Необыкновенная Украина. 2 мая 2017

Утром мы не спеша расходовали, ставшие уже привычными, три часа на сборы, и при свете дня я получше рассмотрела нашу полянку. Она оказалась совсем не заметной с дороги, потому что пробираться на неё нужно по кустистому коридору. Невысокие деревца дают поляне тень, а уже полегшая трава – мягкую подстилку.
Как-то сама собой обозначилась планировка: тут спальня, там кухня, здесь – столовая. А кусты боярышника и шиповника предоставили ягоды для чая.
Палатки возле Морозовского карьера

Доброе сладкое утро!

Наконец выкатились и решили поискать место для спуска. Сначала просто сползи по склону и обнаружили, что ниже проходит терраса среднего яруса. Она достаточно широкая, но заросла травами и кустами и ещё на ней очень много цветущих деревьев – как и по всей Кировоградской области.
Красивейших мест под палатки на террасе множество. С неё видна недоступная вода внизу, а позади – метров на 50 поднимаются неприступные склоны. После ночевки глаза автоматически продолжали приглядываться – «где бы могли заночевать, если бы знали заранее...» Но наше место отличалось тем, что было максимально высоко, а это значит – виды.
Учитывая заросли кустов, камышей и поваленных стволов – продвигались мы медленно. Ехать не получалось – только катить. Пешком здесь идти интересно, а вот с велоштанами – очень не просто. Пару раз мы пытались найти спуски к воде, но каждый раз берег заканчивался обрывом.
На карнизе Морозовского карьера

В карьере

Склоны Морозовского карьера

Наконец терраса уперлась в отвесный холм. Перспектива возвращаться по своим следам не прельщала, поэтому Юра полез на разведку, а мы разлеглись в тени цветущей абрикосы. Тихо, тепло, хорошо….
Террасы очень красивы. Они - уже сами по себе достопримечательность. Сюда можно пойти пешеходным маршрутом, доехав до станции Ясиноватка. Одна проблема – придется нести много воды.
Через полчаса разведчик вернулся. Оказалось, что свет в конце туннеля есть – только сначала нужно отстегнуть велоштаны и стащить наше имущество вниз метров на 20. Это было не простой задачей, зато ниже обнаружилась мини терраса, по которой мы добрались до крутого спуска к пляжу.
Крутое пике

Велобаулы перекочевали на спины

Трое и Морозовский карьер

Спуск к пляжу

Конечно, после жаркого перехода все решили купаться, а вода….. она очень, очень-очень холодная! Явно родниковая, ведь карьер заполнился подземными водами. Слава и Юра перенесли омовение стойко, меня же было слышно далеко.
Холодное купание

Берег карьера
После пляжа мы снова протискивали, протаскивали и проволакивали наши велосипеды. Только ближе к экскаватору, находящемуся на противоположном берегу, появились тропинки, по которым мы изредка катились. Экскаватор стоит совершенно один. Из-за того, что его не с чем сравнить, он не кажется огромным.
Последний экскаватор на фоне египетских пирамид

Замерший гигант

Наконец мы выбрались на тропку и почти поехали в обход карьера. Иногда была возможность перебраться на самую верхнюю кромку, но мы специально держались максимально ближе к краю разреза и ехали по довольно твёрдой грунтовке самой нижней террасы.
Здесь пейзаж марсианский. Между цветом воды и неба лежит бело-желтый пласт берега, а изрезанность склонов напоминает турецкую Каппадокию.
Неожиданно выехали к песчаному пляжу со следами множества вело-следов. Поднявшийся ветерок погнал по голубой воде шумные волны и они бились о берег, образуя белую пену.
Жёлтые берега

Продолжение Морозовского карьера

Пустота…

Почти море
Потом снова ехали вдоль обрывистого берега, пока не обнаружилась дорога, по которой удалось выкарабкаться наверх, на ровные зеленые луга. После суток среди марсианских пейзажей, переход показался резким, но родным – тут снова пели птицы и качались полевые цветы.
Еще большей усладой стала глубокая тень после яркого солнцепека. А за деревьями обнаружился поселочек - Коминтерновка. В отличие от Морозовки, здесь очень оживленно - белые домики смотрят из-за невысоких заборчиков, всюду люди, болтовня и огромные цветущие яблони. Здесь мы набрали воды из колодца и поехали по тенистой аллее к трассе.
Тенистая аллея

