Грузия-Турция 2013. Шхара

Шхара
13.06.2013

Утром, когда мы ещё только проснулись и поглядывали из-под одеял, дверь открылась и вошёл дед, на которого тут же свалилась наша палка, гремя колокольчиком! Я чуть не расхохоталась в первую секунду, а во вторую мне этого расхотелось – в руках у деда был огромный нож. Он протопал в туалет, потом к холодильнику, даже не думая, что мы тут спим и комнату вроде снимаем!
Когда он ушёл, я встала пока ещё кто-то не притопал, собрала свою сигнализацию и поставила кипятильник. При чём комната оказалась без розетки и даже в туалете розетка не работала. Нашлась действующая только во второй комнате, и после того, как я оттуда ушла с кипятильником, там снова затопали.
После чая мы решили добывать себе завтрак, но тут появилась бабка – она принесла домашний хлеб, хачапури со шкварками и варёный сыр в тарелке. Выглядит он как чёрти что, жёлтой размазнёй, но вкус сносный. Хачапури мы не ели, а хлеб мазали сыром и тем позавтракали.
Когда я пошла в кухню добыть чаю, то поняла, почему нас туда не позвали – вся кухня была завалена едой! Чего там только не было – и мясо, и фрукты, и овощи, и пеклось что-то в печи, и жарилось! В этот день был местный праздник.
Меня быстро выставили и один из сыновей принёс нам чаю. Он застенчиво улыбался и нам было его жалко.
На этот день у нас был намечен радиальный выход – к морене Шхары. Вышли около 10 утра и сначала шли к монастырю, а потом перешли мостик и пошагали вдоль реки вверх по течению. Вокруг носились свинки и коровы, барашки лежали на крутом склоне прямо в снегу – вроде ещё не жарко, а они прохлаждались. Долина очень приятная, всюду травы и цветы, река грохочущая и даже почему-то небо чистое и синее.
В одном месте мы разулись и перешли мелкий, но широкий поток. Скоро нас догнали туристы на лошадях. А ещё мы подошли к самой реке, чтобы рассмотреть сошедшую лавину. Она была большой и упала прямо в реку. Вода протопила в ней туннель и смотрелось это странным мостом, широким и немного страшным, потому что понимаешь силу лавины.

Я всё ещё была в угнетённом состоянии после бабки – то ли действительно она неприятная, то ли я себе нафантазировала. Но тут мне пришла в голову мысль – сделать омовение в горной реке. Мы разулись и я устроила целый ритуал, отдавая воде все свои неприятные впечатления.
Солнышко грело, птички пели…. И на душе вдруг стало легко и даже больше – появилось ощущение безопасности, и твёрдая уверенность, что бабка стала для нас совершенно безвредная. Конечно, воображения у меня в избытке, но если можно получить душевный покой, то почему бы не воспользоваться этим?

Мы шли и было вокруг прекрасно. Подъём здесь минимальный, луга в расцвете. В одном месте появляется интересный пейзаж – по зелёной траве разбросаны округлые камни. Такое впечатление, что здесь сад камней и что они растут здесь. Наверное, здесь было русло реки и вода обкатала камни, но сейчас, когда воды нет, они лежат рассыпанными украшениями.

Дальше путь осложнился кустами, высокой травой и борщевником. Приходилось идти очень осторожно, даже напряжённо, идти сюда надо в длинных штанах. Тропинка сужалась, иногда становясь очень неудобной, с рытвинами.
Проходили через аллею кустов, на которых пушились котики – они ярко пахли мёдом.
Потоки воды заливали половину долины. Было много красных камней, но мы не могли найти нарзан – воды здесь текут сплошь по земле, смешиваясь. После травяной части начинаются громадные камни, живописно украшающие долину. Пока мы присели отдохнуть, вниз и вверх прошли группы – человек по 15. Одна состояла из фотоманьяков с плёночными фотоаппаратами и огромными штативами.

А скоро мы вышли к морене и она произвела на меня невероятное впечатление. Широкая долина превратилась в царство камней, а в конце возвышалась мощная серая стена, при чём стоящая так вертикально, как будто её бульдозер наровнял.
Из-под стены вытекает река, которая потом питает всю долину. Выше находятся ледники, а ещё дальше – Шхара.

Я просилась подойти к самой стене, но Слава не пускал, говоря, что это опасно. Но некоторые туристы всё же полезли выше, правда, заходя сбоку, по стенам ущелья. Мы замерили высоту и оказалось, что морена находится на высоте 2443 метра.
Находиться возле застывшей стены морены жутко. Понимаешь, что эта махина в любую минуту может выйти из равновесия, затопив всё вокруг как море.

Я долго вглядывалась в грандиозное зрелище, вызывающее удивительные, незнакомые чувства красивого страха.
Потом мы устроились среди камней на обед, ели кекс и сыр из Ипрали. Каждый раз, когда я прихватывала немного еды, то получала за это от Славы втык, но каждый раз эта еда нам очень пригождалась.

