Автостопом по Турции 2011. Часть VI. Памуккале, день 1

Памуккале 15.08.2011
Утром мы зашевелились не раньше половины девятого. Так долго поспать под жарким Солнцем нам дало возможность спасательное одеяло, которым я с ночи обернула палатку. В одном месте, куда Солнце всё-таки пробивалось, невозможно было даже руку держать, так оно грело. Палатка стояла на открытой лужайке, потому что под несколькими деревьями уже стояли машины, так что стояли мы как на пляже.
Наша палатка в кемпинге около Памуккале

Сначала рано утром я проснулась от призыва муэдзина – мечеть находилась где-то совсем рядом, как потом оказалось – через дом. После этого на забор прилетели голуби и раз 500 прокричали одно и то же. Но просыпаясь, я всё равно потом опять засыпала.
Вид из нашего кемпинга на Памуккале

Кемпинг в центре Памуккале

Когда мы наконец выползли, к нам прибежали две породистые собаки. Они даже пытались засунуть носы внутрь палатки – возможно, отдавая должное пахнущей под потолком колбасе :) Одна собака прибыла сюда с машиной, вторая – местная охрана. Они носились по всей лужайке и как ни старался охранник отозвать разыгравшегося пса, сделать он этого не смог. Я смеялась, глядя на это зрелище, и увидев, что я не боюсь, он махнул рукой и оставил собак бегать и общаться.
Собаки в кемпинге

Надо сказать, что в Турции не многие держат собак. А те, которые имеются, какие-то совершенно не злые. Об этом говорят даже таблички, возвещающие о наличии собаки. Дословно на них написано так: «Дукат! Кёпек вар», что означает: «Внимание! Собака есть». Вот именно так – собака есть, а какая она там – добрая или злая, не оговаривается. Но как мне показалось, злых псов там и нет, только спокойные или вот такие игривые, как те, что носились по лужайке. Потом мы ещё видели нашего сторожа – валялся перед огромной будкой, метра 2 на 2, дрых и не обращал на нас никакого внимания.
Предупреждающая табличка о наличии собаки

Занявшись обычными утренними процедурами, я обнаружила кухню со стиральной машинкой, которой мы тут же воспользовались, и газовой плитой, которая очень хорошо экономила наши баллончики. Мы сварили кашу в котелке и пошли завтракать под дерево – как раз какая-то машина уехала.
Завтрак на территории кемпинга

Мы сидели на зелёной траве, с алюминиевыми мисочками и складными ложечками, щебетали птицы, и у меня была твёрдая уверенность, что больше никто во всём этом посёлке не ест таким же образом :)
Потом мы собрали все наши вещи в рюкзаки, оставив только стоящую палатку, и сдали их на пункт охраны – то есть их попросту закрыли в комнате.
Я вырядилась в свой белый сарафан, распустила свежевымытые волосы, и тот, турок, который видел меня вчера мятую, пыльную и замученную, при моём появлении рассыпался в жарких комплиментах, которые я даже понимала :) А потом он ещё наговорил Славе, как ему повезло путешествовать с такой прекрасной спутницей :)
В центре пос.Памуккале

Выйдя из кемпинга мы пошли по улице и увидели мечеть, которая разбудила меня сегодня утром. Она была закрыта, но в её дворике мы нашли автомат с бесплатной ледяной водой и решили, что будем здесь ею бесплатно запасаться.
Автомат с бесплатной питьевой водой около мечети в Памуккале

Потом мы нашли Интернет и нас там обслуживала бабулька лет под 70, шустрая и упитанная. Глядя на её широченные юбки и платки, я могла предположить, что она только ослов где ни будь погоняет :) Посидели там часик и пошли дальше.
Узкие улочки имели довольно сильные уклоны, вдоль стен и лестниц стояли вазоны с цветами, а ещё попадались каналы, в которых с шумом бежала мутно-белая вода – та, которая стекает с горы Памуккале.
Попадались очень маленькие магазинчики с относительно недорогими сладостями и продуктами. Видели отели, в которых живут и лечатся – в некоторые из них течёт вода с горы. Отели не претенциозные, а уютные. Обычно не выше 2-3 этажей, с бассейнами и небольшими садиками.
Зашли в маленькое кафе для местных жителей. Там нет показной роскоши, светло и просторно, а в распахнутые окна залетает ветер и создаёт ощущение прохлады. На веранде и внутри сидело много старичков – все в маленьких шапочках на макушках, они пили чай и играли в домино. Мы сели под окном и, как мне показалось, там подают только кофе, воду и чай – неужели это весь доход заведения?
Пол деревянный, а посредине печка-буржуйка. Ещё мне понравилось, что столы не скользкие-пластиковые, и не покрыты клеёнкой, а застелены какой-то тканью, напоминающей коврик. Наверное, местные жители аккуратно пьют и едят.
Сушка острого перца - типичная картина на домах жителей Памуккале

