Грузия 2014. Второй самый трудный день

08.09.2014
Утро настало безоблачное. Среди сверкающих после дождя трав мы завтракали и с наслаждением пили кофе. Именно после ночного дождя стало очевидным, каким правильным было решение – не ночевать на перевале. Боюсь, что спуск по скользкой траве и размытому склону мог не только стать ещё менее проходимым, но всё-таки привести к нежелательным последствиям.

После завтрака тронулись в путь. Сначала шли по правой стороне всё увеличивающейся реки. А когда берег стал каменисто-отвесным, перешли реку и покарабкались на травянистый холм. Здесь снова обнаружилась примятая трава, как будто кто-то прошёл недавно, и мы пошли по ней, если можно так назвать осторожное продвижение по наклонному склону. Тропа то терялась, то снова находилась. Всё вокруг заросло борщевиком 3-х метровой высоты и его острые листья тянулись к нам как хищные крылья.
Мы очень надеялась, что наверху найдётся настоящая тропа, которая была на карте, но её не было. Через час пришлось снова спускаться к реке, потому что склон становился всё круче и был скользким после дождя.
Спустившись, мы решились искупаться в холодной воде и смыли с себя все пушинки, пылинки и липкий сок – всего, чего набрались за не полные два дня.

Дальше попытались идти по краю воды, но река не давала идти по одной своей стороне и там, где нельзя было прыгать по камням, приходилось разуваться и переходить с одной стороны на другую. Но самым трудным было то, что 80% камней живые. Куда ни встань, камни качались, переворачивались или ускользали из-под ног. Даже валун величиной с тумбочку мог запросто покатиться, только ты на него опёрся. Это было очень страшно, потому что травматичность ситуации была явственной. Учитывая, что где находятся люди неизвестно и медицинской помощи не дождёшься, напряжение усиливалось с каждым шагом. Рюкзаки тоже не стали легче и при рваной ходьбе по камням щиколотки натягивались до звона. Практически каждый шаг приходилось выверять и было невозможно поглядывать в красивые стороны. Добавить к этому, что некоторые камни были скользкими и может станет понятным, как тяжело идти по руслу горной реки.
Поначалу она ещё текла в каком-то ложе, но скоро со всех сторон в неё стали впадать родники, которые тоже не очень легко переходить. И конечно, река становилась всё полнее и многоводнее. Мы перепрыгивали и перелезали, всё чаще разуваясь, чтобы пройти по глубокой воде. Идти в ботинках было очень удобно, но переодевание занимало много времени, а мочить их было нельзя, потому что мембранная обувь потом долго сохнет, да и сушить её было негде.
И тогда Слава принял важное решение – дальше идти в сандалиях. Для него это было сложным решением, так как он считает, что сандалии не подходят для горных походов. Но зато теперь я могла сбрасывать и надевать обувь не снимая рюкзака.

Переходы по воде несли опасность скользких камней, потому что хоть мы и выбирали места, где пошире и течение слабей, но всё равно вода ударяла по ногам, двигала камни и Слава нередко перетаскивал меня за трекпалку-выручалку.
Появились места, когда река так сужалась между отвесными стенами, что вода с рёвом устремлялась вперёд, и тогда нам приходилось выбираться на берег. И снова высокая трава и борщевик, крутой склон и осыпающиеся камни. Я обнаружила, что борщевик хорошо ломается и когда трекпалкой проламывала себе путь, то густой едкий запах сока витал как отрава.

