Грузия-Турция 2013. Ликийская тропа. Первый день

ЛИКИЙСКАЯ ТРОПА

Первый день по Ликийской Тропе
02.07.2013

Голубое небо – это первое, что мы увидели утром. Было ещё рано и совсем тихо, только рядом слегка побренькивала первая цикада. И первыми словами Славы стало: – Это она пилу свою точит?
В ответ свеже-наточенная цикада завелась и разбудила всех сородичей в округе!
Прогулка в туалет за пол километра окончательно нас разбудила. Потом мы позавтракали соком и бубликами и не хватало только чая.
Вода утром в озере хрустальная. Рыбёшки азартно толпой набрасываются на входящего, и я дала им себя немного погрызть за ноги. Вокруг тишина, благодать и даже не хотелось уходить.
В 9 часов мы всё-таки тронулись в путь. До следующего источника – семь километров сплошного подъёма, так что набрали с собой воды 4,5 литра. Тем более, что после некоторых разговоров мы поняли, что на Ликийской Тропе нас ждут не миндальные пряники.
Так что же такое Ликийская Тропа.
Её общая протяжённость 509 километров, и тянется она то по горам, то вдоль береговой линии, иногда пересекая реки. На пути встречаются развалины и природные достопримечательности, но главная её составляющая – пейзажи. Иногда очень диковинные.
Есть любители, взявшиеся пройти Тропу целиком и поэтому регулярно проходящие её по кусочкам, так как на всю нужно много времени.
В основном по Тропе идут весной или осенью. Но мы, по незнанию, пошли в самый жаркий период – в середине лета, благодаря чему не встречали туристов и всё огромное прекрасное пространство принадлежало нам. Зато жара стояла неимоверная, и турки в сёлах удивлялись, нас встречая.
Поначалу Ликийская Тропа очень напоминает Крым и даже ощущается некоторое разочарование. Но потом это проходит, пейзаж меняется и постепенно вы втягиваетесь в маршрут.
Только жарко. А если вспомнить, что приходится нести дневной запас воды и рюкзаки, то даже очень жарко.
Общие выводы я дам в конце, а пока мы только ступали на Ликийскую Тропу, причём сразу – без всяких предисловий.

В этих местах выходов на тропу два – почти от КПП и подальше – от ресторанов. Почему-то нам посоветовали начинать от второго – вроде там тропа лучше. В нужном месте, следуя информационному знаку, мы повернулись к горе и сразу покарабкались, потому что назвать этот подъём пешим немного трудно.
Первые полчаса мы поднимались очень круто. Тропа иногда была видна, но чаще она больше напоминала ссыпавшиеся камни или следы ливня. Климат удивил – не смотря на то, что время шло к полудню, жара не донимала. Мы были в достаточно тенистом лесу, где основная порода – сосны. Они толстые, высокие и шапка их веток колышется далеко наверху.
Растительное разнообразие невелико, но кроме сосен ничего не знакомо, поэтому глазам интересно. Много поваленных деревьев, и значит нет проблем с дровами. Изредка откуда-то залетал ветерок и освежал потные спины. Идти не то, чтобы тяжело, но из-за крутого рельефа не просто.

Первый привал сделали через полтора часа и набрали 250 метров высоты. Это явно перевал, с которого просматривается каньон, который мы проходили вчера. На перевале великолепно дуло и есть почти ровные площадки для палаток. Только зачем, если воды нет.
К 14:30 мы прошли уже три перевала и поднялись на 700 метров. Поскольку каждые 100 метров температура воздуха понижается на 0,8 градуса, то мы уже понизили температуру на 5,5 градуса, что не могло не радовать.

Высота третьего перевала – 750 метров. Здесь большая площадка, оборудованное кострище, ветер гуляет. Видно море синей полосой и вокруг красивые скалы. Хвоя осыпается как листья – с лёгким шорохом. Из насекомых – только мощные цикады и ещё видели громадного дохлого скорпиона – длина с хвостом 10 см. Слегка напугались – ведь возможна и встреча с живым.

