Албания 2015. Саранда - Ксамиль - Ионическое море

07.06.2015
С этого дня начиналась четвёртая часть нашего путешествия – к Ионическому морю. С вечера мы приметили место с автобусами и прочитали в расписании про рейс в 8 утра. В Албании расписание дело сомнительное, но мы надеялись.
И всё-таки ровно в 8:00 мы помчались в сторону моря. Миновав промзону, въехали в прекрасное междугорье с развитым сельским хозяйством. Как и везде, домики здесь взбегают по склонам, и высятся красивые, зелёные по-весеннему горы. Дорога иногда вьётся в узкой теснине, а иногда вдруг раскрывается широкими долинами.
Первые пол часа дорога прямая, но потом резко начинается серпантин. Виды из окна – не оторваться! На громадах горах желтеют цветы, на узких тропах пасутся стада и селяне продают черешню на обочине. Мы с натугой карабкались вверх, а вокруг ухали вниз крутые ущелья. Подъём такой, что у меня уши несколько раз закладывало.
Скорость вверх была небольшой, поэтому серпантин показался терпимым, зато когда рванули вниз, стало тяжко. Он здесь какой-то мелко-зазубренный и мы так петляли, что меня проняло! Наконец выехали на прямую дорогу к Саранде.
Саранда – довольно большой курортный город, наводненный туристами. Перед въездом в него расположился цыганский табор, потом потянулась промышленная зона, а за ней начались новостройки – город расширяется. Пока ехали по городу, казалось, что он сплошь состоит из отелей.
В Саранду приехали в 9:50, в дороге пробыли 1 час 20 минут, заплатили по 400 лек. Вышли, как всегда, в людном месте прямо на улице. Предварительно Слава думал остановиться здесь на ночь – из-за серпантина, но теперь было решено двигаться дальше.
Слава оставил меня с рюкзаками в парке с пальмами, а сам пошёл узнавать, где и на чём ехать дальше. Я присела на лавочку и увидела, что парк весь во власти аккуратно одетых старичков. Один из них быстро пристроился рядом и стал предлагать отель – по 10 евро, при этом показывал благодарственное письмо пятилетней давности на неизвестном языке. Он расписывал жильё, напирая на горячий душ, а в руках вертел чётки – мусульманин, а может и турок.
Он спросил откуда мы, и услышав, что из Украины, закивал:
– Ааа, Украина! Белоруссия, Россия, Азербайджан!
Уж и не знаю, почему он смешал всё это. Тут пришёл Слава, узнал о чём речь и снова пошёл искать информацию. А когда вернулся, возле меня уже было два старичка! Второй вёл беседу с первым, осторожно поглядывая в мою сторону, а первый охранял свою добычу и зыркал на других старичков как хищник!
Увидев эту картину, Слава спросил:
– Что, пользуешься успехом?
И рассказал, что толком ничего не узнал – повсюду отели, внизу небольшой пляж, рядом раскопки. Чувствуя, что мы ускользаем, турок стал предлагать жильё за 15 евро на двоих, но мы всё же надели рюкзаки и пошли куда-то искать автобусы.
Нашли остановку и спросили у женщины, едет ли отсюда автобус в Ксамиль? Она сказала, что да, только расписания нет.
Хочу сказать, что отдых в Ксамиле мы выбрали заранее. Это самый юг Албании на границе с Грецией и он выбирается теми, кто любит спокойный отдых, его ещё называют семейным местом. Кому же нужна ночная жизнь, те выбирают Саранду и Дуррес. И действительно – улицы Саранды очень оживлены, по ним витает дух ресторанов, отелей и шопингов.
Было 10 утра и мы надеялись, что как-то доедем, а пока наблюдали за дорожной полицией. Их сотрудники стояли на дороге и были заняты тем, что энергично здоровались с проезжающими водителями. Рядом, повесив голову, грустил парень и я думала, что его задержали. Как вдруг полицейские остановили машину, затараторили – «Ксамиль-Ксамиль» и затолкали в неё парня! Оказалось, это они ему добираться помогали.
Вдруг недалеко остановилась маршрутка и водитель энергично замахал Славе. Мы подбежали и выяснили, что он набирает людей в Ксамиль. Ехали всего 25 минут и заплатили по 100 лек.
Ксамиль резко отличается от Саранды – после шума и толп неожиданно попадаешь на тихий приморский курорт. Выйдя на пересечении главных, но тихих улиц, мы сначала не знали куда идти, но Слава каким-то образом выбрал направление и мы пошли по уже сонным от жары улицам.

Очень скоро остановился таксист и предложил бесплатно отвезти в недорогой отель. Он расписывал его красоты, обещая плату по 10 евро. И мы поехали, и отель оказался красивым, выстроенным под замок, с вай-фаем, завтраком, кондиционерами и велосипедами, но по цене 45 евро за двоих.

Мы сказали – пссс и развернулись. Нас догнали и предложили цену 37 евро! Но без завтрака. Мы снова сказали – пссс и вышли на улицу. Тогда нас снова остановили и предложили номер за 30 евро – вот как оказывается, можно снижать цену!
Водитель такси явно получал свою долю, но тут жадность его сгубила и теперь ему оставалось только чесать голову. Он стал предлагать другие отели, но Слава уже заприметил табличку – Кемпинг и мы пошли сами.

