Албания 2015. Голубой Глаз и долина Ндерлиза

28.05.2015
Утром мы обнаружили, что ночевали возле самого брода. Слава его перепрыгал по камушкам, а я преодолела классически – босиком. Вода в реке ледяная! Даже когда я выбралась на камни, то не могла говорить, пока сведенные холодом пальцы не разжались.

Очень интересная в Албанских реках вода – совершенно бесцветная, наверное потому, что дно выстлано ослепительно белыми камнями.

На другой стороне идти вдоль реки оказалось нельзя – тропа здесь быстро набирает высоту, уводя от речного ложа. Дальше метки ведут вдоль узкого рукотворного жёлоба – явно древнего водовода. Сейчас по нему прокладывают толстый шланг, но пока ещё он не действует. Идти приходится вдоль канала по полочке шириной в ладонь, над почти отвесным ущельем.

Мы шли через лес – здесь он покрывает горы до самого верха и почему-то нет снега. Начала попадаться и тормозить движение спелая земляника. Наклоняясь за ней мы обнаруживали громадных ящериц-драконов. Встречались и жабы – цвета опавших листьев.

Этот лес и тот, который мы проходили вчера, уже в середине июня станет с трудом проходимым. Даже сейчас, высотой всего по колено, трава и папоротники путаются в ногах. В прошлом году в Грузии мы шли через взрослые папоротники и оказалось, что не смотря на видимую ажурность, через них тяжело продираться, а осенью с них ещё сыпятся жёсткие части листьев.
К тому же метки будут теряться в поднявшихся травах и на их поиск придётся отводить время.
Постепенно спускаясь по тропе, мы вышли к хутору, где метки неожиданно пропали. Внизу виднелся мост и мы испробовали четыре направления, но так и не смогли пройти к нему.
Решили отдохнуть на поляне, где было холодно в тени и жарко на солнце. Таких полян возле сёл мы встречали много – учитывая сложный рельеф, террасы явно выравнивали вручную, и теперь они покрыты лугами и маленькими садами.

Отдохнув, мы снова сделали попытку спуститься к реке и наконец это нам удалось – получается, что спустившись с горы к хутору, нужно идти по каменному жёлобу, похожему на промоину. Внизу мы нашли метку и указатель на Голубой Глаз.

После моста тропа круто повела вверх и стало по-новому красиво: покрытые деревьями высокие пики образовали чашу, стенки которой выглядят дикими и неприступными. Интересно, что внутри этой гигантской чаши ты чувствуешь себя защищённым, но одновременно и пойманным.
А скоро мы нашли Голубой Глаз. Глаз – это озеро с мощным водопадом. Не смотря на то, что вода очень прозрачная, в этом месте она всех оттенков синего, потому что очень глубокая. Цвета расходятся кругами и появляется схожесть с радужкой глаза.

Мы полюбовались Глазом сверху, а потом спустились к самому озеру. Сначала шли по укреплённым дорожкам, потом лезли по деревянным лестницам и наконец оказались у Глаза. Здесь мы встретили старичков чехов со смотровой площадки – подтвердив рассказы, что в этой стране люди часто встречаются.
Возле Глаза устроено кафе с висящими площадками и столиками. Написано, что здесь можно выпить пива и поесть рыбы, но это оказалось враньём – рыбы нет. В воде плавали садки и Слава предупредил, что если там будет рыба, чтоб я её не выпускала! Но оказалось, что в них охлаждается пиво. Девушка-официант, узнав что мы из Украины, сказала, что украинцев здесь ещё не было, только не знаю, это она про этот год говорила или в общем.

Тут есть где переночевать. Если бы мы двигались с лёгкими рюкзаками без палатки и спальников, то прошли бы маршрут быстрее и могли бы заночевать в здешнем хостеле. Забегая вперёд скажу, что наш маршрут можно пройти налегке. Всего три раза мы спали в палатке! Уж так получилось. Но заранее найти об этом сведения не удалось.

Голубой Глаз действительно очень красив. В большое озеро бьёт невысокий, но мощнейший водопад, и его брызги разлетаются, создавая искрящийся ореол. Вода и изумрудная, и голубая и очень холодная. Мы любовались зрелищем с деревянной площадки прямо на воде. Слушали грохот воды, смотрели на разливающиеся цвета и вдыхали свежий запах пропитанного влагой воздуха. И всё это – суть вода.

Наконец мы продолжили путь, снова взобравшись по лестницам на тропу. Выведя круто наверх, она стала горизонтальной и мы пошли в новой, ещё невиданной красоте. С одной стороны – поросший лесом обрыв глубиной метров сто, с другой – вертикальная стена, и – цветы с обеих сторон.

Пройдя минут 20 от Глаза мы нашли обустроенный родник и напились. А раз напились, то и подъели. Славе уже надавил бока поясной ремень рюкзака и он отказывался строить планы на дальше. А мои коварные планы вели на перевал Вальбона! В одноимённую долину, а иначе пришлось бы возвращаться в Шкодер по уже знакомой дороге.