Дальше тропа стала немного понижаться. Появились кусты, листья которых осенью становятся разноцветными. Под нашими ногами листва прошлых лет потеряла цвет, а на ощупь стала похожа на пергамент. Это сделало её скользкой, поэтому хотя шли мы вниз, но шли медленно и осторожно, так как ноги легко едут. Здесь, как и в Грузии, совершенно необходимы треккинговые палки – хоть вверх идёшь, хоть вниз.
Тропа маркирована бело-красными флажками на камнях. Что интересно, там где маркировка и так ясна – тропинка одна и свернуть некуда, метки попадаются часто. Но стоит появиться сомнениям, как маркировка исчезает.
Мы обошли гору и оказались на склоне, освещённом Солнцем. При этом здесь полностью исчез ветер и стало очень жарко. Хорошо, что по этой стороне мы уже спускались, а не поднимались.
Всё время шли в сандалиях – хороших, треккинговых. Только прежде необходимо иметь опыт ходьбы в таких сандалиях. Может в кроссовках было бы и лучше, но, учитывая неровности рельефа, ими была возможность натереть ноги, как это случалось со многими. Сандалии же хорошо держали ногу и негде им было тереть, а ещё в них не так жарко, как в закрытой обуви.
У нас была карта Тропы, но довольно скоро мы поняли, что она не точна. То есть объекты на ней нарисованы, но высоты и расстояния указаны с погрешностями.
По пути справа от дороги попалось небольшое ровное место – в тени, расчищенное, с кострищем. Ровных мест нам почти не попадалось и мы с сожалением прошли мимо.
А через пять минут мы оказались у родника! Он не блещет напором – за минуту набегает литр, зато вода чистая и холодная. Стекает в зацементированную ванну, которая поросла мхом и растениями, так что стала похожа на аквариум. По поверхности бегали водомерки, а на борту восседала лягушка. Место очень тенистое, даже тёмное. С этой дороги родник хорошо видно, хотя появился он на 100 метров выше, чем на карте.
Позже мы обнаружили, что чуть раньше тропинка раздваивается и по ней можно пройти мимо родника, особенно если идти снизу вверх. Только небольшая лужица указывает на то, что где-то рядом вода. Поэтому надо быть внимательными.

Мы прочистили сток от набившихся листьев и вода побежала веселее. У нас оставалось ещё два литра воды – потому что мы экономили. И теперь этой, уже нагревшейся водой облились, потому что после жары родниковая вода казалась ледяной.
По описаниям из Интернета, остановка на ночь делается в ближайшем посёлке. Но зачем идти в село, если можно заночевать в горах? Поэтому мы вернулись на присмотренную стоянку – до неё идти пять минут, и устроились там.
Место небольшое, вряд ли вплотную поместится больше 2-х палаток. Хорошо, что на Тропе не сезон и мы разместились сами, иначе места могло бы и не хватить.

Здесь у нас сломалась дуга палатки. Место стыка оказалось с трещинами – возможно, это был производственный брак. Принялись думать что делать. С трудом вытолкали сломанный кусок и стали искать, чем бы срастить. Никакие деревяшки не помогали – в этом месте дуга испытывала полную нагрузку.
Тогда я предложила раскурочить переходник, который служил нам в Грузии. И когда я стала разбивать его камнем, штекер отскочил в траву и там обнаружился металлический колышек от палатки.
Когда мы стали прикладывать к дуге штекер, оказалось, что по диаметру он хороший, а по длине коротковат и поэтому выскакивает. А вот колышек, который нашёлся благодаря отскочившему куску переходника, подошёл идеально. Мы решили, что это чудо и назвали его – «указующий перст». Слава колышек согнул, вставил в дугу и сверху закрепил пластырем.
Палатка встала хорошо, только чуть-чуть криво. После этого мы легко раскочегарили печку Бонда – на сухих дровах и при небольшой высоте она работала великолепно, и наконец-то выпили чай с мятой, который последний раз пили ещё в Памуккале.
Потом сварили перловый суп из брикета и учитывая, что завтрак состоял из сока с бубликом, с трудом дождались обеда. До вечера постоянно пили – то грузинский чай, то турецкий кофе, варили гречку с колбасой, в общем – наслаждались жизнью после дней всухомятку.
Время до темноты прошло незаметно. Я гуляла к роднику, наслаждаясь видами. Чуть не промахнулась мимо лагеря, хорошо, что уходя приметила вершину выделяющейся сосны – напоминающую широкое гнездо.
Прилетело несколько комаров и много мелких жучков, которые не кусались, но ползали противно. Так что пришлось забираться в палатку без тента и смотреть на звёзды оттуда.
Птички включились, сова заухала. На верхушке горы замерцала вышка и мы даже позвонили домой.