Албания 2015. Ндерлиза, напутствие и Сэс

29.05.2015
Утро выдалось ясное, а номер с Солнцем не получился – из-за высоких скал оно выбралось только после 8-ми утра. Спали мы хорошо и каждый видел невероятные сны. Слава сказал, что это из-за того, что всякая травка здесь пахнет.

Дождавшись появления Солнца, я вышла наружу и ахнула – вокруг всё было покрыто росой и миллиарды разноцветных капель сияли на всех травинках, листах и камнях! Дымка ещё не поднялась и горы виделись как под увеличительным стеклом – такого ясного дня мы ещё не видели в Албании.

Я выковыряла из палатки Славу и заставила его любоваться. А скоро пришло стадо коз и вёл его большущий козлище – белый, матёрый. Первым делом он попытался тереться об нашу палатку. Слава начал его отгонять и тогда он стал тереться лбом об него!

Тут появились два пастуха и забрали козла. А вслед набежали козочки – большие и маленькие, белые и цветные, лёгкие и прыгучие. Они весело скакали по полянке и ломали кусты.

Когда стадо ушло, мы начали готовить еду, а пожилой пастух вернулся и лёг рядом в тени. С непосредственностью дитяти гор, он с интересом следил за всеми нашими действиями. Я приготовила ему чай, который он принял с удовольствием. А к чаю предложила часть нашего НЗ – нежную пастилу с мягким арахисом. От неё старик сразу решительно отказался, но я распечатала упаковку и положила рядом – может съест хоть кусочек.
Занятые завтраком и пейзажами, мы почти забыли о соседе, как вдруг что-то зашелестело и я с удивлением обнаружила, что от пастилы осталась только обёртка! Суровый горный старик не устоял перед сладкой украинской пастилой и это почему-то было приятно и немного забавно.

После чая он ушёл и увёл своих коз, а когда мы начали сворачиваться, то снова пришёл и смотрел, как мы собираемся. Как только мы были готовы, он решительно стал звать за собой – «на кофе». Слава сказал, что ожидал чего-то подобного и мы пошли через мост в деревню.
По пути пасух подвёл нас к месту, где часть потока с горы направляется в реку и оказалось, что он проложен через водяную мельницу! Настоящая старинная мельница и она работает! Мы вошли в маленький домик с крышей из узких деревянных досточек, старик что-то нажал, и вода хлынула, заставляя вертеться каменные жернова. Это было потрясающе – мы видели в действии очень древнее сооружение, а дальше все мельницы нам попадались уже не рабочие – оставленные для туристов и памяти.
Ндерлиза, наверное, одно из последних албанских горных селений, живущее не для туристов, а для себя. Именно поэтому здесь так ярко чувствуется жизненность, которая сохраняет деревню настоящей, не туристической.
Скоро мы вошли в большой двор, старик что-то крикнул своему сыну и усадил нас под просторным навесом. Пока я разглядывалась вокруг, нам принесли по крохотной чашечке густого кофе и – о ужас! Бутылку ракии! Мы отказались, и к счастью, они не настаивали.

Горцы налили себе ракию, старик-пастух торжественно встал и произнёс для нас тост. Он говорил и указывал в сторону, в которую нам предстояло идти, и каким-то образом мы поняли, что он пожелал нам счастливой дороги и что-то ещё, очень-очень хорошее! И с тех пор, с этого самого места, дальше наша дорога разворачивалась как полотнище. В самых неожиданных местах мы сразу находили помощь или ночлег. А двигаясь наугад, мы везде приходили вовремя, и хотя иногда старательно лезли в некоторые приключения, нас ловко и вовремя из них выводили.
Таково великое действие Слова и оно было услышано. Я очень надеюсь, что когда-то кто-то из моих знакомых побывает в долине Ндерлиза и передаст от нас старику пастуху маленькое сладкое напоминание о двух украинцах и прекрасном дне в этих горах. Если кто-то читает мой рассказ и едет туда – отзовитесь пожалуйста.
Пастух немного провёл нас и сказал, чтобы на обратном пути мы не ночевали у реки, а сразу же шли к нему. Ещё замечу, что пастух уже явно стар, но быстр и подвижен, а главное – лицо у него чистое, с румянцем и почти без морщин. Его сыну тоже уже много лет, но и его лицо удивляет гладкостью. Похоже в этом климате, с прекрасной водой и натуральной пищей, люди не болеют. И слава Богу.