Этот перевал я приглядела ещё дома, но на месте оказалось, что даже на небольшой высоте ночи ещё холодные, а местами всё ещё лежит снег. Славу пугало, сможем ли мы пройти перевал за один световой день. Там круто и ставить палатку негде. А главное – спуск длинней, чем подъём, а мы уже знаем, как на крутом спуске устают ноги. Информации об этом перевале почти нет и Славу это пугало – из-за меня. А меня возбуждало – из-за непредсказуемости.

А пока мы шли дальше, и я ахала от окружающих видов. Как вдруг перед нами открылся такой вид, что после очередного «ах» я забыла закрыть рот: тропа нырнула вниз, открывая взгляду чудесную, восхитительную, умопомрачительную картину – долину Ндерлиза.

Перед нами выросли огромной высоты тёмно-серые скалы. Стоя в собственной тени они казались ещё темнее и создавали почти правильный круг с крохотной деревенькой внутри. Необычайность заключалась в том, что обычно тропа повторяет изгибы гор или долины, а тут мы оказались прямо перед лицом огромной стены – только с другой стороны долины. Гора выглядела массивным щитом, неприступным препятствием, защищающим маленький мир внизу.
Мы долго не могли оттуда уйти. Мы сидели и смотрели с высоты птиц на долину, на пещеры и на пронзающие их насквозь водопады.

Долина Ндерлиза довольно большая, совершенно плоская и почти круглая. Путь к ней от Голубого Глаза не труден и очень впечатляет, теперь мне понятно почему всех туристов сюда привозят.
Спускаясь, мы прошли пустующую пока торговую площадку, откуда услышали шум воды и увидели розовеющие камни. Это оказалась потрясающая природная достопримечательность, о которой мы нигде не читали.

Возникшее зрелище напоминало кипящий котёл из совершенно гладких, аж заполированных бело-розовых скал, и в этой странной структуре образовались круглые дыры и углубления. Когда мы спустились, то увидели белую пену, образующуюся от воды бьющей с силой, на которую смотреть просто страшно. Грохот стоял оглушающий и красиво было необычайно!

Мы полазили по монолиту, разглядывая площадку и котёл, и нашли места с хорошо видными водопадами.

Ниже этого чуда находится мостик к бару и, возможно, к хостелу, и дорожка в село. И мне очень понравилось это село!
Каждый из небольшого количества домиков окружён садом с зелёной травой. Сады обнесены каменными заборами высотой в метр – скорей, от животных. На заборах сушится хворост. Вокруг очень тихо, но не безлюдно – чувствуется присутствие человека. Чистота и весенняя свежесть придают картине идеальность, при этом она остаётся дикой.

Появилось ощущение, что находишься в миниатюрном королевстве, при чём в очень уютном королевстве. Был вечер, было тепло, было тихо – неприступные высокие скалы защищали и бережно хранили долину от ветра.
Недалеко проходило стадо баранов, доносились голоса людей и стук топора – долина не казалась пустой или заброшенной, хотя никого не было видно.
Воды в долине Ндерлиза много и она течёт с разных сторон. Сначала мы увидели реку – здесь её воды приобрели оттенок бирюзы. Земля со стороны села во многих местах залита тонкими родниками и даже слегка болотистая. Даже с гор проложены трубы, уводящие куда-то водяные потоки.

Мне очень не хотелось уходить отсюда и когда Слава заговорил о ночлеге, то сразу же согласилась. Мы перешли по мосту через реку и оказались на очень красивом берегу. Здесь взгляду раскрылись большие плоские поляны, каждая в окружении хвойных и низкорослых кустов – как отдельные комнаты. Именно эти невысокие кусты и окружение высоких гор вселяют ощущение безопасности и покоя, как будто находишься в доме. В придачу воздух пропитан сочным ароматом трав. Мы прошли вдоль берега и выбрали себе безветренную комнату попросторней.
Расступились облака, и в стороне, куда нам предстояло идти, открылась сияющая золотом вершина, а горы из которых мы пришли, стали синими. Покрытые лесами склоны меняли цвет в лучах опускающегося Солнца. Уже завелись соловьи, прокаркали вороны, по поляне бодро пропрыгали чёрные птички… Легонько пересвистывались насекомые, перекликались невидимые пастухи – здесь совсем не было глухо и тихо, как это часто бывает в горах.
Наконец мы поставили палатку, приготовили чай и ужин. Заглянул на огонёк старик-пастух и попытался поговорить на быстром албанском. Воду для готовки брали прямо из реки – на столько её вода чистая. Правда, течение очень быстрое, поэтому попадается песок и воду лучше отстаивать.

Поймав слабый сигнал, смоли отправить домой сообщение – удивительно, что даже в таком затаённом месте нашлась связь.
Высота здесь всего 500 метров, но мы всё равно палатку поставили так, чтоб её осветило утреннее Солнце и скорей нас согрело.

Я искренне наслаждалась атмосферой. На мой вкус, вечерняя долина Ндерлиза – одно из самых красивых мест, которые я пока видела в мире.