Албания 2015. Два берега Берата

05.06.2015
Утром долго не могли встать – так прекрасно было вылеживаться в атмосфере комфорта. А когда наконец встали, то обнаружили, что Мила уже побывала здесь. Она накрыла на балконе маленький столик, поставила стульчики с мягкими подушками, установила над всем большой зонт, поставила в холодильник завтрак и бутылку воды.
На столике для завтрака красовался букет маленьких гвоздик. А в ряду кактусов я увидела большие белые цветы – кактусы расцвели. Этот дом с балконом просто прекрасен – унести бы его с собой вместе с видами. Надеюсь, в фантастическом будущем можно будет выбирать вид из окна, и не с помощью голограммы, а настоящий – перенесенный через пространство. Пусть туда нельзя будет выйти, но можно будет смотреть.
Как только мы умылись и вышли на балкон, сразу появилась Мила, и значит, нас откуда-то видно. Она показала, что кушать и это, как всегда, завтрак по-европейски: хлеб, масло, варенье, литр молока и по шоколадному кексу.

Мила хлопотала, протирая невидимую пыль. Уходя, она попросила не закрывать дверь – для уборки в комнате. Вообще было ощущение, что ей нравится заботиться о ком-то. Возможно, живя как обычная турецкая женщина – только в кругу семьи, ей интересно встречаться с кем-то ещё.
Уходя, она попросила заплатить, а не то «вжик – отрежут электричество!» Вряд ли это правда, но предосторожность, наверное, нужна. Интересно, что у нас легко получалось общаться. Английский у неё ещё слабей моего, и тем не менее мы понимали многие мелкие моменты. Подтверждалось моё давнее наблюдение – даже недолгая жизнь в стране постепенно выводит на такой уровень понимания, когда общаться становится проще, особенно женщинам, когда многие слова превращаются в жесты.
Мы долго любовались видом города. Мечеть напротив называется Королевская Мечеть – построена в 1500-каком-то году. Сейчас это музей с платным входом, но поскольку оттуда мы слышали муэдзина, значит не совсем музей.
Наконец мы спустились и нашли автостанцию – на следующее утро мы планировали доехать в город Фиери, откуда наш путь лежал в следующий старинный город – Жирокастру или Гирокастру.
Заглянули в Свинцовую мечеть. Албанские мечети похожи на древние небольшие турецкие, а вот большие и современные турецкие выглядят совсем по-другому. Но в общем, всё то же – цветные витражи, шкафы с книгами, ковёр на весь пол, чистота и спокойствие. Мне ещё понравились часы с выставленным временем молитв.

На станции нам даже удалось найти время отправления автобусов на Фиери, а потом мы пошли в парк. Обращало внимание, как много в нём столов и скамеек, а людей даже с утра было много.
Потом мы перешли разделяющую город реку и на мосту с нами заговорил пожилой албанец. Сначала об общем, а потом предложил поводить по достопримечательностям. Думаю, это наклёвывался платный гид, так что мы быстро ретировались.

Теперь перед нами была христианская часть города и почти сразу стали видны её отличия от мусульманской. Эта часть меньше реставрировалась и дома выглядят как под пылью средневековья. Дома и архитектура немного разнятся. И хотя выглядит всё очень похоже, но с потускневшими булыжниками на мостовой, с запыленными стенами, с меньшим количеством цветов.
Из открытых дверей доносился запах старости. Во многих местах бурьян и крапива под заборами, валяется мелкий мусор, попадаются даже нежилые дома и часто решётки на окнах. Повсюду меньше ухоженности и даже ворота и рамы в окнах не редко трухлявые. Конечно, так не везде, но в общем район выглядит более старым и даже слегка заброшенным.

Похоже, мусульмане больше следят за своими домами – их район полон жизни, яркий и аккуратно отреставрированный. Особенно оживляют его крохотные кафе и лавочки, сидящие за столиками албанцы, крепкий аромат кофе и горы фруктов – всё это настоящая, а не музейная жизнь древнего города.

