Грузия 2014. Первый самый трудный день

07.09.2014
Утром, пока Солнце не добралось до нашего ущелья, было очень сыро. И дожидаясь тёплого светила, мы пили грузинский кофе, нарзан, готовили завтрак. В Тбилиси мы купили колбасу «суджук» армянского производства, а суджук украинского производства мы ели в первом переходе. Хочу сказать, что эта плоская сырокопчёная колбаса идеально подходит для походов – она долго и хорошо хранится, калорийная и очень вкусная.
Ещё мы нагрели воду и приняли душ, смыв старый пот. Как знали, что к вечеру наберёмся нового. Уже перед выходом нас атаковали огромные бабочки. Они садились на руки, голову и одежду так настырно, что даже вызвали смутное и необъяснимое чувство беспокойства...
Вышли в 11:30 и стали карабкаться вверх по склону. Но сколько ни искали, не смогли найти место, откуда можно было безопасно идти вдоль склона. Везде он был таким крутым, что даже просто стоять было можно только упираясь трекпалками.

В итоге мы снова спустились к реке и пошли по руслу, стараясь держаться края воды. Не смотря на жару шли в штанах и ботинках. Здесь это необходимо – ноги должны быть защищены от травы и постоянных водных разливов. Камни попадались скользкие и сцепление подошвы должно быть максимальным.
Идти быстро не получалось совершенно. Всё-таки это река, причём горная. Пусть здесь она не глубокая, но по воде не пойдёшь, а берега просто нет – есть только склоны. Иногда всё-таки приходилось на них карабкаться и идти в траве по пояс, по плечи и выше. Трава цепляется за рюкзаки, путается в палках, мешает идти, но вместе с тем, не опираясь на палки идти очень трудно из-за наклона и неровностей.

Переход длиной в два с половиной километра до места, откуда надо сворачивать на перевал, мы одолели за 3 часа с половиной и был он весьма утомительным. Иногда приходилось разуваться, чтобы перейти поперечные потоки или основную реку. Нам приходилось карабкаться на склоны и перелезать через упавшие деревья. Мы попадали в заболоченные места, обходили борщевик. Здесь очень важно максимально защититься от нещадно хлещущей травы, её семян, зарослей крапивы и ожогоопасного борщевика. Учитывая наши увесистые рюкзаки, задача усложнялась.

Возможно, если бы мы дольше поискали, то смогли бы найти где можно идти по склону. Но зато у реки была хоть какая-то прохлада, а стоило хоть немного от неё отойти, как жара наваливалась кулаком сверху, а влажность мешала нормально дышать.
Над рекой летало много ласточек. Попадались интересные камни – разломленные пополам, как буханка хлеба. Мы видели лужицы неимоверно ржавого цвета с маслянистой плёнкой – значит из каких-то дыр просачивается нарзан.
К 15 часам мы вышли на открытое пространство, которое Джамиль назвал «два аэродрома». Среди окружающих гор это место действительно смотрится как взлётно-посадочная полоса для летающих тарелок. Здесь мы уже шли не вдоль реки по жаре. Хотя травы и здесь высокие, идти всё же немного легче, чем по извилистой речке.

Семян вокруг летало такое множество, что представить здесь цветущую весну не помогала даже бурная фантазия. Зонтики и пушинки, сложноцветы и горошинки выглядели таким великолепным гербарием, что иногда забывалось напряжение каждого шага. Цветы тоже были – те, что я называла крокусы, туго набитые ромашки, колокольчики, жёлтые пионы, нежно-сиреневые соцветия. Некоторые травы стали красными целиком, некоторые только на кончиках, напоминая кисточки, а берёзы тронулись первым золотом и вместе это было великолепное зрелище!

Думаю весной, когда нет высокой травы, идти здесь на много легче и к тому же красивее. Вот только невозможно предсказать, когда здесь исчезает снег и открывается перевал.
Один раз мы вышли на что-то, напоминающую тропу – трава было сильно примята. Но шли недолго – после перехода через поперечный поток след тропы потерялся. Здесь мы добрали питьевой воды.
Ориентируясь по GPS, свернули наконец влево в сторону гор, надеясь найти дорогу на перевал. Ориентиром к повороту может служить огромный серый камень, видный даже в густой траве. Здесь мы подзаправились энергетическим шоколадом и пошли вверх. Подъём на перевал начался в 16 часов.

Растительность и на подъёме была высокой, поэтому мы просто шли там, где её было меньше. Начали попадаться заросли рододендронов, которые не всегда легко обойти. После небольшого плутания оказалось, что только с левой стороны склона есть единственный проход между этими мощными кустами.