Шли по жаре вдоль моря и всё больше удалялись от городка. Место вокруг стало тихим, безлюдным, попалась даже свалка машин. Скоро грунтовка насыщенного коричневого цвета превратилась в тропинку над самым морем.
Петляя между густыми кустами тропа становилась всё уже. Я была очарована запахом разогретых листьев, прозрачным морем и расслабляющей тишиной. Но ставить палатку здесь было негде и мы помнили о цыганах, поэтому повернули назад.

Ещё немного побродив по берегу нашли место, куда люди выехали на пикник: здесь дымили мангалы, художник рисовал на мольберте и был виден Ксамиль. Мы стали думать, не поставить ли палатку тут, как вдруг начался дождик. И тогда Слава быстро решил, что мы будем искать жильё.
Вернувшись на окраину Ксамиля, Слава подвёл меня к щиту, который заприметил ещё в ту сторону. Небольшой рекламный щит предлагал селиться в Зелёном Доме и Слава, припомнив, что видел его совсем рядом, скоро подвёл меня к воротам в сад, в глубине которого действительно стоял двухэтажный зелёный дом.
В саду пышно цвели цветы и зеленела трава. Я сказала, что здесь наверняка дорого! Но Слава позвонил по указанному телефону, и через две минуты приятный молодой человек уже рассказывал, что плата за комнату 15 евро за двоих, но только если мы останемся больше, чем на одну ночь.
Мы пошли посмотреть, выбрав второй этаж, и зайдя обомлели. Это оказалась студия величиной с однокомнатную квартиру. В ней помещались кровать, шкаф, холодильник, стол, три стула, телевизор и даже кухонный уголок. И конечно, удобный санузел, а ещё балкон, с которого видно близкое море!

Внутри очень чисто, очень аккуратно и такое впечатление, что в этом году ещё никто здесь не жил. Поскольку сезон начинается с 1 июля, то вполне может быть.
Администратор отдал нам ключи, объяснил, где находится пляж отеля и уехал, прихватив один паспорт.
Слегка удивлённые так быстро решившимся вопросом, мы продолжили разглядывать номер и обнаружили ещё 8 розеток, газовую плиту, вай-фай, рамку для сушки белья, сетки на окнах и то, что дверь балкона со стороны моря зеркальная и это единственное, зато очень большое зеркало.
И всё это за 15 евро на двоих... Как мы поняли, такая цена только до начала сезона.
Начался дождик и Слава, по своему обыкновению, расслабился и уснул. Подождав, пока дождь немного утихнет я пошла обследовать сад. В нём много цветов, а лимоны на деревьях по пол килограмма! Жужжат шмели, алеют фуксии и журчит вода из шлангов.

Нагулявшись, я разбудила Славу и повела его к морю – до него не больше 60 метров. Пляж находится в маленькой бухточке, окружённой желтыми невысокими скалами. Там кафе и чистый берег, зонтики и шезлонги – для нас бесплатно.
Море нам открылось чистое, лазурное, с переливами. Только вода ещё не прогрелась и была очень прохладная. Мы побродили по берегу и Слава сразу поймал хмурого краба. Когда мы его отпустили, он быстро нырнул в воду и зарылся в песок – только глаза торчали. Ещё мы увидели креветок, рыбок и даже морскую звезду! Она была небольшая, с железную гривну, с пятью тоненькими лучами.

Наконец мы окунулись в море, прохладное и бодрящее и теперь уже близко и по-настоящему познакомились с ним. Вернувшись в домик, подкрепились аварийными запасами и пошли вдоль моря в Ксамиль, посмотреть что там есть. А там тихие отели овиты пышными лозами, пальмы колышут зелёными перьями и царствует над всем голубое море с искринками.

Мы нашли несколько маленьких супермаркетов с разными ценами и выбрали тот что в центре, с самым разнообразным и одновременно недорогим ассортиментом.
Свернули на улицу Айсидоры Дункан и увидели, что здесь на каждом заборе написаны приглашения поселиться. Но как мне кажется, мы выбрали лучшее место – уединённое, продуваемое ветерком, с видом на море и с кухней, чем экономили на еде. Повезло нам с жадным таксистом, завёзшим в неожиданное место.
На улицах тихо и очень мало людей. Вдоль моря тянутся крохотные кафе с навесами, а к берегу пришвартованы лодочки и катамараны. Ксамиль мы также выбрали из-за маленьких островков, на которые хотели поплыть. Все они видны с берега.

Вода на песчаных пляжах прозрачная до невидимости и в ней хорошо видны рыбы. Пройти можно везде, не взирая на территории отелей, только иногда путь перегораживают скалы, которые нужно обходить.
В супермаркете мы накупили еды и воды, включая испанское мороженое, немецкий йогурт, спелые апельсины, а из местного: варенье из инжира, картошку и лайм.
Небо голубело и, забросив продукты, мы ещё раз сходили на пляж, где лежали на лежаках, глядя в прекрасное тихое море.

Дополнительные фотографии курорта Ксамиль из нашего путешествия.