Грузия-Турция 2013. Перевал Загар
К оглавлению
14.06.2013
Мы бодро зашагали вверх по дороге. Горы здесь очень покатые, обрывистые, водопады грохочущие. До ближайшего села приблизительно 20 километров с набором высоты больше 500 метров, так что идти предстояло то ли день, то ли два. Но я была в радужном настроении – мне совсем не хотелось покидать Сванетию и я была согласна блуждать по горам, лугам и перевалам.
Через час мы сделали привал и вдруг я услышала сзади машину. Слава присмотрелся и действительно увидел машину – ещё далеко, но это была не галлюцинация! И хотя мы были ещё бодры, но решили стопить.
Мы встали по всем правилам, подняли руки и машина остановилась. Это оказался джип с тремя молодыми израильтянами, позже мы узнали, что им по 24 года. Это оказались работающие студенты, путешествующие на каникулах. Мы не понимали друг друга, но Слава на пальцах показал, что мы хотим с ними подъехать и они сразу же согласились – они ещё не знали, какая впереди будет дорога!
Они закрепили наши рюкзаки на крыше и почистили места на сиденьях. Количество их снаряжения удивило – багажник был забит до крыши и в салоне тоже было полно всяких вещей.
На корявом английском с нашей стороны и нормальном с их, мы поняли, что из Израиля они прилетели в Германию, там взяли эту машину и оттуда, через очень много стран Европы (из запомнившихся – Румыния, Болгария, Венгрия, Австрия, Украина, Россия, Грузия), двинулись в Индию и Китай. Вот такие у них каникулы.
Обязанности в дороге у них чётко распределены. Том – водитель, и превосходный водитель! Это чувствовалось в каждом его движении. Парень, сидевший рядом – крепкий и широкоплечий, иногда выходил из машины и убирал с дороги камни – машина была странно низкая и малопроходимая.
Ехали мы очень осторожно и было страшно – смотришь в окно и кажется, что обрыв сразу же за стеклом. Серпантин здесь очень серьёзный и мне очень хотелось выйти и идти дальше пешком!
Один раз остановились пофотографировать на перевале Загар – 2600 метров. Ползти бы нам до этого перевала до ночи – на столько крутые здесь горы. На перевале все смотрели вокруг – на заснеженные горы, на поля цветов, на синее небо.
А ещё минут через 15 нашлась ровная площадка, даже с кострищем, где израильтяне остановились позавтракать. Из машины были извлечены стол и стульчики, третий парень оказался шеф-поваром, и за считанные минуты был готов кофе на газовой горелке, салаты и нарезка из колбасы и сыра.
Мне понравилось, как слаженно всё у них делалось, каждый чётко был занят своим делом. Водитель, например, помог только вытащить вещи, а потом устроился в кресле – он отдыхал от напряжённой дороги. Помощник по камням разжёг огонь и вскипятил воду, а повар быстро занялся приготовлением завтрака.
Они поделились с нами своей тарелкой и едой. Мы угостили их своими сладостями из кунжута и они им очень понравились, так что когда мы предложили забрать остатки с собой, то сразу же согласились. Ещё нам предлагали грузинскую чачу, но мы отказались. Едут они из Местиа и в пути всего один день. Машина – это хорошо, конечно, но они практически всё проскочили, не сделав ни одной радиалки и вообще глядя на всё в основном из окна.
Мы сидели на траве защищённые от ветра и наслаждались прекрасными видами. Израильтяне очень удивлялись нашей дровяной печке и много о ней расспрашивали, потому что на высоте газ плохо горит из-за недостатка кислорода, да и самолёт – препятствие для баллонов. Слава совсем разговорился, рассказал всё про печку, и что нельзя бросать на Солнце баллоны, и даже про борщевник.
Через полчаса лагерь был собран и мы снова поехали. Дорога стала ещё хуже, машина ехала медленно и часто все выходили, чтобы приподнялось днище, но оно всё равно билось о камни.
Природа изменилась, появилось много лугов, покрытых цветами, хвойные деревья сменили лиственные. Борщевник здесь уже двухметровый и даже цветёт. Стало ощутимо теплее, даже дождя не было. Мы опускались, покидая высоту гор, но всё ещё видели снежные вершины.
Наконец с правой стороны показалась деревня и тут нам сказали – извините, но джип не выдержит дальше такого веса. Два дополнительных пассажира с рюкзаками на такой дороге – ощутимая прибавка. Они извинялись, но мы горячо их благодарили – они нас провезли через самое тяжёлое место, через перевал, и даже спустили немного вниз, куда мы сегодня дойти даже не надеялись. Нас высадили возле жилья, явно беспокоясь за наше будущее. Их машина на этой дороге была единственной за весь день, а даже одна машина здесь – чудо!
