Грузия 2014. День собак

27.08.2014
Утром я опасливо выглянула в окно и неожиданно увидела ясное голубое небо – удивительно быстро меняется погода в горах! А ещё мы вдруг узнали, что перед дальнейшим продвижением надо зарегистрироваться у пограничников – такой информации мы нигде не читали. Хозяин провёл нас к ним сам, по пути из мокрой травы выпархивали лягушечки величиной с ноготь, лёгкие, как перекатиполе. Проехали мимо на белых лошадях пограничники.
Перейдя мостик, вышли на поляну и прошли за ограду погранчасти. На нас сошлись посмотреть – украинцы здесь не просто редки: мы оказались первыми, которых они увидели! У нашего хозяина мы тоже были первыми украинцами, хотя свой гостевой домик он уже 10 лет как построил.
Крупные, очень носатые пограничники рассказали, что их белый домик раньше занимала миссия ОБСЕ, он хорошо оборудован и тоже оснащён солнечными батареями. Пока общались, я думала, что только в приветливой Грузии могут так легко пустить на территорию военных.
Наши паспорта переписали, после чего выдали пропуск с указанием крайней даты, когда мы должны пройти следующий пограничный пункт. В конце пути мы поняли, что это действительно важно – стоит запутаться и свернуть не в то ущелье, и можно легко оказаться в Чечне или просто заблудиться среди гор. Не смотря на изредка попадавшиеся метки, мы были рады наличию GPS, не редко помогавшему в выборе направления. Так что эта регистрация – для нашего же блага.
Начальник погранчасти подробно рассказал куда можно ходить, а куда нельзя, поинтересовался наличием карт и GPS и отпустил только убедившись, что мы знаем куда идём. Нам рассказали, что в прошлом году заблудились два туриста и для их поиска даже поднимали вертолёты – какие же умницы эти грузины! Нашли заблудившихся аж на 12-й день, совсем ослабевших.
На обратном пути Гоги предложил вывезти нас на маршрут на коне – он собирался в горы за малиной. Но потом ему пришлось отменить поездку, потому что не нашёл напарника, а в горы в одиночку, сказал, нельзя! Умный человек этот Гоги. Теперь-то я думаю, что надо было оставаться и идти с ним за малиной, на второй день просто погулять по руслу реки, а на третий – побыть на празднике. Но тогда нам хотелось вперёд, в горы, и о задержке мы даже не думали. С другой стороны – любая приостановка влечёт непредсказуемую погоду и мы в этом основательно убедились.

Наконец тронулись в путь, сытые и отдохнувшие. Тропа натоптанная, но местами размытая и исчезает, иногда надо перелезать через крупные камни. Повстречали бессчётную овечью отару. Пастух руководил ими с помощью свиста – нежного и певучего, и все овцы его слушались – огромная разница с нашими многоматовыми пастухами. Позже с этим свистом мы попали в интересную ситуацию.

Через час очень неспешного пути попался первый родник. Дальше пересекли два больших оврага с бегущей водой. Кстати, Гоги говорил, что здесь – «равнина, чуть-чуть овраг и опять равнина». Равнина по-грузински – это глубокие овраги с крутыми спусками и последующим выкарабкиванием.

В этот день к Ацунте выдвинулось несколько групп. Впереди нас шла пара с палаткой-флагом Великобритании – с конём и гидом. Сзади догоняла группа японцев, и следующая их страна оказалась – Украина! У них были очень маленькие рюкзаки – то ли без палатки путешествуют, то ли легкоходы. Еду тоже, подозреваю, что не готовят – идут на сухпае.
По пути видели несколько одиноких башен на разных сторонах ущелья. Гоги рассказывал, что это сторожевые башни, и построены они так, чтобы огонь, зажжённый в одной, обязательно был виден в следующей, и таким образом система сигналов быстро передавала нужную информацию.

Около полудня дошли до брошенного поселения, состоящего полностью из башен и пристроек. В Чонтио мне очень хотелось подняться к башням, но здесь выросла какая-то аж нереальная крапива – в человеческий рост, густая и жгучая. Так что пришлось просто посидеть на ступенях.

Скоро после Чонтио перешли поток – небольшой, но бурный. На другой стороне появился лес. Его уже понемногу красит осень и склоны подёрнулись нежными золотистыми оттенками. В воздухе стоит дивный звуковой перелив – это нежно поют невидимые насекомые и радовало, что никому из них до нас не было дела.
Отдыхая возле очередного потока, созерцая всю эту красоту, вдыхая запахи осенней травы и слушая звуки воды я вдруг вспомнила, что «бесконечно можно смотреть на языки костра, бегущую воду...» и что-то ещё, но в данном случае – на воду. Я вдруг ощутила, что совершенно загипнотизирована течением струй. Что даже шевелиться не хочу и глаз не могу отвести от прозрачной магии. Смотришь, как легко прыгает вода по камням и понимаешь, что несёт она жизнь цветам и травам, животным и человеку, всему – всей Земле! И так это прекрасно, что оторваться невозможно – просто чудо и я впервые это глубоко ощутила.

