почти не слышно, только жужжат в поисках нектара насекомые и неспешно порхают бабочки.

Переход плато затянулся, потому что уклон стал довольно сильным, Солнце запекло, а тропинка оказалась размыта и по ней было неловко идти. К тому же я постоянно оглядывалась, потому что зелёное плато в обрамлении заснеженных гор выглядит нереальным.
Через два с половиной часа мы дошли до высоты 1400 метров – это половина нашего подъёма. Снова шли через светлый лес, наверное, буковый. Стройные стволы уходили ввысь и раскрывались шатром листьев как пальмы. Здесь мы сделали привал.
Вся земля в лесу застелена прошлогодними листьями, камни пушистые от изумрудного мха. Я вспомнила, как позавчера мы поднимались через хвойный лес и как там было жарко. Лиственный лес дарил прохладу и в нём дышалось легко даже с большими рюкзаками. Правда, повсюду разворачивали свои спирали высокие папоротники, так что скоро проходимость здесь станет на много меньшей. Из живности встретили змейку.

Тропинка дальше хорошая, упавшие поперёк деревья распилены и оттащены, метки расставлены удобно и предупреждают даже о поворотах. Слава вспомнил, что мы идём через заповедник, девиз которого: «Ваша безопасность – наша работа».
В 11 часов подошли к воде – сильный холодный поток падал с гор. За ним послышались голоса – здесь оказалось кафе, и может быть даже кемпинг, а значит для особо осторожных есть место ночлега и возможность стартовать поближе к перевалу. В кафе горцы выпивали и пели, я рядом стояла оседланная лошадь. Нас зазывали, но было страшно даже думать про ракию.

Дальше подъём стал труднее, его угол увеличился. Вокруг сосны, на прогалинах только ещё цветёт земляника. Появившиеся облака постепенно затягивали небо. По высоте мы уже сбросили 7-8 градусов, поэтому было не особенно жарко.

Лес постепенно редел и наконец полностью закончился. Возле последних сосен мы силком пообедали – совсем не хотелось, но надо было подкрепить силы. Мы шли очень ответственно, размеренно, стараясь держать оптимальный темп. Дальше тропа стала ещё круче и ноги я ставила с осторожностью. Совсем редко между камнями росли сосны, только подчёркивая, что им здесь не место.
Нас догнала целая кавалькада албанских джигитов – человек десять. Кто-то ехал верхом, а кто-то вёл коня в поводу, всё-таки подъём уже сложный. Один помахал нам:
– Такси Вальбона, такси Вальбона!
Мы поднимались всё выше и я подумала, как вовремя мы пообедали – тучи сомкнулись, заморосил дождь, пришлось надевать плащи. Слава разволновался – камни становились скользкими, а мы шли в сандалиях.

И вдруг мы вышли на перевал! Это было совершенно неожиданно, но предсказуемо – вокруг простирались уже только серые камни, а тропинка – просто сплошная сыпуха. Перевал оказался ниже на 160 метров от имеющейся у нас информации, поэтому моральные силы ещё не закончились и мы были достаточно заряжены. На подъём мы потратили пять с половиной часов размеренного шага, общаясь и фотографируя, и достигли его в 13:45.

Я подумала, что почасовая оплата лошадей очень продуманна – те, кто решат только начать подъём с их помощью, дальше отказаться уже не смогут. Ну как надеть тяжёлый рюкзак, если сам еле взбираешься? А спуск так вообще под рюкзак не тянет. Таким образом, вроде не большая на первый взгляд плата, может вырасти безразмерно.
Перевал выглядел мягкой вогнутой линией и в его центре стояла белая лошадь. Здесь дул сильный ветер и мы скоро стали спускаться, помня, что спуск легко может стать тяжелее подъёма и предположение это полностью оправдалось.

Спуск поначалу крутой. Тропа очень узкая, почти угадывающаяся. К тому же камни стали мокрыми после дождя и задул сильный ветер. Иногда тропа исчезала вовсе – под ногами был просто склон без намёка на притоптанность. Любой неверный шаг мог стоить затяжного скольжения с большой высоты, здесь очень нужны трекпалки.