Ещё я купила инжира и перед подъёмом на гору мы вернулись к нашей палатке и съели его – я наелась до отвала и была вся в их сладком соке.
Мы строили планы на завтра. Решили, что ещё одну ночь переночуем здесь, а утром двинемся дальше. Мы ещё не знали, что нас ждёт! А пока мы запаслись едой и водой, и наконец-то пошли в сторону белой горы. Мне пришло в голову, что в этом году я уже была на одной Белой достопримечательности – это было в мае в Крыму. Она называлась – Ай-Кая или Белая Скала. А сейчас это была гора – Белая Гора.
Панорамный вид на гору Памуккале

Наконец, уже около трёх часов дня, мы стоим у очередной цели нашего путешествия.
Покупка входных билетов в Памуккале и Иераполис

Пройдя немного по отвороту дороги, мы подошли к кассе и турникету. Вежливый турок нас обилетил и мы пошли вверх по дороге. Засверкало впереди что-то белое...
Первым делом дорогу поперёк перерезал мутно-белый поток, бегущий явно по вырубленному руслу. Рядом стояли скамейки и мы увидели, что все люди разуваются! Мы тоже сняли обувь и привязали её к нашим маленьким рюкзачкам.
Здесь нужно снять обувь

Постояли в воде, обмывая ноги – она была тёплая, и перейдя через эту границу оказались в месте, которое я, конечно, буду описывать, но это мало что даст.
Перед нами сверкала Белоснежная Гора.
Она не была гладкой, как когда покрывается льдом, не была особо большой или наклонной, но при этом выглядела так величественно, что я по настоящему онемела, и была в состоянии только растерянно оглядываться по сторонам!
Белоснежная стена Памуккале

Белоснежное чудо ослепляло даже через качественные тёмные очки, гора тянулась, мягко уходя куда-то влево и вверх, и казалась странно сбегающей – узорами, каскадами, волнами! Справа была небольшая округлая горка, напоминавшая белый чум на который навалились то ли взбитые сливки, то ли мыльная пена. И всё это – в огромном количестве, в увеличенном размере – как и положено горам!
Памуккале - начало осмотра

Я трогала эти пенные стены – они были крепкими и не осыпались под руками. Это был воздушный монолит – невероятное соединение!
Памуккале - наверху

Пройдя ещё немного вперёд, мы увидели панораму, от которой окончательно дух захватывало. Впереди, каскадами, к нам струилась вода. Справа поднималась белая стена, обрамляя склон, по которому мы шли. А слева открывался вид на парк, посёлок, горы, леса, но самое поразительное, что навстречу нам, по белому волнистому «полу», струилась вода… Она покрывала всё, и потом стекала с довольно крутого склона, уносясь далеко вниз.
Памуккале - туристическая тропа

И всё то время, что мы поднимались, мы шли по воде. Мы просто шли и шлёпали, ощущая приятное тепло :) Глубина от сантиметра до пяти – весь склон огромного пространства омывался источниками с термальной водой – откуда здесь, на горе, столько воды?! Сколько сотен-тысяч лет она вытекает откуда-то из земных глубин и не иссякает? И ведь именно она создала это белое чудо – насыщенная солями кальция и известняком, она оставляет их на поверхности, создавая невероятные формы и образы.
Травертины Памуккале

Вообще-то название Памуккале переводится как – Хлопковый Замок. Этому зрелищу нужно было бы дать более величественное название, но округлая форма стен действительно немного напоминает коробочки хлопка – только огромные.
Мы шли вверх по тёплой воде и она текла отовсюду – со стен, из каскадов, по склону. При этом скользко не было вообще. Наоборот – то, по чему мы шли, скорее напоминало волнистую тёрочку, и ноги постоянно ощущали рельеф и этот рельеф всё время изменялся. Иногда он был похож на чешую дракона полого сбегающую вниз, в других местах это были кораллы – белые волшебные кораллы, а ещё дальше под ногами виделась мостовая очень древнего города. И вода, скользя по этим узорам, делала их живыми – и спал под ногами дракон, и смотрели снизу кораллы, и мостовая жила своей жизнью. Вода течёт оживляет собой всё! Она течёт по всей ширине и весь наш путь залит водой от края до края!
Глядя снизу, невозможно было представить, всё это. Такое не приснится во сне и не нарисует воображение.
Выше по склону начались знаменитые травертины. Это такие полукруглые ванны, немного похожие на сцены или на ракушки-королевки. Они самого разного размера – от величиной с монетку до многометровых. Каждая ванна вырастает из уклона горы и поэтому с более высокой стороны вы заходите в ванну почти не замечая перехода, а с другой она возвышается над уровнем склона где на метр, а где и на полтора.
Памуккале - вид сверху