А следующим аттракционом стал квест – пройди четыре собаки. Первые две были очень агрессивные и нехотя слушались пастухов, третья нас только облаяла, а четвёртая оказалась очень настырной, долго бежала следом и на крики пастухов не реагировала. Рожа у неё зверская и один раз я даже громко взвизгнула, чем наконец её отпугнула. Шли мы мимо них очень медленно, прижав трекпалки к телу, чтобы не провоцировать угрозу. Далеко впереди за нашим прохождением наблюдали встречные туристы. И только увидев, что у нас получилось, тоже тронулись по тропинке. Но собаки почему-то так стали на них кидаться, что даже пастуху пришлось сбежать с возвышения.
Пройдя красивое место возле реки, где пришлось идти разувшись, только я сказала: – Ну что, собачки закончились? – Как мы увидели следующую собачищу, лежащую прямо попрёк дороги. Но она оказалась умницей и пропустила нас спокойно.
Места тут невероятно красивые! Полуосенний лес на другом берегу, огромные просторы, далёкий ледник и вдобавок странный металлический блеск выходящих на поверхность скал.

В этот день нам пришлось очень много спускаться и опять подниматься. С таким набором высоты мы бы уже до Ацунты добрались. В одном месте спустились к самой реке и пока я ела малину, вдруг появился одинокий турист. Выглядел он, скажем так, неважно.
Причина – снова собаки. Он рассказал, что наверху на него напали три собаки, а видящие это пастухи не помогали вообще. Он отбивался камнями и так бежал, что аж падал! Вид у него был испуганный и издёрганный, говорил прерывисто и мы здорово испугались! Но назад почему-то не повернули!
К предстоящей встрече готовились – Слава заставил меня впервые надеть ботинки – чтобы защитить ноги, а я достала несколько кусков хлеба, нож и даже свисток! На потрясённый взгляд Славы я объяснила, что это его защищать! А вдруг собака вцепится, как тогда её снять?! Останется только бить... А свисток я брала от медведей – начитавшись, что в этих горах их хватает, а резких звуков они не любят.
Так вооружившись, мы начали свой подъём. И как только оказались наверху навстречу нам рванула собака и пастухи действительно взирали на всё с отрешением и равнодушием. Но всю эту картину я умудрилась изменить единым движением! Забыв про хлеб, первым я вытащила свисток и засвистела! В ту же секунду одного пастуха как ветром сдуло, он кинулся к собаке, ухватил её за туловище, а другой джигит замахал нам – проходите, проходите скорее! Удивлённые происходящим, мы быстро сбежали, удивляясь чуду, а чуть позже поняли следующее.
Самые свирепые собаки охраняют овец (при коровах они гораздо спокойнее). Пастухи управляют овцами свистом. Стадо, которое мы встретили, голов насчитывало примерно две тысячи. Я засвистела. Что я засвистела – совершенно неизвестно и потому реакцию овец предсказать было невозможно! Кто знает, не было бы это сигналом к повальному бегству и что могло произойти в следующую минуту. Но реакция пастухов была явно нервной и перепуганной. Чудо свершилось, сверху нам помогли и мы прошли квест с собаками максимально успешно.

Дальше я ботинки уже не снимала, потому что дорога стала максимально пересечённой. Мы переходили родники, шли по болотистой местности, иногда карабкались на трении и мои ботинки Trezeta Maya II прекрасно показали себя на камнях. Здесь мы шли иногда по таким крутым тропам, что тем, кто боится высоты сюда лучше и не соваться. Здесь нельзя ни оступаться, ни качаться, нужна уверенность и чувство равновесия.
Лес стал оранжевым, было необыкновенно красиво, а вот воды долго не попадалось. После 16 часов стала появляться усталость. Надо сказать, что обычный наш стиль ходьбы – без еды. Почему-то не хочется и не получается перекусывать, хоть мы и понимаем, что это неправильно. На завтра решили чётко делать привалы и грызть хотя бы козинаки.