Яблоня в цвету
Сразу на выезде стоит магазин-отель. Внутри не оказалось ничего, что хотелось бы купить, зато обнаружился неимоверно голодный кот. Мы долго скармливали ему колбасу, а он глотал её с подвыванием. К этому времени мы насчитали уже 17 котов.
Тут нам подсказали, что рядом в селе есть магазинчик и в нём оказался хороший выбор всего, включая редкость – холодное пиво. Пока Слава и Юра блаженствовали в тени, я набралась наглости и постучалась в ближайшие ворота. У хозяйки я попросила всего две картошки – на супчик! Она кивнула и удалилась. Не было её довольно долго, а вернулась она с пакетом картошки килограмма на полтора. Я занекала, что нам только две! А она строго на меня посмотрела и сказала:
- Побажайте мені здоровья и беріть.
И стоит – ждёт. Я растерялась, а когда выпалила буквально одно пожелание, она сразу развернулась и ушла. Я чуть позже ей ещё нажелала, вспоминая и думая.
А еще, когда я рассказывала об этом Славе и Юре, мне вспомнился стих:
Жил да был один непалец и жена его – непалка.
Он худой был словно палец, а она была нахалка.
Слава – худой непалец, а нахалка – это та, которая раздобыла полтора кило картошки.
Первое холодное
Потом мы снова ехали по полям и степям, и больше всего поражало огромное количество цветущих деревьев – вишен, черешен, яблонь, абрикос. Кто-то когда-то усадил ими все обочины и в своё время тут можно будет с двух рук есть! А пока всё это цвело и белые пышные кроны лишь изредка прерывались зеленью не плодовых деревьев.
Я ехала и снова поднималось во мне чувство – какая же Украина прекрасная! Какой чудесный воздух, как красиво вокруг! Надо только чтобы в Киеве что-то наконец поменялось, и кроме природы ещё и правительство радовало.
Что еще меня удивляло в этой поездке – как много асфальта положено поверх старинной брусчатки! Точнее – как много дорог когда-то замостили булыжником.
Дорога в белых лепестках

Юра и весна
Дальше мы ехали по удивительно оживленным проселкам, полагаюсь на Юру, который следил за треком. После очередного поворота неожиданно покатились под уклон, блеснула впереди вода и по длинному узкому перешейку мы въехали на полуостров, глубоко вдающийся в озеро.
Вода здесь со всех сторон. В самом широком месте до берега метров 70, в самом узком – 20. Перешеек затерялся среди кустов и появилась полная иллюзия, что мы на острове. Все так удивились красиво открытому пространству, что без обсуждений решили остаться здесь на ночь.
Это озеро с каплей острова мы видели на карте еще до отъезда и тогда оно сразу привлекло наше внимание. А вот навигатор остров не видел и показывал, что мы сидим прямо в воде.
Мы поставили палатки, накрыли велосипеды и долго пили чай с вкусными печеньями из местных магазинов. Берег здесь очень низкий и плоский и у меня появилось ощущение, что мы сидим в ложке посреди суповой тарелки.
Тишина вокруг стояла такая приятная, а любование закатом так разморило, что Славе с трудом удалось нас с Юрой сдвинуть с места, чтобы заняться ужином.
Далекий полуостров

Весеннее утро

Корешок для печки Бонда

Голубой пояс
Берег здесь слегка илистый, но вода абсолютно чистая. Почему-то не растут камыши и от этого пространство видится очень открытым. Метрах в трех от берега на маленькой кочке угнездилась уточка – совершенно ничем не прикрытая. Неужели здесь так безопасно?
Все наши предыдущие ночевки располагались среди деревьев и поэтому рано становилось темно, а сейчас вокруг было светло и просторно и постепенно стало казаться, что мы сидим под огромной линзой внутри плоского кратера.
На небо взобрался тонкий месяц и его света хватало, чтобы обходиться без фонарей. Высыпали звезды, засияла Венера, спутники носились по три штуки сразу.
Удивительность места создала следующее ощущение - что мы в планетарии. Мы любовались небом, не было комаров, а когда уплыл месяц, звезд стало еще больше и стало светло от самих звезд!
Включились лягухи и было их столько, что возникла мысль – а удастся ли заснуть под такой грохот? Оказалось – легко…