Автостопом по Турции 2011. Часть II. Стамбул

08.08.2011. Стамбул.
Под нами расстилался Стамбул. Он необычайно огромен! И его огни простирались до самого горизонта! Я снова стала ждать, когда начну бояться приземления, но у меня опять ничего не вышло. Посадка оказалась лёгкой – просто чирк и мы уже едем по лётной полосе.
Выходили мы из самолёта последними – всё равно ведь до здания аэропорта будет везти автобус и без нас никто не уедет. В итоге мы были крайними в автобусе и первыми, кто из него вышел, что оказалось даже удобней.
В большом зале, куда мы вошли, наткнулись на очередь, пристроившись в которую купили визы и получили штампы в паспорт. Дальше находился круговой транспортёр, на котором катался багаж пассажиров. Я очень обрадовалась нашим рюкзакам, мы их сняли с ленты и опять запаковав ручную кладь, стали пытаться всунуть их кому-нибудь на проверку. Но оказалось, что на этом общение с официальными лицами закончилось и нами больше совершенно никто не интересовался.
Было 5:45 утра. Мы решили побыть здесь ещё час, а потом ехать в город. Устроились на каких-то креслах, Слава заснул, а я не могла – постоянно с потолка что-то объявляли, а ещё меня кусали мухи. Через час мы наконец-то встали, привели себя в порядок в бесплатном туалете, и вышли на улицу.
Оказалось, что уже светло – этого мы не видели из своего зала. Начинался день, 7 утра. И наша следующая задача – добраться в центр города и найти свою гостиницу.
Аэропорт показался мне очень большим. Но пока я удивлялась и восхищалась, Слава рассказал мне, что этот аэропорт считается маленьким и незначительным, по сравнению с действительно громадным аэропортом имени Ататюрка в Европейской части Стамбула.
К фасаду аэропорта постоянно подъезжали большие автобусы – одни к первому этажу, другие – по эстакаде на второй. Вокруг стоял бодрый шум и светило Солнце.
Мы подошли к автобусу, на котором было написано «Аэропорт-Таксим». Забрались в него, заплатили по 12 лир – это довольно много, но и ехать оказалось действительно далеко. Пока ждали заполнения автобуса, Слава принёс булочек с кунжутом и айрана – так приятно было перекусить, я уже забыла, когда в последний раз ела. Поднапрягшись, вспомнила, что это было ещё в Украине :)
Ехали мы 1 час 20 минут. При чём ехали очень быстро. Там везде скоростные трассы и отъехав от аэропорта, мы как понеслись! Автобус мчался по своей полосе – их там шесть в одну сторону и шесть в другую. Мелькали вдоль обочины восхитительные зелёные газоны, красные флаги с полумесяцем, нарядные дороги и заросли деревьев. Всё это обильно поливается, и если учесть, что вдоль скоростной трассы никто не ходит, то всё это – только для себя, для своей страны, и для нас – глазеющих в окна. Автобус был очень комфортабельный – ехать удобно, смотреть приятно – что ещё нужно :)
Приехав на площадь Таксим, мы вышли и пошли искать свой хостел – для разнообразия не тот, в котором жили в прошлом году. Он назывался «Бродячий кот» и располагался немного в стороне от старого центра.
Будки для кошек. Стамбул. Лето 2011

