Албания 2015. Шкодер - Тирана - Берат

04.06.2015
Рано утром мы спустились в столовую и поняли, что завтраком здесь никто не занимается. Просто на столе лежит то, что можно брать и его совсем не много. Нам досталось по огромной пустой тарелке, по вареному яйцу и персику, маленькая плошка с творогом, хлеб, масло и варенье. Ещё мы взяли по жмене орешков, которые явно никто не брал.

Собравшись, расплатились и пошли на площадь Демократии, откуда отправляется автобус в Тирану. Заслышав призывное «Тирана-Тирана», мы забрались в большой автобус и за два часа доехали, заплатив по 300 лек = 50 гривен.
Дальше наши мнения разделились: Слава, опасаясь серпантинов, настаивал для начала ехать в Дуррес, и оттуда после ночёвки в Берат, а я – сразу в Берат. Нельзя сказать, что здесь большие расстояния, например, от Тираны до Берата 120 километров. Просто, хотя дороги хорошие, скорость на них низкая – через горы.
В Тиране Слава быстро взял курс на какой-то очередной псевдо-вокзал до которого идти километра полтора. По пути мы завернули в Пиццерию, выбрали по картинке пиццу за 300 лек и, не так выразившись, заказали две штуки вместо двух кусков. Одну съесть удалось, а вторую нам завернули с собой.
Пока всё это длилось я переживала, что мы опоздаем на всё! Россказни об Албании вещали, что уехать куда либо можно только с утра. Но Слава оказался молодец и точно взяв курс привёл меня туда, откуда раньше, по описаниям, отправлялись автобусы. Но автобусов там не оказалось и я, как нормальная женщина, стала тянуть Славу в разные стороны – лишь бы двигаться.
Слава на меня шикнул, сказал, что ему надо подумать и застыл, а я пока нарезала вокруг круги. Наконец он вышел из транса, выбрал прохожего, что-то у него уточнил и мы пошли. Очень скоро навстречу нам выбежал парень, вопрошая: «Берат, Берат?» Он потащил нас, немного удивлённых, в автобус и я могу объяснить происходящее только связью Славы с Космосом, откуда он почерпнул информацию и даже вызвал зазывалу и транспорт.
Для меня стало неожиданностью, что Слава сразу решил ехать в древний город, но от радости я даже смолчала. Нам повезло – большой автобус был местным, а не туристическим и мы поехали по стандартной цене – 400 лек за каждого. Автобус отправился через пять минут после того, как мы устроились и я продолжила удивляться везению, потому что расписание здесь, может, и есть, но его очень трудно обнаружить и тем более применить.
Ехали три часа и снова убедились, что сведения о дорогах Албании за 2013 год уже не годятся и всё ездит гораздо быстрее.
Хочу отметить интересную должность – помощник водителя автобуса. Он принимает деньги, помогает загрузить и вынести багаж, проверяет работу кондиционеров, следит, чтобы все вышли вовремя, подыскивает на улицах пассажиров. А водитель занимается только своим делом и ни на что не отвлекается от дороги.
Ехать было немного трудно, всё-таки это был уже второй рейс за день. По карте мы должны были заехать в Дуррес, но автобус поехал по какой-то внутренней более лёгкой дороге, с меньшим количеством серпантинов. Из окон мы видели много полей и садов, особенно роскошно выглядят цветущие гранатовые сады.
В Берат приехали в пять вечера, удивительным образом добравшись до цели за один день. Говорят, в Алабании неплохой автостоп, но поскольку цены на транспорт оказались не выше, чем в Украине, а жара уже превратилась в зной, Слава решил не терять времени на жарких серпантинах, а двигаться удобнее и быстрее.