Мы знали, что где-то здесь есть благоустроенный нарзан, но никак не могли его найти. Уже на обратном пути мы увидели мостик, а рядом машины на пикнике. Тут Слава взял у меня бинокль и разглядел, что через мостик идут люди с бутылками. Мы пошли туда же и обнаружили бетонный круг с крышкой и внутри пузырился нарзан. Мы пили сколько могли и нарзан был восхитительным. Источник находится по прямой линии от Ушгули, на расстоянии 6140 метров, надо только не пропустить мост, перейдя который нужно немножко вернуться назад.
Мы устроились недалеко от источника под тёплым Солнышком. А в это время к машинам приблизились две иностранки. Радушные грузины пригласили их к столу и они согласились. Потом, уже почти в сумерках, мы видели, как возвращались назад машины и спящих в них иностранок в объятиях местных джигитов. То, что там лилось вино, мы не сомневались. Было только интересно – где эти девушки проснулись?
На обратном пути мы снова прошли место, где растут камни. Интересно, что они растут только в одном месте, наверное, самосейки.
Видели три параллельных потока: в одном вода прозрачная, в другом голубая, а в третьем – жёлтая. Почему изменился цвет воды – неизвестно, но утром такого не было.
В районе, где уже появляются домашние животные, мы встретили коров, лошадок и не серьёзно бодающихся быков. Кстати, мы узнали, что в Сванетии нет газа и топят только дровами. Их заготавливают в лесах и возят потом быками.
Все животные в горах любопытны и только редкая свинья не обратит внимания на туристов. Видели семейство хрюшек – большие свиньи шагали в окружении выводков поросят. Вдруг обе дамы завалились набок по обе стороны тропинки, и поросята с визгом бросились к ним обедать. Это зрелище мы назвали – пикник на обочине.

Из путешествия я вернулась в радужном настроении и мне казалось, что бабка смотрит на нас настороженно. Она даже слегка заискивала и предлагала еды.
Мы уселись на веранде и сразу получили лепёшки с расплавленным сыром, огурцы-помидоры и чай. Ещё бабка как-то странно возле нас кружила и наконец принесла тарелку с жареной печёнкой со множеством лука – всё бы ничего, но она доставала оттуда куски руками, показывала, какая хорошая печёнка и снова её обратно бросала. Я заметила, какие куски побывали в её пальцах и потом ела и давала Славе только те, которых она не касалась. Или касалась раньше, но я этого не видела.
А потом, уже в темноте, нас позвал старший сын бабки – оказалось, он живёт над нами. Он попросил настроить ему компьютер и особенно – заполнить данные в «одноклассниках». Мы и в других домах замечали, что грузины всех возрастов торчат в одноклассниках – одном из самых нелюбимых мною сайтов.
Но видя, как почти трепетно он открывает страницы бывших одноклассниц, как вписывает в свою анкету телефон (а вдруг кто-нибудь позвонит!), я вдруг поняла, как важно для этих людей, живущих вдали от цивилизации и имеющих минимальное общение, иметь связь с миром, с людьми, которых когда-то знали… Это было печально и мне было жаль этих добрых, седеющих людей, таких тихих и доверчивых…
В благодарность он предложил нам воспользоваться Интернетом и мы написали в почту пару строк. Я разглядывала комнату – очень большую и пустую. Было тепло – работал электрообогреватель. В общем, сами сваны живут при печах, а туристам предоставляют мёрзнуть в промозглых комнатах.

14.06.2013
Утром мы планировали встать пораньше, чтобы попробовать поймать машину, если найдётся желающий проехать по очень плохой дороге на перевал. Раньше мы планировали из Ушгули пойти к высокогорным озёрам, куда ведут только тропинки. Но летние спальники и дожди изменили наши планы и мы решили идти по очень разбитой, но всё же автомобильной дороге, в надежде на автостоп. Мы знали, что там очень редко кто-то ездит, но это всё-таки была дорога, а не тропа и идти мы рассчитывали быстрее. По сведениям, на пешей тропе к озёрам густые кусты и рододендроны мокрые и труднопроходимые после дождей.
Но утром, когда сработал будильник, мы увидели, что за окном сильный дождь – как будто кто-то воду из вёдер на окна льёт. Но я очень не хотела оставаться ещё и надеялась, что за пару часов дождь выльется и мы сможем идти дальше.
Так и вышло – к восьми часам посветлело и мы начали собираться. На завтрак нам дали хлебную лепешку и лепешку с сыром. Пока ели, наблюдали за ползающими на уровне середины горы облаками. Они плыли навстречу друг другу и наконец столкнулись. То облако, которое побольше, вытолкало обратно облако поменьше, и куда-то потом они вместе уплыли. Наблюдать было очень интересно!
Наконец около десяти мы ушли, помахав мужчинам. Повторю свои выводы: нельзя селиться у заправляющих в доме старух. Селиться надо в семьях с детьми и коровами – там хорошо знают о гигиене, там вкусно кормят и там много свежей молочной продукции.