Первым делом нам начали попадаться коты – как будто это их район города. Мы видели даже домики для них – 2-3-х этажные будочки. Дальше мы увидели дом с нарисованными кошками и решили, что двигаемся правильно. Еле-еле нашли небольшую дверь без всяких опознавательных знаков и оказались вдруг на большой тусовке. В «прихожей» толклось много разнонационального народу, тут же располагались кухонные принадлежности и стояли столики, за которыми ели и пили, а также кресла, в которых отдыхали или стучали на ноутбуках.
Мы выделили из всех уверенного турка и обратились к нему. Он оказался администратором и нашёл в компьютере нашу предварительную запись. Скопировал паспорта и взял оплату – 70 лир за двоих, включая завтрак.
Нас подняли на лифте на 6-й этаж и показали номер. Обыкновенный номер, ничего примечательного – стандартно и безлико. Ничего плохого сказать про этот хостел я не могу, но мне там не понравилось. Крохотные туалеты, узенькие коридоры и ванные комнаты, было ощущение, что здесь экономят на каждом сантиметре. Умывальнички такие маленькие, что даже руки неудобно было мыть, ну и всюду стоят унитазы – хотя в Турции я радовалась именно дырочным туалетам, ввиду их бесконтактности.
Мы разбросали вещи, сходили в душ и пошли гулять. Это не было умным решением – мы не спали уже больше суток, были сонно-уставшими и очень нуждались в отдыхе.
Добираться в центр нужно было на трамвае, проезд на котором стоит 1,75 лиры – это около 9 гривен, и если учесть, что надо ещё и возвращаться, то стоимость отеля стразу становится выше, чем если бы мы жили в центре. Кстати, подорожание городского транспорта произошло, можно сказать, у нас на глазах. Когда мы заехали в Стамбул на обратном пути, то проезд в трамвае стоил уже 2 лиры, что равно 10 гривен.
Просто так, скорей из-за ностальгии, мы зашли в наш прошлогодний отель – «Ени-отель» и там оказались свободные места! Да ещё и стоимость – за двоих 60 лир. Мы договорились, что завтра к ним переедем и довольные, пошли гулять дальше.
Мы шли по уже знакомым улицам, разглядывали людей. Надо сказать, что в это время – когда туристов особенно много, к женской одежде уже меньше требований, и на мой сарафан мало кто обращал внимания.
Мы неторопливо шли и глазели, как вдруг отовсюду к нам устремились голоса муэдзинов! Мечетей здесь очень много, и удивительное звукосочетание меня ошеломило и поразило. Муэдзины поют самозабвенно и очень искренне, этим проникаешься и чувствуешь их любовь к Всевышнему.
В покое мечети. Стамбул. Лето 2011

Мы зашли в одну небольшую мечеть, где шла молитва. Её читал или лучше сказать – пел, очень молодой человек. Он пел таким нежным голосом, так проникновенно звучали слова молитвы, что я сидела и слушала как завороженная…
Отдохнув, мы снова вышли на улицу. Было жарко, и через какое-то время я вдруг поняла, что меня качает от усталости, а глаза просто слипаются! Мне было странно, что мы так устали. И тогда Слава напомнил, что ещё сегодня мы были в Украине, сидели в аэропорту в Харькове, но с тех пор наше местоположение уже столько раз изменялось, что в это трудно было поверить!
И тогда мы бегом-бегом вернулись в хостел, где оказалось, что нет воды, так что мы сразу завалились в постель. Успели только поставить будильник на шесть часов вечера и мгновенно отключились.
Проснувшись, и почувствовав себя значительно бодрее, мы снова поехали в центр – в район Султан-Ахмет. И там неожиданно оказались в центре праздника, чего совершенно не ожидали! Это происходило из-за того, что как раз недавно начался Рамадан и в честь него на площади раскинулась ярмарка, где продавали всё что только можно придумать – украшения, праздничную одежду, посуду, еду – что пожелаешь!
Ещё там располагались разные выставки, и не только современные, но и музейные, и всё там можно было потрогать, что на мой вкус, и есть самый лучший музей :) Всюду играла музыка и разгуливали толпы празднично одетого народу.
Я получила в подарок кошку-магнит, чтобы запомнила, в каком отеле мы ночевали в первую ночь, а потом мы зашли в мечеть Султан-Ахмет. Людей там было очень много и внутрь пускали только верующих.
Но я с удовольствием просто походила по плитам двора этого громадного храма, его минареты таинственно подсвечивались, люди тихо шумели, от чего по стенам пробегало низкое эхо, вокруг все были очень благожелательными, и я снова ощутила то умиротворение, которое впервые ощутила в прошлом году при своём первом посещении мечети.
В Рамадан те, кто соблюдают этот пост, не могут ни есть ни пить при Солнце, а начинают это делать только при его заходе. Сначала разносится призыв к молитве, а помолившись, люди принимаются за трапезу. Как я поняла, даже не постящиеся с удовольствием кушают в это время, потому что это приобщает их к празднику.
Во многих местах на площади были расставлены столы, и было видно, что места там занимались заранее. Многие расположились на траве, у всех рядом стояла еда, на которую поглядывали, но к которой не прикасались – все ждали молитву. Большинство пришли целыми семьями, празднично одетыми, и их душевное объединение чувствовалось и растекалось в воздухе. Находясь среди них, мы тоже ощущали состояние праздника, хотя и не имели к нему никакого отношения! Желание этих людей быть вместе, ужин в кругу семьи, их спокойствие, передавались и нам. В воздухе сверкали огни, и тёплая ночь овевала и воодушевляла.
Голубая мечеть Султанахмет вечером. Стамбул. Лето 2011, Рамадан

