Албания 2015. Езерца и Пикник по-албански

30.05.2015
Утром до завтрака мы приводили в порядок себя и вещи. А на завтрак нам дали по одному помидору и яйцу, тарелке чего-то, напоминающему хлебные блинчики, чай, хлеб и масло, вкусное варенье и молоко – литра три. На слух вроде много, но для пяти евро на каждого – загадочно. Про вторую еду – ланч, Слава договорился, чтоб её нам дали с собой, на что албанки закивали: – Пикник, пикник! – Ага, пикник.

В 9:45 мы вышли из села и пошли вверх по течению. Дорога светлая, широкая. Нашли внятный указатель и наконец-то разобрались где дорога на перевал Валбона. Немного дальше случился самостоп и албанец на невероятно старом, но бодром мерседесе подвёз нас довольно далеко – до начала туристической тропы «Езерц».

Действие отдыха оказалось очень расслабляющим и, бредя налегке, мы уже не представляли, как снова наденем тяжёлые рюкзаки.
По удобной тропе вошли в негустой лес. Рядом всё время слышна река, иногда она пересекает дорогу. Периодически мы встречали родники – мелкие и прозрачные, они давали воду только если преклонить перед ними колени.

Езерцем оказалось место, от вида которого даже дух захватило! Огромная поляна одной стороной примыкает к высокой скальной стене. Она абсолютно вертикальная и растёт ввысь без постепенных переходов. Это красиво и величественно, неприступно и притягательно.

Здесь мы наконец-то увидели следы тирана Хаджи. Будучи параноиком и опасаясь вторжения со всех сторон, он приказал жителям строить бункеры, и маленькая Албания насчитывала их 700000! Сейчас бункеры приспосабливают под хозяйственные нужды, разбирают или они сами постепенно разрушаются.
С виду это полусфера из бетона с крохотным входом и щелью под пулемёт. Здесь она направлена в сторону Черногории – до перевала с ней километров десять. Ни одно из этих сооружений не пригодилось, зато сейчас привлекает туристов – такая вот ирония.

Дальше местность открытая и очень каменистая, но и через крошку камней прорастают деревца, особенно в тени булыжников.
Мы пили из пробивающихся родничков, а скоро нашли оборудованный источник с ледяной водой. Чтобы осторожные европейцы точно знали, что вода питьевая, источник подписан – Water! А в интернете мы встречали другое его название – Родник красивых лугов. Два его потока выведены в деревянные желоба, вокруг образуются ванны и лужицы и, конечно, всюду пышно разрослись цветы и маленькие дикие гиацинты источают тонкий аромат.

Был уже полдень, с неба лился зной, а мы всё поднимались в гору. Чем выше, тем больше становилось хвойных деревьев. Их запах стал сильным, густым и настоянным.
Дошли до развилки. Судя по карте, одна из двух дорог длиной всего 200 метров и сначала мы решили сходить по ней. Лес здесь густой и тенистый, а в конце открывается вид на прекрасную серую стену. Она так красиво вырисовывалась на фоне голубого неба, что было удивительно, почему на ней не висят альпинисты и скалолазы. С прекрасным видом на горы мы пообедали и обоих так разморило, что только повернувшее Солнце смогло нас оттуда выкурить.
Кстати, с собой нам дали жареную колбасу, огурцы-помидоры, салатный перец, яблоки, яйца и сыр.

Вернувшись к развилке, стали подниматься дальше. Мы очень расслабились и подъём в жару давался медленно. Я предложила Славе его подвезти и он с готовностью согласился, попытавшись влезть мне на спину. Еле вывернулась!
Мы всё поднимались и поднимались, уже не спасала тень и главное – мы совершенно не знали, куда должны прийти. Из-под ног вылетали мелкие камни, тропа стала узкой и очень крутой, а склон, по которому в случае чего катиться, быстро становился не просто крутым, а даже отвесным. Но всё ближе становился красивый горный хребет и всё шире открывался удивительный вид. Только ради этого стоило забираться на неведомую высоту. Над горами бродили огромные белые облака, но мы надеялись, что не будем застигнуты дождём в пути.

Встретили двух с туристов с верёвкой, а потом ещё целую группу в высоких ботинках и с альпинистским снаряжением. Все они с подозрением косились на наши сандалии и дрючки-посохи, а скоро эти встречи оказались полезными.
Довольно неожиданно мы докарабкались до скальной стены, что обычно трудно сделать из-за примыкающего леса. Мы её пощупали, полюбовались, а потом решили – а пройдём-ка ещё немного вверх!
Тропинка здесь петляет крутыми зигзагами, набор высоты очень быстрый. Раззадорившись, мы поднимались всё выше и выше! Скорее, к нависающим скалам! А остановившись, оглянулись назад…….. и поняли, почему обе группы несли верёвку… Жутко было даже смотреть вниз, не то что идти по сыпухе.