Вода течёт сверху по горе, наполняет травертину, переливается через край и течёт водопадом вниз, дальше, в следующую травертину, создавая каскады. Вода в них небесно-голубая и очень тёплая. Когда смотришь сверху, и видишь, как разливается эта жемчужная голубизна по сверкающему белизной склону, то онемеваешь перед этим неописуемым великолепием! Ощущение нереальности очень сильное и трудно поверить, что ты действительно здесь находишься.
Большая травертина в Памуккале

В травертинах мелко, самые глубокие – по колено. В них лежат и сидят люди, вода всё время проточная, поэтому, хотя людей очень много, это совсем не смущает. Известь, содержащаяся в воде, создаёт на дне мягкую подстилку, и по ней приятно ступать. Думаю, она же и дезинфицирует.
Травертина с водой

Одной стороной травертины прижаты к стене горы, и с этой стены тоже струится термальная вода. Поэтому многие сидят под самой стенкой, принимая одновременно и душ, и ванну. Иногда чуть веет каким-то запахом – в семнадцати источниках этих мест есть много чего, например радон.
Травертины Памуккале на туристическом маршруте

Чем выше поднимаешься, тем вода теплее, и это понятно – ведь ближе к источникам.
Туристов здесь очень много – особенно в дневное время, когда приезжают большие экскурсионные автобусы. Жаль этих людей – их привозят всего на несколько часов, а это очень мало для такого места, к тому же им не увидеть травертины ночью.
Туристы на травертинах Памуккале

Большинство людей здесь вежливы, и когда кто-то хочет сфотографироваться, то отходят, давая свободное пространство и терпеливо ждут, если фотографирование затягивается.
Но было интересно подметить вот что – если девушка принимает для фото самую что ни на есть неестественную позу, то можно не сомневаться, что она русская. Запрокидывание головы так, что аж нечем дышать, поза загорания в которой не загорает ни один нормальный человек, или вышагивание, на которое способна не всякая цапля – всё это выделяло их, и не скажу, чтобы выгодно. Я даже некоторое время развлекалась тем, что наблюдала позу и ждала когда девушка откроет рот, потом уверяясь и забавляясь своей догадливостью :)
Памуккале

Должна ещё рассказать о том, что нигде во всей Турции мы не видели запрещающих знаков на русском языке – только здесь. Обычно пишут на турецком и английском, но видимо русские так здесь достали, что появились и русскоязычные знаки.
Дело в том, что по Памуккале нельзя ходить везде. Есть широкий склон с ваннами и ими разрешено наслаждаться. А кое-где вода создала сложные узоры и наросты, в которых даже зеленеют листья инжира, и они так хрупки, что ими можно только любоваться, а не подходить и трогать. Нельзя также стоять близко к крутому склону – для своей же безопасности. За порядком следят босоногие полицейские – никому здесь нельзя ходить в обуви. Они не кричат, не ругают, а только свистят в свисточки, давая знать тем, кто пересёк границу дозволенного, что пора возвращаться. Никакой грубости – всё тактично и направляюще.
Туристическая тропа Памуккале

Зато русские именно здесь ведут себя чрезвычайно вульгарно – больше мы такого нигде не видели. Они очень громко разговаривают, перекрикиваются через большие расстояния, орут на своих детей и даже пожилых спутников, ну и считают, видимо, что они одни здесь русскоговорящие, потому что многие продолжают говорить на языке мата. Большинство одеты как пало, даже просто в полотенцах. Именно среди них больше всего толстых – почему-то мы не видели таких толстяков среди других национальностей. Конечно, не все вели себя подобным образом, но хватало и тех, кто всё время себя демонстрировал.
Люди забывают, что являются представителем своей нации, и даже один идиот может потом надолго сложить у кого-то очень не презентабельное мнение о своей стране. Об этом всегда надо помнить!
Насмотревшись здесь на поведение русских толстосумов, мы, когда нас спрашивали улавливая нашу славянскую речь, не из Росси ли мы? Всегда подчёркивали, что нет, что мы – из Украины! И поскольку мы всегда вели себя корректно и спокойно, надеюсь, о нашей стране у людей сложилось благоприятное впечатление.