Только часам к одиннадцати мы добрались до хостела и завалились спать. Мы устали так, что еле ползали, и мгновенно уснули до утра. Этот сон был нам очень нужен и научил не ходить гулять, если целые сутки не было нормального сна. В состоянии усталости впечатления затираются и остаётся совсем мало места для приёма новых.

09.08.2011 День в Стамбуле
Утром в 9.00 нас разбудил будильник и после утренних процедур мы спустились на завтрак. В больших общих мисках были: солоноватый творог, мягкий шоколад, солёные маслины, помидоры, варенье и хлеб. Не было даже чая. Кое-как всё это намешав на тарелках, мы поели и пошли укладывать вещи.
Вообще-то мы не собирались оставаться в Стамбуле на два дня, но решили, что ещё мало погуляли по великому городу, да и пускаться в путь не совсем отдохнувшими уж точно не стоило. Оставаться в этом хостеле не хотелось и мы поехали в «свой» отель.
Когда мы в него вошли, нам показалось, что мы попали в родные стены! Такими близкими были нам эти выкрашенной синей краской стены, теряющиеся в высоте потолки, изгибы перестроенного старинного здания и закрытые внутренние окна совершенно непонятного назначения.
Нам выделили комнату, которая была очень уютной, светлой, с простой обстановкой и простором. Ещё в этом отеле я умлевала от душа. Если в хостеле это была узенькая коморка, то здесь это - комната в 8 квадратных метров, с торчащим в стене душем. Хоть обливайся там, хоть танцуй – там душем даже вертеть можно. Горячей воды полно и она никогда не заканчивается, как мы с этим столкнулись в хостеле.
Нарадовавшись, мы сходили в продуктовый магазинчик, где накупили кучу всего, притащили всё это в номер и с удовольствием напившись чаю, отправились погулять.
Первым делом мы пошли искать почту, чтобы отправить домой открытки. И оказалось, что прекрасное огромное старинное здание, которое я восхищённо разглядывала по дороге к отелю, и есть почта! Оно украшено колоннами, в него ведут высокие двери и большая мраморная лестница у входа. Выглядит оно минимум как музей, а максимум – как серьёзное государственное учреждение.
Внутри тоже было очень красиво, всё обшито деревом, только мне охрана не дала внутри фотографировать, что очень странно – что такого секретного есть на почте? Надо сказать, что охрана была очень вежливой и улыбчивой и называла меня «мадам» :)
По улицам ходили турки и туркени. Туркени как всегда в длинных страшноватых плащах с рукавами, и в платках. Я заметила, что почти все пары, какого бы они ни были возраста, держатся за руки.
Ещё я обратила внимание, что везде очень много полицейских. Они обязательно стоят возле и внутри мечетей, на трамвайных остановках и просто на улицах. Я думаю, это связано с Рамаданом – чтобы не допустить тер актов и нарушений.
Также мы наблюдали интересное зрелище – чтобы торговцам и покупателям не было жарко, над узкими улицами натянуты большие полосы ткани, преимущественно сине-жёлтые, и это очень похоже на украинские флаги!