Не смотря на большой уклон, тяжёлый рюкзак и всё ещё высокую траву, идти было не очень тяжело. Ноги переставлялись уже автоматически, рюкзак воспринимался как часть спины и я продолжала любоваться особо выделяющимися цветущими икебанами, иногда склоняясь к земле, чтобы обнюхать или лучше рассмотреть особенно зрелищное чудо. Попадались даже кустики земляники, но конечно, уже без ягод.
Постепенно травы становились всё ниже, аж пока под ногами не остался только каменистый склон. Мы петляли между рододендронами по чём-то похожем на тропу, как вдруг стала появляться черника… Чем выше, тем она становилась крупнее. Мы снимали рюкзаки, ползали между кустиками и снова шли до очередного ягодника. Ягоды вкусные, налитые, чуть кисловатые и холодные – то что нам надо.
Постепенно закончились рододендроны и остался только поросший травой склон. Так мы добрались до интересного хребта, ведущему как тропа к нашему перевалу. Хребет не широкий и создаёт впечатление моста. Виды отсюда открываются могучие и ощущение безлюдности до того сильное, как будто находишься в другой эре! Горы возвышаются вокруг голубыми монолитами, окружая нас, таких маленьких, так странно сюда забредшими.

А после хребта передвижение оказалось на столько сложным, что цветочки внизу действительно оказались цветочками. Склон стал отвесным и каждый шаг приходилось фиксировать, распираясь трекпалками. Именно каждый шаг – без преувеличения. Иногда приходилось ступать просто на трении и мне казалось, что тяжёлый рюкзак даже помогает, придавливая сверху к земле. Здесь обувь с хорошей подошвой безоговорочно необходима, и ещё – я сюда никому не советую идти. Любой неверный шаг может привести к затяжному падению в глубокие, тёмные каменные ущелья.
Перевал уже виднелся впереди, но добраться до него не получалось – на столько сильно приходилось петлять по хребту, спускаясь и снова поднимаясь по волнистому гребню. Глядя вперёд, вообще не казалось возможным дальше пройти. Местами даже небольших притоптанностей в камнях не было – только гладкий склон с мелкой осыпью. Иногда в душе я почти паниковала и бормотала просьбы, чтобы мы благополучно всё это прошли.
Так, цепляясь и упираясь в землю, мы вышли наконец на финишную прямую и с усилием выбрались на перевал. Добравшись до его седловины, мы даже не поверили этому сразу!
Зрелище вокруг – грозное. Зубцы скал на столько неприступные, на столько серьёзные, что понимаешь: вот это – Кавказ. Настоящий, могучий! Вокруг именно горы – не те, по которым ходят в выходные туристы, а массивные, громадные, аж жуть взяла от этого понимания. Позади нас горы освещались вечерним Солнцем, а в ту сторону, куда нам ещё предстояло идти, они высились голубым хребтом.

На перевале мы задержались недолго. Достаточно сильный ветер дул даже в ямке, где можно было поставить палатку. И хотя я рассчитывала, что ночевать мы будем именно на перевале, Слава быстро принял решение спускаться и, как показало будущее, это было чрезвычайно важным решением. И мы начали спуск и спуск оказался таким экстремальным, что даже опасный подъём померк с ним рядом.
Первые несколько десятков метров мы ещё шли по псевдо-тропинке, а дальше мне даже трудно вспомнить, как всё-таки мы спустились. Ноги съезжали, держаться было не за что и даже палки не упирались в скользящие камни. Я вбивала каждый шаг, проверяя, удалось ли закрепиться, и тогда только осторожно передвигала вторую ногу. Иногда передвигалась на корточках, бывало почти ползком. Недаром Джамиль – горный житель, спрашивал нас о наличии ледоруба, а мы пропустили это мимо ушей. По-хорошему, здесь вообще нужна страховка, нужна верёвка, потому что на глаз уклон 60, а в самом тяжёлом месте 70 градусов. Учитывая вес рюкзаков, это стало нешуточным испытанием.
Так мы спускались и наконец, в самом тяжёлом месте – такое у скалолазов называется ключ, я катастрофически застряла. Застряла и всё! Дело в том, что спускались мы, прижимаясь к склону своей левой стороной. А я умудрилась привязать с этой стороны коврик и ширина рюкзака с ковриком стала такой, что из-за крутизны я уже не могла прижиматься к склону. Рюкзак стал перешиваться в сторону, практически отталкивая меня от стены и стаскивая в сторону обрыва!
Шагнув очередной раз, я вдруг поняла, что нога не может зафиксироваться, потому что из-за наклона рюкзака сместился центр тяжести! И я просто повисла на траве, пытаясь нащупать ногами хоть какую-то твердь, но мелкие камешки с шумом летели вниз, не давая опоры.
От паники меня отделяло только то, что при панике человек вообще всё бросает, а я цеплялась чуть ли не зубами, перехватывая пальцами постепенно обрывающуюся траву. Счастье, что кавказская трава, растущая в суровых условиях, крепко закрепляется между камнями и некоторое время может даже выдержать вес человека да ещё с рюкзаком. Интересно, что я словно со стороны фиксировала, как изменилось моё дыхание – оно стало коротким, сильным и очень ритмичным. Не знаю, в какой режим перешёл организм, но сделал он это сам.
Славе тоже было нелегко, но всё-таки он уже спустился ниже, где уклон стал понемногу выравниваться. В очередной раз проверив взглядом моё положение, он чётко определил ситуацию и закричал мне – держаться! Что сейчас он вернётся и снимет тянущий меня со склона рюкзак! И что сделала я? Конечно, стала кричать, что не надо, что рюкзак меня прижимает...
Но, конечно, Слава меня не послушал. Он почти скатился до небольшой площадки, при этом хорошо ободрав руки, оставил там свой рюкзак и покарабкался ко мне. В эти считанные минуты я, по его совету, пыталась закрепиться трекпалкой. Три раза я её втыкала в сыпуху, понемногу соскальзывая, пока Славе наконец удалось до меня добраться. Но и тут было не просто снять мой рюкзак, ведь для этого мне нужно было освободить руки, на которых я, практически, висела. И тогда, при помощи Славы, я вернулась на тот самый шаг назад, откуда началось скольжение и где мы, наконец, смогли освободить меня и стали спускаться к спасительной полочке.
Дальше я передвигалась исключительно скалолазными приёмами, повернувшись лицом к скале, обнимая её, прижимаясь к ней, хватаясь за длинные волосы трав, когда уже не было возможности взяться за что-то пальцами или упереться ногами. Слава спускался практически так же и я просто не знаю, как он это сделал во второй раз. Сам он утверждал, что это благодаря большему размаху ног и рук.
Последние два метра до площадки я съехала на животе. Уверена, что с рюкзаком не спустилась бы – он просто стянул бы меня вниз. И ещё я получила запоминающийся опыт, как не надо привязывать коврик и как важно учитывать каждую мелочь.
На площадке обнаружился родничок. Здесь мы пришли в себя, умылись, перевели дух и стали спускаться дальше. Спускались по роднику, так как там были камни, куда можно поставить ноги. Постепенно ручей стал превращаться в реку, пространство расширилось, но оставалось крутым без возможности поставить палатку. Те же площадки, которые мы видели сверху, оказались без подступов к ним. А было уже 19 часов и мы понимали, что очень скоро в ущелье станет на столько темно, что мы не сможем передвигаться.

