Албания 2015. Гирокастра

06.06.2015

В шесть утра мы встали, собрались, хлипко позавтракали и заклеили пупы перед серпантином. Завтракая, обнаружили на балконе разбросанные куриные кости и обрывки бумаги – местные коты ночью интенсивно растаскивали остатки нашего ужина.
Вышли в 7:30 и сначала пошли к месту, где видели расписание. Но почему-то навстречу стали попадаться автобусы с надписью «Фиери». Первый мы пропустили, а второй остановили и оказалось, что он едет в терминал. Подъехав на место, обнаружили довольно большую станцию – чтобы её найти надо идти от центра в сторону Тираны. Дальше поехали на этом же автобусе и стоило это 500 лек на двоих.
Ехали по разнообразнейшей местности. Видели городки, сады и базарчики. А когда вышли, то сразу были атакованы водителем «мини-баса», который предложил отвезти в Гирокастру за 1600 лек, сбросив потом до 1400. Он талдычил, что обычный автобус стоит 1200, но его долго ждать.
Мы стояли в тени и думали. У единственного появившегося прохожего я спросила где находится автовокзал и он объяснил, что автовокзал – вот эта улица – как обычно. Спустя время опять прибежал водитель мини-баса. Мы ещё немного покапризничали и согласились. Может мы и прогадали в цене, зато точно выгадали по удобству и скорости. Это был даже не автобус, а машина на шестерых, удобная, с кондиционером и между серпантинами мы ехали на скорости 100 км в час.
После городов начались горы – со снегом! И это при том, что мы всё время продвигались на юг. Здесь на загляденье красивая природа – лепятся к горам сёла, реки блестят и извиваются, и цветут майским цветом луга – аж снова потянуло в такие красоты.

Серпантин есть и клеиться пластырем надо. Посасывая солёный арахис мы вполне нормально доехали – уже давно заметили, что и он помогает. Ехали около 2-х часов и в Гирокастру приехали в 11:30.
В Гирокастре к нам сразу подбежали таксисты и предлагатели жилья. Но мы отказались, решив найти ночлег самостоятельно, поближе к очередной крепости. Поднялись в старинную часть города, покружили по стремительным улицам и увидели на воротах надпись – гестхауз.
За воротами виднелся утопающий в цветах дворик, а на возвышении у ворот лежал кот с крупными лапами. Слава к нему прилип и мы уже не ушли.

Навстречу вышла молодая женщина, сказала, что жильё по 10 евро без завтрака и мы снова оказались в мусульманской семье, поселившись в первом попавшемся доме.
Как всегда всё здесь с размахом – прихожая метров 40 квадратных, такая же гостиная, два этажа – второй для хозяев, всюду столы и кресла, низкие арки дверей, маленькие окошки и не пропускающие жару толстые стены. Что хорошо в этих местах – отопление не нужно, зимы тёплые, поэтому строить дома можно любых размеров. Даже кот оказался здесь, так как же могли мы уйти?

Архитектура дома такова, что верхний этаж больше нижнего – он нависает над ним и тем сохраняет прохладу. Этот вид архитектуры называется оттоманским – так издревле здесь строили турки и значит мы снова поселились в мусульманской семье.
Именно дома башенного типа (турецкие куле) принесли Гирокастре известность. Они строились в XVII-XIX веках и хотя такие дома типичны для Балкан, только здесь они сохранились в таком количестве и прекрасном состоянии. Именно в таком доме мы поселились.
Нам отвели комнату на первом этаже. Дверь из общей гостиной вела в маленькую прихожую, оттуда двери в комнату и в душевую. Комната просторная, но тёмная – с маленьким окном во двор. Удобно и чисто, но без той роскоши, которой мы наслаждались в Берате. Хотя, надо сказать, что квартира в Берате явно рассчитана не на таких как мы путешественников, и в сезон будет стоить очень дорого.

Уже в 13 часов мы вышли на улицу. В Гирокастре мы наконец-то услышали что-то врановое – шустрые и шумные серые птицы галдели в листве. Прикупив немного еды мы повернули обратно пережидать жару. Я постирала и развешала на балконе наши скромные вещи, а когда мы собрались выходить полил дождь и разразилась гроза. Я подумала, что наши вещи зальёт, но оказалось, что хозяйка перенесла их в дом.
Гроза закончилась в 16:30 и очень охладила воздух. Когда мы вышли, над городом уже светилось голубое небо, а над горами зависли серые дождевые тучи.