Еребатан
Перед поездкой я постаралась найти информацию о тех достопримеча-тельностях, которые бы нам посетить в Стамбуле, и одним из первых был Еребатан или Йеребатан.
Это очень древнее подземное сооружение, ещё одно его название - «Цистерна Базилика». Расположено оно в историческом центре Стамбула напротив собора святой Софии. Вход туда на столько малозаметный, что если не знать, что ищешь, то и не найдёшь.
Еребатан. Стамбул. Лето 2011

Цена за вход 10 лир и к тому же ещё надо отстоять очередь. Но в Турции очередь – это что-то постоянное движущееся, и в ней никогда не задерживаешься надолго.
Мы спустились по нескольким виткам лестницы и вдруг оказались в настоящей «1000 и 1 ночи», как бы ни было избито это выражение… Мы не знали, что мы увидим, но увиденное превзошло все наши ожидания! В огромном, полутемном, гулком пространстве перед нами возник целый лабиринт колонн, возносящихся к тёмному своду.
Колонны стоят в воде – высота её сейчас около метра, а между колоннами, на высоте около полутора метров устроены мостки с перилами и по ним здесь передвигаются люди.
Цистерна Базилика (Еребатан). Стамбул. Лето 2011

Турки, как всегда, умело подсветили это гулкое помещение, и всё вокруг кажется бронзово-оранжевым, а вода переливается, так что поверить в реальность почти не получается, на столько сильно погружение в какой-то древний век и в сказочный мир.
Оказалось, что Цистерна Базилика – это одно из самых крупных и хорошо сохранившихся древних подземных водохранилищ времён Константинополя. Базилика так и переводится – водохранилище. Здесь в старину хранился запас пресной воды, если вдруг случится засуха или город окажется в осаде. Строиться цистерна начала в 306 году. Её размеры - 145 на 65 метров, но когда там бродишь, то кажется, что они гораздо больше. Ёмкость — 80 000 кубических метров. Потолок поддерживают 336 колонн (12 рядов по 28 колонн), каждая высотой 8 метров на расстоянии 4,80 метра друг от друга.

Следующими меня поразили местные рыбы. Они делятся на две вида – красные, похожие на золотых рыбок, и синие. Среди этих попадаются невероятно огромные – как киты в миниатюре! Рты у них похожи на открытые ворота, а мордочки на удивление симпатичные – хотя такое и странно говорить про рыб. Стоит кому-то бросить в воду монетку, а может и еду, как рыбы стаей налетают и вода аж пенится, и в мерцающих огнях этот водоворот выглядит просто великолепно!
Еребатанские рыбы. Стамбул. Лето 2011

Оказывается, этих цистерн-базилик в Стамбуле штук сорок. Когда в городе стали проводить водопровод, про них забыли, а заново узнали о их существовании, когда кто-то из исследователей заинтересовался – откуда берётся рыба, которую местные жители ловят через дыры в полу? Оторвать Славу от фотографирования рыб было очень сложно! Каждая стайка заманивала его как сирена :)
Еребатанская рыба. Стамбул. Лето 2011

Фотографировать здесь запрещено, но все это игнорируют и все фотографируют. Да и как вообще можно уйти из этого чуда, не утащив о нём фото на память? Всюду мелькали вспышки и я очередной раз была благодарна туркам за их лояльное отношение в таких случаях.
После первого получаса поглощения начинаешь повнимательнее присматриваться к колоннам и выделять из них разные. Большая часть колонн взята из античных храмов и поэтому они отличаются друг от друга и сортом мрамора, и видом обработки.
Цистерна Базилика (Еребатан). Стамбул. Лето 2011

В одном месте колонны поставлены на высеченные из камня головы Медузы. Головы лежат на боку или вниз макушкой, что должно демонстрировать пренебрежение строителей к данной религии.
Одна колонна имеет углубление по размеру – для пальца. Считается, что если поставить туда первый палец и очертить ладонью круг, то сбудется желание. Я решила не уподобляться толпе и не сделала этого. Да и совать руку туда, где уже были миллионы прикосновений, мне не хотелось.