Наконец по правой стороне нашлась ямка. Не ровное место, зато не уклон. Мы завалили её камнями, застелили лопухами, а когда закончили, наступила ночь. И только мы сели возле своего домика, как навалилась усталость. Интересно, что не физическая, а какая-то общая, моральная. В основном от понимания, что избежали настоящей опасности. Что именно болело – так это щиколотки. Весь день мы шли то по реке, то по бездорожью, то карабкались, то спускались и нагрузка на эту часть ног была неимоверная.
Не смотря на усталость, мы всё-таки решили сделать чай. И это было правильно – мятный чай расслабил и успокоил. Дров в темноте мы уже не могли собрать и воспользовались теми, что я несла ещё от недостроенного домика. От воды поднялась сырость и мы забрались в палатку. Замерили высоту – 2346 метров. Таким образом с перевала Хелдери за полтора часа мы спустились на 220 метров. Ужинали сыром и хлебом, чурчелой и чаем. Рядом пересвистывались зверюшки, светила полная Луна и тихо звенела вода.
Всей душой понималось, какие здесь дикие места. Мы не знали, что нас ждёт впереди и очень надеялись, что погода позволит дойти туда, где может появиться дорога.
Дорога. Как ясно и не в последний раз я поняла, что это за благо! Идти без дорог почти невозможно. Дорога – это возможность продвигаться вперёд, это указующий путь клубок. Это благо, которое незаметно, пока не исчезает. Сама цивилизация без дорог невозможна.
Мы слегка проанализировали пройдённый путь. Как и говорили грузины, никакой тропы здесь нет, а что обозначено на старой карте – не знаю. И если раньше я всем вокруг восхищалась и собиралась этот перевал советовать, то теперь понимаю, что здесь очень и очень опасно – и подниматься, и спускаться. Никому я не советую потыкаться сюда, особенно без альпинистского снаряжения и с большими рюкзаками. Сделать рюкзаки меньше мы не могли – особенности месячного похода заставляли нести одежду и обувь для всех времён года, и ещё тёплые спальники, коврики, недельный запас еды, воду, печку для готовки и даже дрова. В итоге не было ничего, что бы нам не пригодилось за месяц нашего путешествия по Грузии.
Хотя спать хотелось, но мешало самопроизвольное подёргивание ног, из которых выходила усталость. Я посидела у входа в палатку, глядя на радугу вокруг Луны, а скоро стали наплывать облака и зашуршал мелкий дождь. В стороне перевала Хелдери лежала толстая обезьяна, и учитывая, как там ветрено, можно было только радоваться, что мы там не остались. Скоро дождь усилился, загремел гром, засверкали молнии. Но к счастью, центр грозы прошёл чуть в стороне от нас. Я затащила обувь из тамбура в палатку и, устроившись в ямке между камнями, наконец-то уснула.