Мы надарили им украинской символики, обменялись адресами и распрощались. Кстати, дорога дальше значительно улучшилась и исчезли глубокие колдобины.
Но всё равно это дорога только для джипов и экстрималов, ну и пешеходники везде пройдут. Дорога грунтовая, иногда с камнями. Часто попадаются большие лужи и стекающие потоки. За селом родник выведен в трубу, но вообще, как и везде в Сванетии, воды вокруг много.
Итоги по Верхней Сванетии
Итак, мы покидали Верхнюю Сванетию. Это дивная, прекрасная страна, всё ещё хранящая свои обычаи. Обычаи по настоящему живы и именно поэтому не выставляются напоказ, как у нас в Украине.
Здешняя природа запоминается навсегда. Здесь воды кристально чисты, а воздух прозрачно-свеж. Здесь добрые люди, а их стремление заработать на туристах вполне естественно – ведь всего три месяца в году они могут подработать в этом не знающем промышленности краю.
Здесь суровый климат и приходится постоянно работать по хозяйству. Здесь тяжёлый труд и здоровая еда. Здесь доят коров и каждый день пекут хлеб, как в стародавние времена. Здесь все здороваются, не запирают двери и здесь совершенно безопасно.
По Верхней Сванетии можно путешествовать без палатки, спальников и продуктов – переходы между сёлами можно делать за день, если не тащить 18-килограммовые рюкзаки. Нужно иметь только деньги, минимум одежды и необходимых вещей, а также обязательно плащ и трекинговые палки.
В любой деревне можно найти ночлег и вкусно поесть, особенно если идти не коммерческой группой. Везде современные кухни, телевизоры, спутниковые антенны, печи, а также туалеты, души и бойлеры.
Здесь главное препятствие – дождь. Холодно даже в июне, но зато восхитительно красиво. Очень скоро из-за потоков туристов эта прекрасная страна обтешется, приобретёт лоск и потеряет ту девственную, дикую красоту, которая всё ещё ей присуща. Поэтому надо спешить увидеть её такой, какой она была тысячу лет назад, и тогда она навсегда останется в сердце.
Автор: Ирина И. (г.Херсон)
Ушгули-Лентехи
14.06.2013
Мы бодро зашагали вверх по дороге. Горы здесь очень покатые, обрывистые, водопады грохочущие. До ближайшего села приблизительно 20 километров с набором высоты больше 500 метров, так что идти предстояло то ли день, то ли два. Но я была в радужном настроении – мне совсем не хотелось покидать Сванетию и я была согласна блуждать по горам, лугам и перевалам.
Через час мы сделали привал и вдруг я услышала сзади машину. Слава присмотрелся и действительно увидел машину – ещё далеко, но это была не галлюцинация! И хотя мы были ещё бодры, но решили стопить.
Мы встали по всем правилам, подняли руки и машина остановилась. Это оказался джип с тремя молодыми израильтянами, позже мы узнали, что им по 24 года. Это оказались работающие студенты, путешествующие на каникулах. Мы не понимали друг друга, но Слава на пальцах показал, что мы хотим с ними подъехать и они сразу же согласились – они ещё не знали, какая впереди будет дорога!
Они закрепили наши рюкзаки на крыше и почистили места на сиденьях. Количество их снаряжения удивило – багажник был забит до крыши и в салоне тоже было полно всяких вещей.
На корявом английском с нашей стороны и нормальном с их, мы поняли, что из Израиля они прилетели в Германию, там взяли эту машину и оттуда, через очень много стран Европы (из запомнившихся – Румыния, Болгария, Венгрия, Австрия, Украина, Россия, Грузия), двинулись в Индию и Китай. Вот такие у них каникулы.
Обязанности в дороге у них чётко распределены. Том – водитель, и превосходный водитель! Это чувствовалось в каждом его движении. Парень, сидевший рядом – крепкий и широкоплечий, иногда выходил из машины и убирал с дороги камни – машина была странно низкая и малопроходимая.
Ехали мы очень осторожно и было страшно – смотришь в окно и кажется, что обрыв сразу же за стеклом. Серпантин здесь очень серьёзный и мне очень хотелось выйти и идти дальше пешком!
Один раз остановились пофотографировать на перевале Загар – 2600 метров. Ползти бы нам до этого перевала до ночи – на столько крутые здесь горы. На перевале все смотрели вокруг – на заснеженные горы, на поля цветов, на синее небо.