Берат
Вышли мы на достаточно тихой улице, как оказалось, почти в центре города. Оглянувшись кругом Слава обнаружил Инфопоинт и неожиданно отправил туда меня! Когда я изумилась – куда, с моим-то английским? Он ответил, что если хочешь приключений – пошли меня и оставайся ждать – результаты скоро появятся.
В Инфопоинте сидел молодой парень. Я стала объяснить, что нам нужен хостел, а он ответил, что не знает, что это такое! Мы ещё пару минут разбирались и наконец он предложил гестхауз. Позвонив своему другу, он сказал, что тот скоро придёт, а я пока вернулась за Славой, и дежуривший на перекрёстке полицейский остановил весь немногочисленный транспорт, чтобы я перешла!
В Инфоцентре нас ждал молодой мужчина в ярко-белой рубашке. Такая рубашка – хороший признак мусульманина. Берат, как я уже знала, делится рекой на две части – мусульманскую и христианскую. Может они и не резко выражены, но они есть.
Хозяин предложил нам жильё за 25 евро на двоих с завтраком. Мы понимали, что попали в туристическое место и вряд ли здесь будет дёшево, поэтому решили сначала пойти посмотреть. Парень из Инфопоинта закрыл дверь на ключ и весело поскакал рядом.
Дорога сразу пошла так круто вверх, что с тяжёлым рюкзаком у меня даже ноги слегка проскальзывали, но помогла горная закалка. Булыжная мостовая здесь в изумительно хорошем состоянии – гладкая и блестящая, со стоком для дождя посредине.

Но скоро мы свернули в узкий старинный переулок, где хозяин открыл дверь и мы взошли по ступеням в большую гостиную. Мы были у турков и в этом не оставалось сомнений!
Светлая комната носила черты турецкого вкуса. Тут стояли диваны с подушками, столики и кресла, вазоны с растениями. Всюду лежали ковры, ниспадали изящные занавеси и было ещё множество мелочей, делающих комнату по-восточному красивой.

Появилась мама хозяина – пышнотелая Мила. Она окружила нас улыбками, предлагая выбирать комнату. Оказалось, что из трёх ни одна не занята – слава поездкам в межсезонье! Основной туристический сезон в Албании с 1 июля, когда в Европе начинаются каникулы, поэтому в июне цены и свободные места ещё очень радовали.
Мы выбрали комнату с громадным окном на балкон. Балкон – это площадка метров 40 квадратных, выложенная цветной плиткой, с перилами и многочисленными кадками с растениями. Вдоль окон выстроились вазоны с кактусами, а вид на город с высоты открывался такой, что уйти мы уже не смогли.

Таким образом трёхкомнатная отдельная квартира стала нашей. В каждой комнате отдельный санузел, удобные шкафы и кровати, телевизоры, картины, ковры. В гостиной холодильник и большая кофе-машина. Именно после неё Слава окончательно подсел на кофе, хотя раньше совсем его не пил.
Хозяева вынесли на балкон столик и стулья, принесли ледяной воды и отнеслись к нам не официозно, но учтиво, по-доброму и с улыбкой. Они быстро нас устроили, отдали ключи и ушли. Окончательно я убедилась, что мы у мусульман, обнаружив ковшик для омовений перед молитвой.
Уходя, Мила сказала, что если будет что-нибудь надо, то покричать вниз с балкона и она услышит – нормальное переговорное устройство для древнего города.
Приняв душ и напившись густого кофе, в прекрасной обстановке гарема мы почувствовали себя великолепно и неожиданно решили остаться на две ночи. Как раз потянуло вечерней прохладой и мы вышли посмотреть на Берат – город тысячи окон.

Берат – очень древний город, выстроенный с двух сторон реки Осуми. Дома так тесно располагаются на горных террасах, что видны только окна, хотя при ближайшем рассмотрении находится немало двориков. Узкие мощёные улицы выглядят по-старинному, при этом они ухожены, очень чистые, всюду расставлены вазоны с цветами, много крохотных магазинчиков и кафе, а за столиками сидят мужчины за чашечкой кофе.

Колорит обрушился на нас так неожиданно, что мы даже растерялись куда идти – нырнуть в петлистые улочки, спуститься вниз или идти вверх по манящей мостовой? Решили сначала немного пройти вверх, а потом вниз по параллельной улице. Но не тут-то было! Ни о какой геометрии здесь речи не идёт – улицы и переулки петляют, заманивают, а их старинная архитектура изобилует балконами и верандами.
На главной, уводящей вверх улице, мы обнаружили много хостелов и гестхаузов, видели карабкающихся велосипедистов. Мы шли всё выше, как вдруг местные женщины направили нас жестами и словами: «Крепость там!» И не собираясь идти в крепость, даже позабыв о её существовании, мы стали подниматься всё выше над городом.