Здесь много итальянцев – я их быстро научилась выделять как по внешности, так и по звучной речи. Они не такие как в фильмах, не шумливые. Да, эмоциональные, но эта эмоциональность мягкая, даже изящная. Их поведение безупречное, они устремлённые, активные, но совершенно не грубые. Кстати, больше всего трейлеров (домов на колёсах) мы видели именно с итальянскими номерами.
Итальянцев отличает то, что они как-то очень особенно сами по себе. Они никого не трогают, не разглядывают, живут в своей группе. Вот приехала семья из шести человек – и только друг друга они и видят, и делают это очень искренне, не совершая никаких особых размашистых жестов. Опять же – дети у них не плачут, и в общении дети-взрослые наблюдается доброжелательность.
В кемпинге рядом с нами жила семья болгар. Увидев с ними ребёнка приблизительно двух лет, я, как и в поезде, подумала, что у нас будут ранние подъёмы. Но за все три дня я ни разу не увидела, чтобы эта девочка закапризничала или заплакала. Когда мы просыпались, она уже играла на одеяле, и никаких криков или слёз не устраивала – даже взрослых было слышнее, чем её. Всего один раз я увидела, как она захныкала – тихо-тихо, и была тут же утешена внимательными родителями.

Побродив по травертинам, мы стали подниматься выше. С самого края горы, с которого начинается обрывистая стена, турки пробили канал, и по нему на большой скорости мчится тёплый поток. В канале есть перегородки, а сделан он для того, чтобы можно было направлять воду в нужные места. Ведь если где-то долго вода не будет омывать травертины, они начинают темнеть и разрушаться.
Погружение в тёплый поток Памуккале

В этот поток усаживаются желающие и принимают настоящую джакузи :) Вода течёт так быстро, что сидеть невозможно – начинает волочить и царапать о стенки! Усидеть можно только если найти прочную опору для ног – какие-нибудь ямки. Сидящие сзади немного перекрывают силу потока, но стоит кому-то встать, как сидящего ниже может сорвать с места и начать тащить, так что получается целый аттракцион с визгами и писком :) Мы тоже залезли в поток и просидели в тёплой воде минут двадцать, и вода толкала и бурлила – ну откуда её столько берётся сотни и тысячи лет?!
Издавна, зная целебную силу источников, сюда съезжались лечиться, и в посёлке Памуккале настроено немало отелей. В некоторых есть бассейны, куда отведена вода прямо с горы, но таких мало.
Не так давно, в 80-хх годах, роскошные травертины стали разрушаться – как оказалось, отели, некоторые их которых стояли прямо на травертинах, стали отводить столько воды, что она перестала омывать поверхность горы, что и привело к разрушению. И тогда власти приняли радикальное решение и снесли все отели с травертин, оставив только несколько внизу.
Часть горы и посёлок Памуккале

Несколько раз это место вообще закрывали и наконец травертины восстановились. Теперь для посещения и купанья в минеральной воде открыто только определённое место, но поговаривают, что в скором времени травертины закроют для посещений, но сделают несколько бассейнов у подножия для горы, куда будет стекать целебная вода. Конечно, это будет уже совершенно не то, и я рада, что мы успели там побывать до этого нововведения.
Травертины Памуккале вечером

Закончив подъём, мы оказались на сухом месте, обулись и вошли в вечереющий парк. И он был прекрасен! Ярчайшая зелень, раскидистые пальмы, цветущие кусты – всё это в тонком горном воздухе производило впечатление покоя и роскоши. Здесь много травы, клумб, и даже вазонов с растениями, мы видели как работники парка постоянно что-то досаживали или собирали семена цветов. Многие кусты подстрижены, а клумбы выложены в форме травертин. Всё как бы повторяет их извилистый рисунок, и это ещё больше украшает итак очень красивое место. Везде очень чисто, есть бесплатные туалеты и фонтанчики с питьевой водой, что тоже немаловажно.
Заход Солнца над травертинами Памуккале

Вообще находясь там, я радовалась, что это место досталось именно туркам. Они очень бережно относятся к подобным объектам, и заботятся не только об их сохранении, но умеют ещё больше подчеркнуть красоту, создавая обрамления – такие как искусная подсветка или парки – здесь они и наверху, и внизу.
Иераполис

Солнце уже село, когда мы вошли в античный Иераполис. Первые постройки на этой территории начались ещё во II веке до н.э., а в 190 году до н.э. царь Пергама Евмен II построил город и назвал его Иераполис – по-гречески – Священный город. Произносится ещё как Гиераполис или Хиераполис. В 133 году город перешёл под покровительство Рима.
Закат над Иераполисом

Расцвет города пришёлся на I век нашей эры, когда туда стали съезжаться для лечения в целебных источниках. Несколько раз здесь происходили землетрясения, разрушавшие город, но его снова отстраивали, пока в 1354 году мощное Фракийское землетрясение окончательно разрушило город. Но даже то, что осталось, весьма впечатляет.
Вечерний Иераполис

С 1887 года начинались раскопки древнего города, а с 1973 и его восстановление. Многие сооружения ещё находятся в земле, и только кое-где видна мощная кладка стен зданий. Раскопки здесь проводить очень трудно, потому что наносы, столетия скрывавшие город, практически сцементировались со строительным камнем.