Итак, мы уходили из прекрасной долины и за этот день планировали прийти в долину Сэс. Слова пастуха напомнили о том, что мы идём в некоторый тупик – из Сэс пройти дальше можно только в долину Вальбона и только через перевал Вальбона. Или же возвращаться обратно. Только не обязательно идти опять к Голубому Глазу – из Ндерлизы есть автомобильная дорога в Шкодер.
В имеющейся информации о перевале говорилось, что его переход занимает весь световой день и при этом багаж везут на лошадях! Набор высоты – 1100 метров, спуск – 1150 метров. Значит с рюкзаками, в которых лежат спальники и палатка, мы вряд ли сможем засветло пройти перевал. Именно это пугало Славу. Из-за меня, конечно же.
В свою очередь я надеялась, что уже полностью акклиматизировалась и главное, что все эти рассказы – просто маркетинг. С таким мы уже встречались в Грузии, где туристов пугали переправой через быструю реку и брали высокую плату за перевоз на лошади. Тогда мы вполне сносно преодолели препятствие и теперь я снова надеялась на удачное приключение.
Всё это ещё предстояло решить, а пока мы снова перешли мост и пошли вдоль реки. Метки повели нас через длинный завал из ослепительно белых камней. Они сияли так, что не спасали даже очки. Некоторые валуны приходилось обходить, некоторые переползать, но в целом всё было очень красиво по-новому.
Дальше мы шли по большой пустыне из белого песка и камней. Видимо, русло реки со временем сдвигается и оставляет после себя этот след. Сейчас здесь уже выросли сосны и метровые ёлочки и странно было видеть их яркую зелень на белом песке. Попадалась розовая горная порода, которая под ногами аппетитно хрустела и перекатывалась. Постепенно появились кусты скумпии, которые осенью станут разноцветными и зрелище тогда станет сюрреалистическим. Только станет и холодно. А сейчас было безветренно и очень-очень жарко – мы двигались в лето.

Когда долина сосен и валунов наконец-то закончилась, мы вошли в невысокий лиственный лес, где появилось немного тени. Встретили длинную цепочку туристов во главе с албанцем. Группа из 18 человек была очень разновозрастной и разнонациональной. Видимо, гид объединил несколько групп в одну. У всех рюкзачки килограмма по 2 или 3, и значит это их радиальный выход. Но я считаю, что в Ндерлизу надо входить обязательно со стороны Голубого Глаза, и впервые смотреть на её красоту с высоты, и желательно вечером. Мы чудом оказались в нужном месте в идеальное время.

Пропустив группу на узкой тропинке, через 10 минут мы встретили следующую – из баранчиков. Они здесь красивые – невысокие и лохматенькие, а гнала и стерегла их всего одна небольшая собачка. Баранчики шли и по местному обыкновению ели камни, игнорируя свежую травку вокруг.

Увлёкшись пейзажами, первый привал мы сделали только через два часа. Усевшись в тени скалы, смотрели вокруг и на асфальтированную дорогу, проходящую по другой стороне реки. Так что путь в Сэс можно проделать и без усилий, всего лишь выглядывая из окон машины.
Ещё я заметила, что совершенно здесь не чихаю, хотя дома это делаю регулярно. Так что моя догадка, что чиханием я освобождаюсь от аллергенов, похожа на правду. Здесь же, в горах, воздух так чист, что нечего даже вычихивать.

Дальше шли медленно. Нас останавливали то поляны земляники, то виды с высоты, то открывшиеся снежные вершины. Неожиданно перешли мостик и за ним к потоку, сбегавшему с гор. Его вода холодная, кристальная, питьевая. Мы умылись, побродили по воде и напились. Знали бы раньше об этом источнике, не экономили б воду. Невразумительным образом с собой у нас всё время были только две пол-литровые бутылки, которые мы пополняли в пути. И каким-то чудом нам их хватало до источников или ночлегов.