Цистерна Базилика использовалась до XVI века, а потом начал строиться водопровод и постепенно про неё забыли, она затянулась грязью и на время исчезла из людской памяти. Только в 1987 году её очистили, здесь открылся музей и теперь посетители постоянно стремятся увидеть эту красоту.
Вы себе только представьте: в огромном подземно-водном помещении стоит гул от множества голосов… иногда сверху падают капли, пенят воду цветные рыбы, а длинные мостки уводят за повороты и кажется, что ты находишься в настоящем сказочном лабиринте!
Еребатан. Стамбул. Лето 2011

Подсветка отражается в воде, зрительно расширяя пространство, и когда понимаешь, что когда-то всё это было заполнено водой до самого потолка, то ощущаешь уважение к древним строителям, как это потом ещё не раз случалось в этом путешествии.
Ближе к выходу расположена небольшая сцена, кафе, продаются сувениры и литература, а ещё предлагается сфотографироваться в роскошном наряде – платно, конечно.
Еребатан не обошёл вниманием и современный кинематограф. В частности, здесь проходили съемки фильма о Джеймсе Бонде «Из России с любовью».
Выходили мы из подземного чуда неохотно, особенно если учесть полумрак и прохладу внизу и олепительно-жаркий август наверху.
Ещё фотографии Еребатана ЗДЕСЬ и ТУТ.

И снова Стамбул 09.09.2011
Мы выбрались из подземелья и снова оказались в жаре и шуме. Но, освежённые впечатлениями, не обращали на это внимание.
Ира на фоне Собора Святой Софии. Стамбул. Лето 2011

Дальше в моём списке была площадь Ипподром, где когда-то и находился ипподром. Но оказалось, что мы уже здесь были, просто не знали названия. Здесь же – опять из списка, был найден восьмиугольный Немецкий фонтан. Я бы сказала, что это большое чешми, только богато украшенное.
Один из входов в Египетский рынок. Стамбул. Лето 2011

Дальше мы пошли по Галатасарайскому мосту через бухту Золотой Рог. Этот мост состоит из двух этажей – по верхнему ездят машины и ходят люди, а на нижнем на всём протяжении располагаются рыбные ресторанчики.
Голуби. Стамбул. Лето 2011

Мы снова смогли поглазеть на невероятное водное движение в бухте. Судов разного размера очень много, двигаются они хаотично и очень быстро, и как не сталкиваются – совершенно непостижимо!
Движение в бухте Золотой Рог. Стамбул. Лето 2011