По всей видимости, здесь уже начинался альпинистский маршрут и дальше нужно переваливать за хребет, где тропа становится ещё круче. Встреча с людьми обутыми и экипированными правильно, вернула нам здравый смысл, магия гор на секунду прервалась и мы почти вовремя повернули назад.

Спускаться было страшно до холодка в животе. Слава очень переживал, я иногда скользила, тропа сливаясь со склоном терялась, так что иногда я влезала туда, откуда было сложнее выбраться. Высота здесь уже скрадывала жару и это помогало идти. Наконец мы оказались там, откуда рванули, снова пощупали скалу и дальше стало уже если не легче, то хоть менее страшно. Наконец оказались в относительно безопасных местах, перевели дух и даже зашагали, а не заскользили вниз.

Добрались до родников, доели «пикник». Вечерело и надвинулись длинные тени, жара отступала. Сегодняшний день был гораздо теплее вчерашнего. В это время мы вчера уже мёрзли, а сейчас шли ещё в майках.

Участок, который утром мы проехали на машине, теперь проходили пешком и таким образом видели его заново. Идиллия нас окружала совершенно невероятная! С обеих сторон тянулись лёгкие плетёные заборы – визуализация для животных. За ними – прекрасные, покрытые цветами луга. Иногда там бродили ухоженные кони, красивоглазые коровы, розовые свинки и почти воздушные овечки и козы.
Включились кузнечики, по-вечернему заблагоухали травы, голубое небо расчерчивали самолёты, а вокруг – серые горы с каймой белого снега. Повсюду сплошная красота – альпийская!

Надо сказать, что в описаниях Албании абсолютно все говорят о мусоре и бункерах. Такое впечатление, что писаки попугайски перетаскивают себе чужую информацию, не напрягаясь оглянуться и передать свою. Бункеров на самом деле осталось не много, а мусора вдоль дорог не больше, чем у нас. Да, он есть, попадаются свалки, зато гораздо меньше летает пакетов. Я ещё понимаю, если бы на мусор сетовали европейцы, но русскоязычные лучше бы на свои страны смотрели.
На горных же маршрутах чистота просто восхитительная и не валяется вообще ничего. Конечно, туристы-пешеходники, забирающиеся в такую даль, ценят и берегут природу, но всё-таки и местное население её не засоряет.
Войдя в Сэс мы скоро уже стояли у поворота к нашему гестхаузу. Но мне хотелось ещё пройтись по вечерней прохладе и Слава согласился дойти до конца села. Там, возле больших старых лип стоит костёл – почти всё население Сэс католики. Рядом с костёлом большая площадка, где дети шумно играют в футбол, а в тени стен отдыхает стадо барашков.
Вокруг костёла нет ни высокого забора, ни других ограждений. В отличие от привычных церквей, здесь нет напыщенности и желания держать прихожан в униженном повиновении. Это напомнило мне Лаос, где дети также бегали по территории храма. Как и там, здесь чувствовалась свобода. Вечерний вид был чрезвычайно красив, особенно поднимающаяся в небе прозрачная Луна.

Возле костела мы нашли указатели на туристические маршруты. Присмотрели себе на завтра один и повернули назад. Путь через длинное село туда и обратно с фотографированием занял час. И я, по словам Славы, наконец-то была доведена до кондиции: – До какой? – До нужной!
В гестхаузе произошла смена жильцов – заехала группа французов и пара в огромных горных ботинках. Как они ходят в них в такую жару? Конечно, все с нами пытаются разговаривать, особенно когда узнают, что мы из Украины. Но получают в ответ не густо.
Во время ужина в зале топили камин, хотя было совсем не холодно. Французы шумно пили и предлагали выпивку нам. Отдыхать мы отправились рано – дневной переход занял 10 часов.
Все эти дни я периодически поклёвывала Славу о переходе в Валбону. Моё влияние было на него явно слабым, зато отдых в хороших условиях так расслабляюще сказался на его мыслительных способностях, что Слава потерял бдительность и после плотного ужина вдруг расхрабрился и неожиданно почти согласился туда идти! Так что я затаила дыхание и решила вести себя предельно осторожно и не затягивать его в те места, где он мог бы передумать...