А ещё минут через 15 нашлась ровная площадка, даже с кострищем, где израильтяне остановились позавтракать. Из машины были извлечены стол и стульчики, третий парень оказался шеф-поваром, и за считанные минуты был готов кофе на газовой горелке, салаты и нарезка из колбасы и сыра.
Мне понравилось, как слаженно всё у них делалось, каждый чётко был занят своим делом. Водитель, например, помог только вытащить вещи, а потом устроился в кресле – он отдыхал от напряжённой дороги. Помощник по камням разжёг огонь и вскипятил воду, а повар быстро занялся приготовлением завтрака.
Они поделились с нами своей тарелкой и едой. Мы угостили их своими сладостями из кунжута и они им очень понравились, так что когда мы предложили забрать остатки с собой, то сразу же согласились. Ещё нам предлагали грузинскую чачу, но мы отказались. Едут они из Местиа и в пути всего один день. Машина – это хорошо, конечно, но они практически всё проскочили, не сделав ни одной радиалки и вообще глядя на всё в основном из окна.
Мы сидели на траве защищённые от ветра и наслаждались прекрасными видами. Израильтяне очень удивлялись нашей дровяной печке и много о ней расспрашивали, потому что на высоте газ плохо горит из-за недостатка кислорода, да и самолёт – препятствие для баллонов. Слава совсем разговорился, рассказал всё про печку, и что нельзя бросать на Солнце баллоны, и даже про борщевник.
Через полчаса лагерь был собран и мы снова поехали. Дорога стала ещё хуже, машина ехала медленно и часто все выходили, чтобы приподнялось днище, но оно всё равно билось о камни.
Природа изменилась, появилось много лугов, покрытых цветами, хвойные деревья сменили лиственные. Борщевник здесь уже двухметровый и даже цветёт. Стало ощутимо теплее, даже дождя не было. Мы опускались, покидая высоту гор, но всё ещё видели снежные вершины.
Наконец с правой стороны показалась деревня и тут нам сказали – извините, но джип не выдержит дальше такого веса. Два дополнительных пассажира с рюкзаками на такой дороге – ощутимая прибавка. Они извинялись, но мы горячо их благодарили – они нас провезли через самое тяжёлое место, через перевал, и даже спустили немного вниз, куда мы сегодня дойти даже не надеялись. Нас высадили возле жилья, явно беспокоясь за наше будущее. Их машина на этой дороге была единственной за весь день, а даже одна машина здесь – чудо!
Мы надарили им украинской символики, обменялись адресами и распрощались. Кстати, дорога дальше значительно улучшилась и исчезли глубокие колдобины.
Но всё равно это дорога только для джипов и экстрималов, ну и пешеходники везде пройдут. Дорога грунтовая, иногда с камнями. Часто попадаются большие лужи и стекающие потоки. За селом родник выведен в трубу, но вообще, как и везде в Сванетии, воды вокруг много.
Итоги по Верхней Сванетии
Итак, мы покидали Верхнюю Сванетию. Это дивная, прекрасная страна, всё ещё хранящая свои обычаи. Обычаи по настоящему живы и именно поэтому не выставляются напоказ, как у нас в Украине.
Здешняя природа запоминается навсегда. Здесь воды кристально чисты, а воздух прозрачно-свеж. Здесь добрые люди, а их стремление заработать на туристах вполне естественно – ведь всего три месяца в году они могут подработать в этом не знающем промышленности краю.
Здесь суровый климат и приходится постоянно работать по хозяйству. Здесь тяжёлый труд и здоровая еда. Здесь доят коров и каждый день пекут хлеб, как в стародавние времена. Здесь все здороваются, не запирают двери и здесь совершенно безопасно.
По Верхней Сванетии можно путешествовать без палатки, спальников и продуктов – переходы между сёлами можно делать за день, если не тащить 18-килограммовые рюкзаки. Нужно иметь только деньги, минимум одежды и необходимых вещей, а также обязательно плащ и трекинговые палки.
В любой деревне можно найти ночлег и вкусно поесть, особенно если идти не коммерческой группой. Везде современные кухни, телевизоры, спутниковые антенны, печи, а также туалеты, души и бойлеры.
Здесь главное препятствие – дождь. Холодно даже в июне, но зато восхитительно красиво. Очень скоро из-за потоков туристов эта прекрасная страна обтешется, приобретёт лоск и потеряет ту девственную, дикую красоту, которая всё ещё ей присуща. Поэтому надо спешить увидеть её такой, какой она была тысячу лет назад, и тогда она навсегда останется в сердце.