И здесь стало мне страшно. Слава это как-то уловил и заволновался – как я справлюсь с дорогой под рюкзаком? Немного похожая ситуация произошла у нас в Грузии – тогда рюкзак чуть не стянул меня с обрыва.
Мой испуг обычно выглядит так: я перестаю болтать и восхищаться окружающим, а тонким голосом сообщаю, что всё хорошо! Что рюкзак давит сверху и таким образом держит меня плотнее к земле, и что ничего я не отдам, а пройду всё сама! К счастью, Слава не всегда на это ведётся.
Мы шли медленно, внимательно выверяя каждый шаг. А впереди показалось нечто новое – завалы снега. Подойдя ближе мы увидели зрелище, которое привело нас к тому самому когнитивному диссонансу! – Проехавшие на лошадях албанцы оказались дорожными рабочими – чистильщиками тропы!
– Лето пришло – 1 июня, – подумали албанцы.
– Пора бы почистить тропу от снега... – и теперь они бодро сбрасывали его со склона. Скоро мы к ним приблизились.

Перед нами сверху вниз лежал снежный язык толщиной около метра и шириной метров 30. Когда Слава ступил на него, то сразу закричал мне остановиться! Подтаявший снег, остающийся на свежерасчищенной тропе, оказался скользким.
Рабочие очистили уже треть ширины языка и Слава перешёл его первым. Оставив свой рюкзак с той стороны, он вернулся за моим. Как же я была благодарна ему и албанцам! Даже не знаю, как бы прошла там сама – по неочищенной части языка идти было крайне скользко, снег обледенел и слежался, а подошвы сандалий скользили и не вбивалась. Здесь нас точно сопровождало пожелание пастуха – если б мы вышли на маршрут хоть на пол часа раньше, этот язык нам пришлось бы преодолевать самим! Даже думать об этом я не могла без дрожи.

Когда мы проходили мимо албанцев, они показывали друг другу на нашу обувь, и действительно, сандалии выглядят довольно экстравагантно среди скалисто-заснеженных гор. Тем не менее они всё выдержали – хорошие сандалии при должном навыке заменяют кроссовки.
Медленно идя по тропе и иногда даже хватаясь за камни руками, я не могла не смотреть на милые белые цветы – с виду нежные, на ощупь плотные, а во время дождя они быстро захлопнулись. Слава, оглядываясь, покрикивал, чтобы я лучше смотрела под ноги! Дождь моросил, ноги у нас были мокрые, а температура по ощущениям около 18 градусов.

Стали появляться наклонные сосны. Ветки у них только с одной стороны – ветры и снега обтёсывают их, прижимая осыпями и снегопадами.
Так мы спускались, и только я порадовалась, что идти стало легче, как подошли к следующему языку. Шириной метров 25 и глубиной около полутора метров, он был менее крутой, чем первый. Слава снова перенёс свой рюкзак и вернулся за моим, погнав теперь меня впереди.
Твёрдый наст проваливался совсем немного и поэтому скользил. Решившись, я стала вбивать свои драгоценные сандалии в снег, как будто иду в горных ботинках. Другого выхода просто не было – на кону безопасность. Так при помощи палок, иногда рук и некоторых навыков, я перебралась через язык, и наконец-то облегчённо вздохнула. Ноги были мокрыми, руки замёрзшими, а сандалии всё ещё целыми.

Вокруг нас было много снега – он спускался по расщелинам, лежал в кулуарах, виднелся вдали. Но основную его полосу мы уже прошли. Дождь прекратился, стало светлеть и я надеялась, что только это станет изюминкой нашего перехода и останется благополучным воспоминанием. Мы посидели и отдохнули, обсуждая какое приключение себе нашли!
Как всё-таки удивительно всё в мире случается. Если бы наш багаж прилетел вместе с нами, то, скорей всего, на перевал мы вышли бы на день раньше. И сами лезли бы тогда по снегам, и не предсказуемо, на сколько успешно это закончилось бы.
Скоро нам повстречались туристы, идущие в Сэс. Думаю, в ту сторону маршрут сложнее, потому что за перевалом угол уклона больше. Идти вверх в таком случае проще, а вот вниз, да ещё по мокрым камням, труднее. По эту сторону у нас тоже был трудный участок, мы его целый час проползали, зато потом стало легче.
После суровой полосы из камней и снега резко началась сказочная пасторальная местность. Казалось, что сейчас из-за ёлочек к нам выйдут гномики и говорящие белочки! Тропинка вилась между громадных, одиноко разбросанных валунов, землю покрывала свежая травка и везде светились ярчайшие лютики. Шмели с гуденьем носились над всем этим и было слышно как далеко вверху смеются и перекрикиваются албанцы.