Даже обычная трава становилась всё выше и иногда я терялась в её 3-х метровой высоте. Конечно, она роскошная и зелёная, но в её чаще не видно куда ставишь ногу, а сверху сыпятся колючие смена. Вдобавок попадались поперечные канавы выше моего роста, куда залезть и вылезть стало для меня разнообразием в препятствиях.
Изредка встречались места, где каньон раздвигался и река превращалась в мелкую и спокойную. Эти 50 метров становились для нас отдыхом – можно было просто перебираться с камня на камень и даже посмотреть по сторонам. Вода реки явно несла нарзан – камни окрасились в знакомый коричневый цвет. Я продолжала снимать и надевать сандалии и за день проделала это не меньше полусотни раз.
И снова пейзаж изменился – ущелье сузилось и резко стало высоким. Каменистые склоны здесь густо поросли еловым лесом и появились огромные стволы, лежащие в реке. Иногда они помогали перебираться, образуя мосты, иногда становились поперечным препятствием. Лес над нами пестрел побелевшими сухими деревьями и стало дополнительно страшно от имоверности падения такого гиганта.
Тут внезапно упали первые капли дождя, и только мы успели достать плащи, как хлынул ливень. А скоро посыпался град величиной с горошину и быстро засыпал всё вокруг стеклянными бусинами. Вдобавок молнии падали с сухим треском и казалось, что это валятся сухие деревья. К счастью, летняя гроза прошла быстро и через 15 минут всё утихло. После дождя я уже не снимала плащ, потому что в ущельной сырости он меня грел.
Начало вечереть. Слава стал приглядывать ровное место, но, конечно же, его не было. К тому же, увидев в ущелье грозу, мы поняли, что в любую минуту может пасть засохший гигант и решили двигаться дальше.
Стены ущелья стали почти вертикальными, а река ещё полноводнее. Вдоль воды уже почти нельзя было идти и мы передвигались, повисая на ветках появившейся ольхи.
И весь этот день нас сопровождала птичка-пинькалка. Маленькая, меньше воробушка, с песней удивительно нежной, хоть и короткой, она перелетала за нами с берега на берег до самых сумерек. После того, как странные бабочки предвестили трудный и даже опасный день, эта птичка вселила уверенность, что переход закончится благополучно. В условиях, когда не приходится думать и отвлекаться, до странности ясно воспринимаются именно такие знаки. Я до сих пор с удивлением и нежностью вспоминаю эту птичку.
Не смотря на невероятную трудность этого дня, я купалась в новых ощущениях. Я видела как из родника родилась стремительная река, я осознала что такое настоящие дикие реки и горы. Я видела, как среди брызг цепляются за берег нежные цветы и большие мохнатые пчёлы собирают с них мёд. Пышная растительность, грозный лес, скалистое ущелье и рядом – Слава с малиной и ароматнейшей земляничкой на ладони. Насыщенный, утомительный, невероятный и поучительный день: я полностью осознала, что настоящие дикие горы – опасное место для прогулок.

