Албания 2015. Долина Вальбона

02.06.2015
Утром под окном раздалось: хруп-хруп, хруп-хруп... Выглянув, я увидела то, что и ожидала – двух коней и мула, жующих траву. Потом мы ещё долго ждали, когда проснутся хозяева, а когда вышли, то увидели, что народу тут много – добавилось ещё пятеро итальянцев. Хозяйки стали нам что-то объяснять на пальцах и мы поняли, что на завтрак надо идти в кафе. Тонэ – пожилая итальянка в чёрном показала короткую тропу через лес, а сама осталась пасти баранов. Она оказалась очень приветливой и улыбчивой и долго махала нам вслед.
Задними дворами мы вышли к кафе. Рядом в протоке вертелась форель. Слава первым делом попросил у хозяина плоскогубцы, ножовку и молоток и с их помощью, добавив найденное в траве сверло, отремонтировал нашу дугу.
Я любовалась, какие тонкие он делал надрезы, чтобы достать обломок и не перерезать при этом связующий шнур. Как осторожно всё соединил и похоже наша дуга стала крепче новой!

Закончив, мы вернули инструменты и сказали – давайте еду. На завтрак принесли ерунду – по варёному яйцу, по два куска хлеба с маслом и кусочку сыра. Даже чая не дали.
Зато объяснили, что отсюда до города Фиерзе 40 километров и что барк – паром, отправляется с пристани в час дня. Следующим пунктом нашей программы было проплыть по Комани, по слухам чуду и фьорду в миниатюре.
Покончив с завтраком, мы вернулись к домику и забрали рюкзаки. Было 10:20 когда мы снова вышли в дорогу и я так и не знаю, в каком селении мы ночевали.

Скоро мы вошли в длинный посёлок, возможно Вальбону. Здесь очень много гестхаузов, кафе, есть школа и ни одного магазина. Зато попадались туристы налегке, так что наверняка здесь есть однодневные маршруты.

На окраине мы увидели мост и домик на другом берегу. Оказалось, что это мельница – неработающий музейный экспонат.
Дальше мы снова зашагали по дороге, размахивая руками. Наше шагание было абсолютно беззаботным – после похождений в горах нам казалось, что мир вокруг безопасен как комната! Мы понятия не имели о транспорте и как доберёмся до Фиерзе, но идти солнечным днём вниз было легко и свободно. Питьевую воду найти здесь не сложно, а заночевать мы могли где угодно.

Нас обогнали две машины, а третья внезапно остановилась и предложила подвезти! Мы удивились и согласились, даже не поняв куда поедем. По пути Слава довольно хорошо разговаривал на английском, рассказал где мы уже были и узнал, что по озеру ходит несколько барков. Самый дешёвый – в 9 утра по 300 лек.
А потом начался серпантин, при этом на большой скорости. Я сидела вперившись в одну точку, и на вопросы Славы только слабо шевелила губами. Я старалась доехать без приключений, потому что о пластыре мы не подумали. Этот серпантин был очень длинным, жутким, кружащимся и главное – я не знала, когда он закончится!
Когда я уже приближалась к кондиции, начался сильный уклон и вдруг раз – через ворота мы проехали к озеру! Вот так неожиданно, всего в два часа дня мы оказались на озере Комани.
Поблагодарив и подарив водителю украинский флажок, мы, пошатываясь, вылезли и стали осматриваться. Сразу скажу, что пристань довольно далеко от Фиерзе. Она маленькая и тихая. Справа – большой ржавый паром на приколе и забавный маленький паром-автобус. Он – чудо Комани – настоящий автобус приваренный к катеру.

Водитель пошёл выпить кофе под навес и, поговорив со служащими, передал, что нам разрешили поставить палатку прямо на пристани. А пока мы устроились за столиком в тени, восстанавливая пошатнувшееся равновесие. Тут подошёл большой паром – красивый, бело-синий, новый. Из него выгрузился цыганский табор, машины и группа мотоциклистов, с виду – ну просто киборги!
Одному из работников пристани привезли красивую молодую козу. Он долго гладил её, поил и кормил, а потом раз – засунул в мешок и увёз на машине! И сделал всё осторожно и бережно.
Слава принёс по чашечке кофе и курасану – как он говорит. И кофе оказался великолепным! Крепким, вязким и умопомрачительно ароматным.

В тени кафе мы просидели два часа, пользуясь Интернетом и поглядывая как работники порта моют и подкрашивают паром. Справившись, мужчины стали курить и пить ракию и запах поплыл такой, что мы наконец пошли искать место под палатку, решив не ночевать на пристани.
Мы набрали воды из крана, приметив, что все её набирают и значит она питьевая. Выйдя за ворота вернулись метров на сто и стали спускаться возле моста. По пути встретили подростка и я стала дёргать Славу, чтобы он не начинал спуск! А подросток подошёл и спросил на английском, что может нам нужно помочь? Вот такие подростки в Албании.
Возле воды мы нашли удобное место и разлеглись на ковриках. Слава готовил чай, а я с наслаждением лежала в тени ореха. Хорошо, что через Комани мы поплывём только завтра и впечатления не смажутся пережитым серпантином. Не заклеившись, почти голодные, мы проехали 40 километров довольно сложной дороги на большой скорости, и теперь было желание восстановиться.

Над нами голубело небо, сбоку зеленело озеро. Тишина, редкие свисты птиц, прекрасные отражения – мы ошеломляюще неожиданно перешли от гор к озеру и теперь оба переваривали новое состояние.
Мы отдыхали, читали. Тишина стояла удивительная. Позже сварили ужин и еда нас взбодрила. Место оказалось прекрасное – невидное ни с пристани, ни с дороги, ни с огородов.
Слава продолжал копаться в смартфоне, а я сидела перед входом в палатку и смотрела на ночное озеро. Пару раз что-то мелькнуло в кустах. Я подумала, что это фонарики и напряглась, но отблески не повторились.
Наконец мы легли и вдруг что-то зашуршало! Я стала трясти Славу, чтобы он посмотрел своим острым зрением! Среди листьев мелькнули два огонька… потом ещё два, и вдруг из кустов вылетели светлячки! Не меньше десятка их приближалось к нам.
Это было совершенно нереальное зрелище – огоньки летели плавно, покачиваясь и кружась. Их свет был золотистого оттенка, а не зелёного, как мы видели в Малайзии, и кружились они в воздухе не спеша, похожие на маленькие летающие кораблики.
Мы долго наблюдали за ними, но наконец устали и легли спать. Озеро Комани находится на высоте 400 метров. Здесь уже жарко и мы спали поверх спальников, вспоминая холодные ночи горных ночёвок.