За день очень обгорели руки – даже пальцы, хорошо хоть лицо защитил крем. Высота здесь уже больше 2200 метров и прохлада высоты обманчиво скрадывает солнечную активность. Начало вечереть, места для палатки не было – всюду только отвесные склоны или залитые водой низины. Наконец попался огородик с родником выведенным в трубочку и только мы его прошли, как Слава сказал:
– А вон нас уже встречают.
И тогда я тоже увидела пограничника, ожидающего нас на повороте скалы.
Скоро мы оказались на ровной площадке с огромной палаткой. А вокруг нас радостно голготали три молодых рослых грузина и как же они нам радовались! Перед нами прошли все англоязычные, а тут оказалось можно поговорить! Они спрашивали и как нас зовут, и сколько весят рюкзаки, и восхищались моей силе, и сообщили, что путлера надо уничтожить и только тогда станет всем хорошо! Особенно они удивлялись дровам, которые мы несли. Но это было необходимо – уже давно нам не попадалось ни кустов, ни деревьев и следующие два дня мы шли только на своих дровяных запасах.
Расположение пограничного пункта на крохотном куске скалы напоминало гнездо и я им сказала, что живут они здесь как птицы! Им это так понравилось, что они много раз друг другу про птиц повторили, а когда Слава спросил как тут зимой, то получил ответ:
– Ты что?! Тут ныкто жить нэ может зимой!
Они уговаривали нас остаться и поставить палатку рядом, но я очень боялась, что тогда нас заставят пить чачу, а нам её уже предлагали! Доверительным тоном нам сообщили, что у них есть лечебный чай... чача с травами. Я уже видела как такой чачей, только ещё и с солью, дочка Гоги лечили великобританку – у неё болел живот. Вид женщины после лекарства был то ли радостный, то ли замутнённый.
Поняв, что уговорить нас не удастся, пограничники отметили наш пропуск и что-то объяснили, чего мы не поняли. Мы стали снова спускаться к реке и я аж катилась, таким резким был склон. Внизу мы увидели мостик и перешли его, хотя пограничники говорили, что мостик «река взяла». Дальше пошли вдоль реки – резвой и прозрачной до хрустальности. Шли так довольно долго, снова перешли мостик и тут я сделала свой обычный номер – пошла по понравившейся тропинке влево, а надо было вправо. Ровных мест не попадалось, впереди уже показались овцы и коровы, а ещё минут через 15 навстречу нам вышел пограничник с автоматом. Скорее всего, это верхние пограничники, увидев, что мы не туда свернули, передали сообщение вниз по рации и нам вышли навстречу. Молодцы грузины – граница у них действительно на замке.
Пограничник по рации сообщил о нас, потом спросил что мы ищем и мы сказали, что место для ночлега. Грузин предложил идти к ним на базу, а утром он выведет нас на мост, чтобы снова перейти на ту сторону, по которой мы шли весь день. Поблагодарив, мы отказались и вернулись к месту, где надо было свернуть направо.
Только поставили лагерь, как раздались громкие крики и свист – это к верхним пограничникам кто-то прискакал на конях. А скоро оттуда к нашему лагерю с воплями и гиканьем подскакали всадники. Затормозили они на скаку, спешившись лишь в двух метрах от палатки! Они были необыкновенно весёлыми и искренними, и может уже начали праздновать завтрашний праздник. Им очень хотелось что-то для нас сделать – и они спрашивали есть ли у нас вода и еда, и хорошо ли спать, и может нам хоть что-нибудь нужно?! Когда они отъехали, мы тихо порадовалась, что ночуем вдалеке от лечебной чачи.
А позже пограничники из орлиного гнезда свистели и пели, и что-то в ночь кричали. Представляю ночёвку в их весёлом обществе! Вообще все пограничники, которых мы встречали, были крупные, высокие и очень напористые. Их энергетическая подача аж сметающая! При этом они добрые и стремятся оказать любую помощь.
Перед сном я смотрела на звёзды. Здесь, в глубокой темноте, они выглядели бриллиантами в глубоком небе. Видно было всё – Млечный путь, обе Медведицы, Полярную звезду, летне-осенний треугольник, Сириус и россыпи созвездий. Мир над нами сиял, жил и манил. Казалось, что смотришь в далёкий город, полный чудес далёких цивилизаций...
День выдался трудным. Мы постоянно набирали и сбрасывали высоту, вышли рано, в пути почему-то не ели. Местность пересечённая, рюкзаки тяжёлые. Ослабела уверенность, что получится взять Ацунту – заблудившись, мы не подошли с вечера к месту подъёма, а набор высоты – ещё километр. К тому же после Ацунты ещё длинный спуск, неизвестность воды и ночлега.
Зато в этот день было необыкновенно красиво и насыщенно, и как же хорошо, что мы не ограничены временными рамками и можем позволить себе ночёвку даже в не предусмотренном месте.