Из-за узости ущелья и пасмурности, сумерки наступили раньше времени. Было непонятно что делать – мы запросто могли остаться без места для ночлега. А река вдруг стала образовывать водопады, из-за чего нам всё чаще приходилось карабкаться на крутые мокрые склоны.
Наконец Слава увидел поваленный ствол гигантской ели и предложил устраиваться на нём. Не обладая интуицией, я почему-то стала просить его пройти ещё дальше, ну хоть немножечко! Хотелось использовать до конца весь световой день, потому что очень угнетала мысль, что ночевать придётся в узком ущелье, среди воды и под сухостоем. Что-то внутри звало и тянуло вперёд – то ли надежда, то ли чувство опасности.
Я сказала, что мы пройдём ещё совсем немного и, если надо, вернёмся. Славе тоже не нравилась мысль ночевать практически в реке и он поддался на уговоры. Скоро обошли очередной громадный камень – мы наловчились это делать не влезая на склоны, а обползать валун, обнимая и прижимаясь к его телу как ящерицы. Дальше пробрались через ольховую чащу между большими камнями, и я ещё увёртывалась от хлещущих веток, как вдруг Слава сказал:
– Я вижу человека…. И второго.
Я подумала, что у него начались галлюцинации. Потому что – какой человек? Откуда?! Что он здесь делает? Мы шли почти 9 ходовых часов и предполагали, что и завтра нам предстоит такой день, а тут … человек?
А это оказались рыбаки! И откуда здесь рыба? С дождями выпадает, что ли? Слава хотел спросить у них о дороге, но шум воды заглушал всё и к тому же рыбаки находились на другой стороне уже широкой реки. Слава даже увидел, как взметнулась удочка и блеснула рыба – и это на расстоянии 60 метров!
Пройдя ещё немного мы оказались в следе бульдозера и скоро он сам, развалившийся, обнаружился за камнями. Его след трудно назвать дорогой, но это уже не заросли и не река. Мы прыгали по камням и переходили лужи, которые для нас уже не являлись препятствием. После всего пройденного нам казалось, что мы идём по аллее! А рюкзаки на спине уже давно не учитывались. Они как будто приклеились к спине и даже прыжки делались с поправкой на собственный увеличившийся вес.
Не теряя времени, мы прошли ещё минут десять и вышли на большую площадку возле реки, оставшуюся от тяжёлой техники лесорубов. Вокруг громоздились валуны и стволы, но среди них мы нашли ровное место и поставили палатку.
Следующим делом нагрели чай. При чём это стало возможным только потому, что я упрямо тащила несколько досточек с первой ночёвки после Хаиши! Бросить дрова я ни в какую не соглашалась, а после ливней не было вокруг ни одной сухой веточки.
В чай я бросила сушёную ежевику и маленький ярко-красный шиповник. И чай так пах, что ушло напряжение! У нас осталось совсем немножко сыра, и ещё мы нарезали колбаску, и хлебушек, и чурчелу… Весь день мы шли на одной колбаске чурчелы, напряжение загнало куда-то аппетит и теперь мы просто купались в аромате еды и чая.
Всё это рассказывается быстро, а на самом деле прошло немало времени пока мы выровняли место и поставили палатку, раскочегарили печку, вымыли и насухо вытерли ноги – весь день мы болтались в холодной воде и сухое тепло негой разлилось по телу. В этот день больше всего устали руки и плечи. Ведь мы не просто опирались, а превращали в дополнительные ноги спасительные трекпалки, карабкались на камни, висели на ветках деревьев.
А как только залезли в палатку и отхлебнули чая, как рядом появились рыбаки!
– Гамарджоба!
Как истинные горцы, не смотря на ночь и дождь рыбаки возвращались домой в село.
Туда 6 километров и идти часа полтора. Они предложили нам пойти с ними, но, конечно, вылезать из уюта палатки совсем не хотелось. Самое интересное, что на четверых рыбаков было два автомата, они и у нас спросили о наличии оружия и удивились, что его нет.
Среди горцев был стройный пожилой аксакал. Он расспрашивал, кого мы вдели по дороге, где пролегал наш путь. Конечно, мы ответили, что никого не встречали, дороги не было, только недалеко от перевала Хелдери некоторое время шли по примятой траве.
– По примятой траве? Так это медведь был!
И веселью их не было предела, когда я раскрыла рот от понимания ситуации.
Грузины ушли, а мы ужинали и смотрели как сияет Луна, похожая на жёлтый кошачий глаз. Решали, что утром идём в их деревню. Конечно, где полтора часа для грузин, там для нас три, зато там будут люди. Просто поразительно как меняется всё в походах и какие эти походы бывают разные. Мы так бежим от людей и цивилизации, мы так вздыхаем, когда снова к ним возвращаемся. Но только если это – обычный поход, прогулочный. А когда избегаешь опасности, когда пробираешься без дороги, когда рассчитываешь только на себя, с пониманием, что помощи ждать неоткуда, тогда начинаешь ценить человеческое общество, и безопасность, и возможности цивилизации. Кто не бывал в таких ситуациях, тот сейчас меня не поймёт.

Было большим чудом, что мы дошли до людей, что нашли место, где поставить палатку. И что место это безопасное. Ночёвка в стремительной, несущей камни реке, среди валунов и сухих деревьев, да ещё при неустойчивой погоде, могла стать опасным испытанием.
По плану у нас был ещё один переход через горы – такой же неописанный и неизвестный. Но теперь мы решили туда не идти. Кстати, позже мы узнали, что возможно, надо было спускаться с Хелдери не прямо, а сначала пройти влево по хребту, и уже там искать спуск. Но дорог или карт не было и только редкие местные жители могут знать где возможен проход.
По прямой от прошлого места ночёвки оказалось 4,9 километра, но мы, конечно, не шли по прямой. Ходовой день составил почти 9 часов. Высота нынешней ночёвки – 1700 метров и здесь оказалось множество слизняков. Даже улитки не носят здесь домиков, только мы таскаем свои рюкзаки.
Ночью шёл дождь, гремел гром, сверкали молнии и я не раз слышала, как сыпятся где-то в ущелье камни и рушатся вниз сухие деревья. В тепле спальника от этих звуков щекотало внутри от понимания, что мы избежали возможной опасности.
После нескольких ночёвок на камнях, крупный прибрежный песок казался мягким и мы отлично выспались среди шума вод на Земле и вод падающих с Неба.