Немного дальше обнаружились великолепные, покрытые цветами альпийские лужайки и следы жилья. Здесь расходились дороги с указателями, одна из которых вела в каньон. Мы сходили туда посмотреть и обнаружили мост через узкое ущелье, где на глубине метров сорок бушевала вода.
Со стороны откуда мы шли, река терялась в сумраке узкого ложа, а в стороне Сэс она сверкала той сапфировой голубизной, которой отличаются реки Албании. Белые пенные гребни окружали торчащие из воды камни и в сиянии Солнца это было волшебно. С высоты река похожа на голубую дорогу, уводящую в светлую даль.
Перешли через мост, чтобы посмотреть на автомобильную дорогу. Безусловно, наша сторона красивее, разнообразнее, зеленее, и настрой её гораздо романтичнее.
Мы вернулись и снова пошли по тропе. Стали появляться пастбища с домиками, а скоро мы встретили двух древних старичков. Надо сказать, что албанские старички очень маленькие и сухенькие, старушки носят чёрную одежду, а старички обязательно в маленьких шапочках.

Село уже виднелось и возле него мы перешли реку вброд. Пока мы глазели и переходили, старички уже вернулись обратно с большими вязанками дров. А перед нами открылось село Сэс.

Мы пошли по селу и Слава воспарил забыв про жару и усталость, потому что красные крыши домов на фоне скалистых гор, белого снега и голубого неба были чудо как хороши. Эта долина тоже красива, но как по мне – Ндерлиза уютнее. В Сэс чувствуется, что всё здесь для и ради туристов: много домиков, хостелов, иностранцев, чехи гоняют на мотоциклах. А река в Сэс уже меньше, но всё же она быстрая.

Мы шли и присматривали себе жильё. По пути нас зазывали в кемпинги или предлагали жильё – по 20 евро с трёхразовым питанием. Но мы отказывались и шли дальше – именно из Сэс я просилась пройти перевал, а начало тропы к нему в самом конце села, поэтому Слава, на всякий случай, решил поселиться поближе к маршруту.
Сэс состоит из двух ярусов. Первый – вдоль улицы и реки, но хаос камней здесь выглядит по-жилому не аккуратно. Второй ярус гораздо выше и прячется среди зелени.

Мы устали из-за жары и Слава, как всегда, был готов поселиться у первого встречного, но я всё тянула его дальше. Наконец мы оказались у поворота ко второму ярусу, прошли немного и увидели прекрасный гестхауз в стиле шале, окружённый цветами. Но все места в нём оказались заняты – именно теми туристами, которых мы встретили.
Прошли ещё немного, до следующего гестхауза, и тут же встретили старичков со смотровой площадки! Они нам удивились, мы им. На вопрос о свободных местах хозяева сказали, что если мы подождём 15 минут, то они уберут в комнатке, из которой только что съехали. Пока женщины метушились, хозяин занимался нами – поставил в тени стулья и принёс холодный травяной чай, от которого мы тут же пришли в себя.

Наша комната оказалась хороша – в новой части дома, пристроенной к старой, но с сохранением стиля. Здесь стояли три большие кровати, одну из которых мы использовали вместо шкафа. На кроватях белоснежные постели, удобные подушки, тёплые одеяла. Стены свежепобелены, потолок дощатый и приятно пахнет деревом. Вдобавок – отдельный санузел с горячей водой! Цена – по 20 евро с трёхразовым питанием. Сэс уже очень раскручен туристическими компаниями и удобства в нём по европейским меркам и ценам.
Договорившись об ужине на восемь, мы пошли прогуляться. В этой части села построен автомобильный мост. На другой стороне реки село почему-то почти заброшенное, из травы выглядывают развалины. Солнце неожиданно быстро село за высокие горы и сразу же стало холодно – всего градусов 10-12, так что мы помчались обратно.

На ужин нам дали по тарелке супа, котлете, печёные перцы, хачапури, хлеб, салат, чай. Потом мы приняли душ и завалились в кровати.