Я продолжала присматриваться к албанцам. У них чуть более приплюснутые лица, при чём ярче это выделено у женщин. Они относительно носаты, с тёмными волосами. Женщины часто с широкими, даже очень широкими бёдрами и при ходьбе они ими пышно покачивают. Молодые девушки попадаются стройные, но те кто постарше все уже обладают крутыми округлостями и приобретают уверенную походку. Как-то не верится, что женщины-албанки стараются похудеть – со стороны мне показалось, что увесистость здесь ценится выше худобы. Мужчины-албанцы в основном крепкого телосложения, достаточно высокие и широкоплечие.
А вот старички – такое ощущение, что они усыхают, становясь маленькими и хрупкими с виду. У многих в старости волосы становятся не седыми, а белыми, прямо снежными. В первый раз я не могла поверить тому, что вижу – трудно представить, что это не краска, а именно белые волосы.

Наконец мы поднялись к стенам крепости. Всё здесь выложено из камней красивого серого цвета – и дома, и улицы, и заборы. Камня так много и он так красив и заполирован временем, что к нему приятно прикасаться, по нему приятно ходить, на него хочется смотреть.
Мы решили, что если крепость платная, то прийти уже завтра – было уже 18:30. Но оказалось, что крепость бесплатная и тут я вспомнила, что крепость Берат – это музей в себе и во многих домах ещё с древности живут люди! Тут есть и хостелы, и музеи, и кафе – экспонаты переплетаются с жилыми домами и ходит много албанских бабушек в строгих чёрных платьях.
Крепость в вечерней прохладе произвела на нас сильное впечатление. Пока это вторая самая впечатлившая меня крепость после боевой единицы на острове Кипр. Благодаря каменной кладке, стены домов не плоские, а закруглённые, крыши покрыты древней черепицей, всюду невиданные раньше цветы, ступеньки, переулочки, башни – всё переплетается так, что невозможно насытиться и уйти!

В одном месте гулял старичок, он отвёл нас к «базилике» – бывшему водохранилищу крепости. Мы спустились немного в дверной проём и услышали многоголосый писк – это тысячи невидимых летучих мышей поселились в хранилище.

Мы ходили и ходили, а Солнце странным образом зависло и давало любоваться, смотреть и фотографировать. В вечернюю прохладу высыпали жители и их было больше, чем туристов – крепость продолжает жить и эта жизнь не даёт ей разрушиться.
Город и крепость Берат обязательны для посещения в Албании, как и Комани-Фиерри.

Наконец, уже в темноте, мы медленно спустились с горы и свернули на улицу, которая сверху выглядит белым полотнищем. Это оказался местный Бродвей – здесь много современных гостиниц, магазинов и кафе. Они тянутся с одной стороны улицы, а по другую её сторону – парк. Климат здесь позволяет цвести магнолиям и расти пальмам. Катальпы цветут и насыщают ароматом вечерний воздух.
За столиками сидят исключительно мужчины. Они сидят лицом к пешеходной улице и рассматривают прохожих.
Здесь было жарко и мы ещё раз оценили где поселились – у нас на склоне гулял свежий ветер и открывались далёкие виды. Здесь же было душно и просматривались все окна.

Прогуливаясь, мы увидели великолепное здание, оказавшееся Университетом. Здание и площадь выложены светлыми жёлтыми плитами, сияющими в свете ночных фонарей.
Пройдя эту улицу мы вышли на параллельную. Тут много магазинов, в которых мы накупили фрукты. Начав уставать, вернулись к себе и обнаружили, что Мила приходила без нас. Она не прикасалась к нашим вещам, убрав всё, что вокруг и перемыла оставленные чашки.
Устроившись на балконе мы стали смотреть на огни древнего города. Я с наслаждением откусывала от крупной ароматной клубники маленькие кусочки, наслаждаясь её мясистостью и спелостью. А вот киви – величиной с мой кулак, оказались неожиданно очень сладкими – мы к таким не привыкли. Рубиновая же черешня таяла во рту, не давая оторваться от себя.
Напротив нас засветился минарет мечети и, в довершение картины, над сказочным, как будто перенесённым во времени городом, в летней ночи запел муэдзин. Протяжный голос звучал над горами, отражался от стен, подчёркивая тишину.
Прекрасен древний Берат, особенно если правильно в нём поселиться.

Дополнительные фотографии Берата из нашего путешествия.