Мы пошли по улицам вверх, чтобы найти замок-крепость. По пути видели много мелких сувенирных лавочек. В них в основном всё обычное, но есть мастерские ручной работы – по дереву и по камню.
Булыжную мостовую реставрируют – достают булыжники, добавляют утраченные и заново укладывают. Выглядит красиво и кто не знает, будет думать, что это так хорошо сохранилась старая мостовая.
Древняя Гирокастра строилась на склоне горы и являла собой единую крепость. В домах даже не делали дверей, а забирались внутрь по приставным лестницам. Здания и мостовые сложены из одинакового белого и серого камня, даже крыши покрыты каменными пластинами и от этого вид у города странный и единый. Улицы не несут даже следов планировки и очень петляют, зато старинная часть города больше, чем в Берате.

Чтобы сократить подъём к замку, мы нырнули в длинный туннель, потом Слава взял курс на козью тропу и мы покарабкались вдоль бывшего русла. В названии тропы мы не ошиблись – скоро встретили пастуха с козами и баранами. А над головами у всех нас возвышались внушительные крепостные стены.

Вход в крепость стоит по 200 лек, только в моём понимании это не крепость, а настоящий замок. Главное здание отлично сохранилось и произвело незабываемое впечатление!

По каменному проходу мы вошли внутрь и оказались среди высоченных стен, под сумрачными арками, среди широких галерей. К свету из узких окон добавлен свет жёлтых электрических ламп и это придаёт замку света и таинственности факелов.
Главная галерея поражает сразу – по двум сторонам её немалой длины стоят орудия разных войн. Каждое находится под своей аркой, так что от входа видны только дула хищных орудий и это смотрится впечатляюще!

Мы бродили по полуразрушенным галереям замка, находя то крохотный жилой дворик с цветами, то переходы на разные уровни.

Насмотревшись на древние галереи мы вышли на площадь крепости и после прохода через открытую галерею открылась площадка со сбитым когда-то самолётом-шпионом. Оттуда вид на город спокоен и впечатляющ, и даже голуби служат украшением.

Обширная площадь замка особенно хорошо смотрится после его желтовато-каменных галерей. Здесь раскрываются дали, привлекают взгляд туманные горы и гуляет ветер. А на его воздушных потоках носятся шумные галки, распугивая чинных голубей.
На площади находится Часовая башня, подгрёбшая под себя артиллерийские казематы. Ярко смотрятся на фоне гор и неба развевающиеся флаги.

Здесь же устроена сцена – с 1968 года в замке проводится фольклорный фестиваль, на который съезжаются лучшие танцоры Албании и разных стран мира. Фестиваль проходит раз в четыре года, а в остальное время сцена отдана для фотографирования туристам.

На площади есть где побродить и куда залезть. Впечатляют узкие окна с тяжёлыми грубыми решётками, тонкие пластины низких крыш, закрытые двери и остатки строений.

По иронии судьбы замок и город Гирокастра сохранились благодаря тому, что там родился главный разрушитель, параноик и коммунист Ходжи. Он объявил Гирокастру городом-музеем, а с 2005 года его занесли в список Культурного наследия ЮНЕСКО.

Спустившись на улицы современного города, мы стали кружить в поисках еды, но фастфуды уже закрылись. Зато везде и всюду транслировался футбольный матч и множество албанцев смотрели его сидя перед экранами в кафе, в магазинах, на улицах и галдели, шумели, переживали! Албанцы довольно азартны, любят футбол и спортлото.
Мы всё-таки нашли фастфуд и взяли жареную курицу под лимонным соусом, картошку и хлеб с чесноком.

А когда вновь оказались на тёмных безмолвных улицах, перед нами бесшумно поплыли светлячки... Они летали на уровне плеч, опускались к земле и снова взлетали. Я даже походила за ними, разглядывая золотистый свет.
В доме мы погрузились в самый крепкий и лучший сон за всё путешествие. Не знаю почему, но было очень уютно в удобных кроватях, в тишине и прохладе мусульманского дома.
Всё-таки Албания это уже европейская страна – у нас даже паспорта не спросили и мы, незнакомые люди из неизвестной страны, жили в семье, где нас совершенно не опасались. Ворота в сад вообще не запирались – выходи-приходи когда хочешь. Что мы, и встреченный перед домом кот, и делали.

Дополнительные фотографии Гирокастры из нашего путешествия.