Город построен совсем из другого камня, чем виденный нами Эфес. Эфес – белый и сияющий, Иераполис же построен в основном из известняка, когда-то покрытого мрамором. Но сейчас мы видим только жёлтые камни и на фоне тёмной зелени кипарисов, они, кажется, наполнены мягким золотом Солнца!

Мы были потрясены громадами старого города. Ворота, колонны и арки казались такими огромными, как будто были построены для великанов. Глядя на эти развалины понимаешь, что если бы не сотрясения Земли, этот город простоял бы века!
Вечерний Иераполис

Пройдя по мощёной плитами улице, мы оказались перед сурового вида воротами. Рядом возвышались колонны большого, но узкого здания. Я долго ходила внутри него, гладила стены, разглядывала непонятные желоба.

Солнце село и улицы в синеве ночи стали выглядеть таинственно и даже чуть жутковато. Было очень тихо и город казался по-своему живым. Фотографировать было уже темно, город уходил в темнеющую даль, и перед нами встал вопрос – оставаться ещё или ехать дальше, в Каппадокию? Добираться туда, по-видимому, не мало. Во всяком случае, автобус отсюда туда стоит 55 лир, что довольно много и указывает на большое расстояние. Очень хотелось ещё покупаться в травертинах и исследовать древний город, особенно понимая, что вряд ли ещё приедем сюда снова. Наверное, именно это и привело нас потом к нашему решению.

Мы видели ещё травертины, по которым нельзя ходить и к ним проложены деревянные мостики. Эти травертины расположены как бы на весу и похожи на зависшие в небе зеркала. Вечернее Солнце непрерывно меняет в них цвета – от нежно-розового до жидкого металла и люди специально собираются там на закате, любоваться невероятным зрелищем.
Вечерний Иераполис

И когда Солнце собирает свои краски и садится за гору, все аплодируют великолепному представлению, а светило им кивает, рассыпая по небу последние цветные реверансы.
Вечерние травертины Памуккале

Удивительные места создал для нас Бог – увидеть бы их побольше!

Я шлёпала по воде, думала об этом и наслаждалась ощущением, что я здесь, что вижу невыразимо прекрасные места, что могу восхищаться и удивляться, и просто – могу путешествовать.

Ещё один прекрасный штрих – что это место не закрывается на ночь. Конечно, такую огромную территорию непонятно как закрыть, но всё равно приятно, что никто не прогоняет.
Вечерние травертины Памуккале

Было уже около десяти вечера.
Закат над Памуккале

Мы спускались вниз, вечерний воздух слегка холодил, и тёплая вода, струящаяся вокруг ног, была дивно приятной.
Вечерние травертины

Ночью Памуккале напоминает застывшие волны – темнеет вода в травертинах, светятся внизу разноцветные огоньки…. Большая жёлтая Луна светит с черного неба, а тут ещё запел муэдзин, и его голос понёсся над тихими горами и ощущение нереальности поглотило все мысли и ощущения...
Вечерний спуск по тропе Памуккале

Травертины Памуккале в темноте

Мы прошлёпали к пропускному пункту и пошли вниз, к своему домику. Но по дороге решили попробовать местной еды и выбрали ту, которую делают у нас на глазах. Возле такого кафе на ковре сидит бабулька, перед ней большой круглый стол, на котором она ловко раскатывает большой тонкий блинчик. Потом заворачивает в него начинку и обжаривает. Пока блинчики готовились, мы устроились за столиками в кафе. Там настоящая восточная обстановка – низкие диваны, ковры на полу и на стенах, всякие украшения и конечно тихая музыка.
Ужин в ресторанчике Памуккале

Было приятно сидеть после целого дня впечатлений, кушать, слушать, отдыхать и всё это переваривать :)
Свалившись в своей палатке, мы почти сразу заснули – успели только решить, что остаёмся ещё на день и на ночь, потому что такое чудо как Памуккале вряд ли ещё скоро увидим.