На торговой улице мы купили кофе в зёрнах для кофемашины. Магазинчик торговал исключительно кофе и было трудно оторваться от его яркого запаха!
Солнце пекло, жара наваливалась, и побродив по относительно современным улицам, мы вернулись в прохладу турецкого дома на время сиесты.

После душа и фруктов Слава лёг вздремнуть и я упросила его выпустить меня погулять на часок – он обоснованно побаивался моего умения заблудиться и жгучих албанцев.
Я решила пойти не в сторону крепости, а на окраину, ближе к горам. Для этого по нашему переулку стала петлять вверх и оказалась тоже в старинной, но более сельской части города. Улочки извивались и закручивались в оврагах, попадались даже огороды. Здесь уже меньше блеска, всё очень тихо, мало людей и тоже попадается бурьян, только цветущий, больше с ромашками.
Я добралась до мест, где уже нет домов. Здесь холмы поросли травой, пасутся козы и встретилась сухопутная черепаха в толстом панцире. Хотелось ещё пройти козьими тропами, но времени оставалось не много и я пошла вниз, чтобы купить черешни.

В это время дня улица была знойной и тяжёлой. Из маленького приключения – резко свернувшая против движения машина, водитель которой – смуглый и жгучий, попытался со мной познакомиться. Как обычно, я ответила улыбкой тетери и пошла дальше.

Вернувшись, я разбудила Славу и мы сварили купленный кофе. В Албании я наконец поняла, почему его пьют с ледяной водой. Вкус у хорошего кофе яркий и вяжущий. Его так много, что после каждого глотка послевкусие длится долго. А когда оно угасает, то хочется промыть язык глотком холодной воды, чтобы следующая капля кофе легла как первая. Если этого не делать, то вкусовые рецепторы привыкают и дальнейший вкус сглаживается.
Кстати, увидев меня с пакетами полными фрукт, Слава сочинил песенку-дразнилку: «В мусульманской стороне Рыба носит сумки мне!»
Только после пяти вечера мы пошли погулять. Спустившись вниз, нашли переулок, по которому стали подниматься к крепости. Здесь менее заполировано, зато переулки закручены в штопоры и мы нашли один шириной сантиметров сорок!

Тут много балкончиков, цветов в горшках, некоторые стены побелены, некоторые оставлены каменными. Двери и ворота деревянные, полукруглые. Достаточно много котов, за которыми Слава начал охоту с фотоаппаратом. Одному он покискал, и тут же отозвалась собака – мол, не трогайте моего кота! В тени дверных проемов сидят бабульки в чёрном и продают варенье, часто из инжира.

Снова пошли в крепость, гуляли по её улицам. Слава был, в основном, занят котами и наснимал их целую галерею, только слегка разбавив кем-то ещё.

В семь вечера мы попытались найти еду, но на пешеходной улице продавали только пиво и кофе. За столиками – только мужчины, а женщины и туристы дефилируют посредине. Особенно много старичков-иностранцев, что радует.
Еду так и не удалось найти. В явно дорогие рестораны мы не заходили, а в других местах нам говорили, что есть только «дринк»! Хотя питаться фруктами было приятно, но хотелось уже более твёрдой пищи. В супермаркете Слава купил маленькую бутылку местного вина и орешков. Хотел даже купить консервы, но я воспротивилась. Мы слегка друг на друга надулись и я предложила походить ещё 10 минут, а после вернуться к консервам.
И мы нашли еду! Хоть и уличную. На улице с магазинами надо идти по мусульманской стороне и там продают куры-гриль.
Ужинали на балконе, роскошествуя горячим мясом, жареной картошкой, клубникой и вином. Прошлой и этой ночью с наступлением темноты начинают протяжно кричать ночные птицы. Их крики тоскливые и удивительные. А когда подключаются муэдзины, то просто голова кругом...

Дополнительные фотографии Берата из нашего путешествия.