Перешли по мосту с рыбаками на другой берег. Неторопливо гуляя и разглядывая прохожих, мы направились к Дворцу Долмабахча.
По дороге я попросилась зайти в небольшую мечеть. В эту поездку, наученная прошлогодним опытом, я взяла своё парэо. Оно у меня не покупное, а сделано лично мной из необычной для парэо ткани, поэтому его вполне можно было использовать как большую накидку на голову, которую дают в больших мечетях, но которых нет в маленьких. Именно из-за этого в прошлый раз я не попала в одну неимоверно древнюю мечеть.
Парэо давало возможность накрыть не только голову, но и руки, и спину, и таким образом я скрывала, что одета в сарафан.
Мечеть, в которую мне захотелось, стояла в небольшом дворе. Мы омыли руки-ноги в чешми и вошли. Внутри находилось всего человек пять, в одном углу сидели двое старичков, и когда мы захотели сесть под стеночкой, что-то заговорили и замахали руками. Мы подумали, они нас прогоняют и хотели уйти, но потом поняли, что нам разрешают остаться.
Мы сели очень скромно, я накрыла своим длинным сарафаном ноги и мы погрузились в то особенное состояние, которое есть во всех мечетях – свободного покоя. На полу молодой араб негромко молился нараспев. Его голос был проникновенный и красивый, я заслушалась и так мы просидели довольно долго.
Когда мы уже подумывали уходить, один из старичков встал, подошёл к нам и что-то сказал. Мы так поняли, что он просит нас посидеть подождать, но не были уверены. Минут через семь он вернулся и преподнёс нам каждому по книжке о мусульманской религии. Книжки были на английском, а мы его поблагодарили на турецком. Он удивился и обрадовался, и мы немного пообщались. Мы были очень удивлены этим подарком, возможно, наше продолжительное тихое сидение их тронуло, а то, что я была закутана, указывало, что я знала куда иду и подготовилась к этому заранее.
Выйдя из мечети я не знала, что мне теперь делать с книжкой. К мусульманской вере я никак не принадлежу, но ведь это подарок, да ещё и от старичка. В итоге провозила книжку всю поездку с собой.
Часто нам попадались полицейские на шикарных мотоциклах – стройные, подтянутые, в белых шлемах – я просто млела от них! А вот полицейских машин я почти не видела, но, конечно, на загруженных улицах Стамбула, мотоциклы приоритетнее.
Мы прошлись по набережной Фындыклы, вдоль которой тянется сквер, где гуляют люди и валяются коты. Местные кольчатые горлицы без колечек на шее и цвета не серого, а почти коричневого.
Здесь у берега стоял ярко-оранжевый пароход – наверное, пожарный.
Поскольку был уже вечер и скоро начиналась вечерняя молитва которая разрешала еду, то всюду на траве начали стелить покрывала и накрывать ужин.
На попавшемся табло высветилось время – 19.40, температура воздуха +25 градусов – вполне комфортная.
Мы подошли к парку, окружавшему дворец Долмабахче. За внешними воротами виднелись изукрашенные внутренние ворота и башня с часами. От ворот натянутые ленты направляли в небольшой домик, где оказалась не просто охрана, а пункт, где просвечивают вещи как в аэропорту. Всё, что у нас было, мы сложили в корытце, которое проехало через аппарат, и мы прошли в парк. Было уже поздно, и мы никак не ожидали, что нас в него впустят.
Вход во дворец платный, но было уже закрыто, и то, что нас пустили хотя бы побродить рядом, было приятно.
Темнело. На небольшой площади перед дворцом росли очень высокие деревья с огромными шишками, цвели магнолии и было ещё много разных деревьев и искусно подстриженных кустов.
Дворец Долмабахче. Стамбул. Лето 2011

Из ветвей слышались довольно пронзительные крики – такие я слышала вчера из нашего хостела, он ведь находится совсем рядом, но понять кто это, не смогла. Присмотревшись, мы увидели больших зелёных попугаев – величиной с ворону! Удивительно, что они живут прямо на улице, пусть и в парке. Неужели не разлетаются по всему городу? Может их здесь подкармливают? Ведь больше мы нигде их не видели.
Внутренние ворота дворца изукрашены каменной резьбой и лепкой, и мне они очень понравились. Перед входом есть небольшое возвышение, где днём стоит почётный караул. Я читала, что ему нельзя двигаться и некоторые туристы развлекаются, пытаясь его расшевелить.
Мы посидели на скамейках, полюбовались вечером, по большой ветке вдруг напоказ запрыгали зелёные попугаи и серая ворона – очень романтично в парковом покое :) Скоро мы пошли на трамвайную остановку. Хотя мы и были уже довольно уставшие, но ещё хотели побывать на празднике Рамадан на площади. Как и в предыдущий день, мы оказались в водовороте людей, смотрели на фонтаны и мечети, наблюдали жизнь и мусульман. Хотели купить что-то интересное из еды, но ничего особенного не нашли, поэтому опять наелись кукурузы и пошли в Ени-отель.
Там мы с удовольствием завалились спать, напившись чая после прохладного вечера.
Ещё фотографии Стамбула ЗДЕСЬ и ТУТ.