Следующим на нашем пути появился лес. Здесь мы сели отдохнуть и перекусить. Перед переходом Слава отобрал у меня всю нашу еду, которую раньше несла я, и теперь у него болели плечи. Еду я рассчитала на горный маршрут, но из-за того, что мы селились в гестхаузах, мы всё ещё не могли её съесть.
В пути мы были уже 7 часов и находились на высоте 1500 метров. Через время я услышала шум воды и скоро мы вышли к потоку и заброшенному кафе или может оно просто ещё не открылось. Здесь, не переходя поток, мы продолжили спуск.

Тропа резко стала на много круче и сложнее, в некоторых местах здесь даже оборудованы ступени. Усложняли ходьбу очень скользкие листья, покрывающие землю толстым слоем, они были мокрыми и скрывали сыпуху. Лес вокруг хвойный и запах смолы очень сильный.
Неожиданно тропа потеряла обрывистость. Лиственный лес задышал свежестью – казалось, воздух сам залетал в лёгкие. Появились белые осыпи, похожие на каменные водопады. Когда-то по ним стекала вода.
Неожиданно Слава заметил, что метки стали не бело-красно-белыми, а красно-бело-красными. Это значило, что мы идём по другой тропе! Внимательно вглядываясь, мы опять нашли свои метки. Зачем так похоже маркировать маршруты?
Мы шли по зелёному лесу, в тени гор и облаков, и скоро вошли в посёлок, возможно Ррогам. Здесь мы видели гестхаузы и ни одного человека!
Мы шли по кривым улочкам, как вдруг метка завела нас во двор и там потерялась. Огородами, переползая через заборы, удалось наконец выбраться из посёлка к реке. Её ослепительно белое русло очень широкое, но вода – только узкий ручеёк посредине. С нашей стороны берег белых камней окаймляли густые рощи.

Пошли дальше и увидели, что все провода к посёлку оборваны и значит в нём нет света и соответствующих удобств, например бойлера или связи.
Дальше мы вошли в лес, который назвали тайгой. На ровной местности, на совершенно белых камнях растут невысокие сосны, и это зелёное на белом смотрится очень странно.

А навстречу нам всё приближалась чёрная туча. Наконец она так увеличилась, что Слава решил – пора прятаться. Мы стали ставить палатку под первыми каплями и одна дуга вдруг сломалась! То ли материал не крепкий, то ли турки слишком багаж трамбовали – после перелёта миска оказалась внушительно погнутой и даже печка Бонда скривилась.
Ничего не оставалось, как всё свернуть, надеть плащи и идти к виднеющимся вдалеке домикам. До первого дома шли больше километра и это оказался ресторан-отель, возле которого стояло много машин и слышался гам, так что мы решили не заходить. Отсюда грунтовку сменил асфальт.
Дождь становился сильнее, а следующим домом оказалось кафе, но рядом было написано слово хостел. Мы спрятались от дождя на веранде и нам предложили жильё по 10 евро с завтраком. Тут у нас произошёл языковый курьёз. На предложение мы ответили – сии – посмотреть. Но поскольку это оказались итальянцы, то наше си они восприняли как – да.
Яркий носатый итальянец с семьёй усадил нас в машину и мы поехали. Ехать оказалось немало и другие дома больше не попадалась. Засверкали молнии, дождь зашумел водопадом – нам очень повезло забраться в машину перед самой грозой.
Подъехали к маленькому домику. Это оказался жилой дом, просто одну комнату переделали, затолкав в неё шесть кроватей. На первом этаже ещё большая кухня и санузел, а на втором живут хозяева.

Выбирать не приходилось и мы остались. Поужинали запасами украинской колбасы суджук с хлебом. Из кухни приятно пахло горячей едой и специями. Гроза промчалась, небо посветлело.
Мы вышли в маленький садик и стали ждать мужчину, чтобы попросить у него гвоздь для ремонта палатки, но не дождались. Зато когда мы разделись и залезли под одеяла, к нам постучались. Я оделась и вышла. Передо мной стояли все домочадцы и жестами предлагали покушать. Но уже было поздно и пришлось отказаться. Хотя высота здесь 970 метров, но после дождя было очень холодно. У нас обоих болели ступни и щиколотки – мы поднимались шесть часов, спускались четыре и потом ещё час добирались до этого домика. Нам удалось пройти перевал и спуститься в Вальбону и я была счастлива. Мы не попали в грозу, не спали в её сыром холоде, мы поселились под крышей и это тоже было приятно.
Одеяла нам дали толстые и укутавшись я долго читала. Слава же отключился сразу. Мы хорошо отдыхали в маленьком албанском домике, ставшим теперь итальянским.