Грузия 2014. Всё ещё на подступах к Ацунте

28.08.2014
Ночёвка оказалась очень тёплой, хотя высота здесь 2200 метров. Каждое утро первое выглядывание из палатки – это взгляд в новый мир. Пока вечером ставим лагерь, быстро темнеет, и только утром можно рассмотреть где находишься. Но главное – это небо. Какое оно? Что предвещает? Этим утро не было ни облачка! Свежо, но не холодно. Вышли из лагеря в 9 часов – немыслимое для нас время!
Дальше маршрут выглядит так – около полукилометра мы шли по берегу на котором ночевали, потом нашли досточку и перешли на левый берег реки. Напоминаю, что левый берег любой реки этот тот, который слева, если смотреть в ту сторону, куда река убегает! Основная река здесь мутная и несёт много песка и камней, а первый же впадающий поток – прекрасно-чист и там есть место под одну палатку.
За мостком появляются метки и есть столбик с указанием на Ацунту. Здесь уже желательно идти в ботинках, потому что часто попадаются водные разливы. Не глубокие, но в сандалиях ноги сразу станут мокрыми.
Тропа всё время вверх-вниз, немного утомительная, сброс высоты постоянный. Некоторое время шли рядом с рекой. Попадаются хибарки пастухов и повстречалось стадо из 7 осликов. И мы, и они внимательно рассматривали друг друга.

Родников достаточно, так что мы несли всего по пол-литра воды каждый. Метки очень свежие и позже мы узнали, что их нанесли только в этом году. С возвышения увидели дом пограничников.
Подошли к переправе. Здесь есть указатели и метки, где лучше переходить. Вода бежит шустро, но не глубокая. Первым перешёл Слава, а когда пошла я, то чуть не осталась без трекпалок. Стоило опустить палки в воду, как поток чуть не вырывает их из рук! Слава почти втянул меня на другой берег.

Дальше шли по реке и минут 20 не видели меток. Идти стало очень трудно и тогда мы покарабкались по обрывистому берегу, что было не просто из-за зарослей травы и кочек. Ясно видно, что весной здесь цветов видимо-невидимо! А сейчас их семена колыхались и шелестели на ветру. Но надо сказать, что пару лет назад в средине июня перевал был ещё в снегу и туристам пришлось возвращаться, не ступив на Ацунту.
Выкарабкавшись, обнаружили тропинку и метку. Отсюда начинается подъём и красота совершенно дикая: серо-зелено-желтоватый цвет трав на склонах, острые скалы, виднеющийся между зубцами снег и огромные просторы! Необычно красиво, только жарко.
Вообще, если сюда попасть в дождь, то вряд ли можно пройти – крутые осыпи, земляная, быстро раскисающая тропинка, скользкая камни – всё это довольно опасно на таких высотах.

Чем выше мы поднимались, тем становилось тяжелее. Возможно, это уже сказывалась высота и нужна была акклиматизация. На довольно высоком плато обнаружили расчищенное место и два огорода. Потом снова пошли на подъём, а время уже повернуло к вечеру.
Встретили реку, хотя все говорили, что воды до перевала не будет. Перешли её и скоро вышли на ровную площадку. На площадке лежал ковёр сухой травы – здесь явно ставили две палатки. Это или кто-то такой же как мы, двинувшийся к перевалу без акклиматизации или вышедшие слишком поздно. Кстати, утром мы видели впереди великобританцев с лошадью – они явно ночевали ближе к перевалу.
Мы сидели и смотрели с высоты на совершенно великолепные склоны гор, на подёрнутые осенью травы, на скользящего над рекой орла и понимали, что остаёмся – отдохнуть и просто побыть среди горных гигантов, находясь у одного из них на ладони.
Отсюда по прямой до Ацунты 1,6 км и набор высоты 500 метров. Есть хорошая площадка и питьевая вода, а вот дров нет. Первый час мы просто лежали и смотрели. И только потом начали шевелиться, устраиваться, даже сложили из камней очаг. Сходили на прогулку, выискивали красивые белые камни, в которых упрятан горный хрусталь, забрались повыше, чтобы подольше наблюдать за Солнцем. А зашло оно быстро – высокие горы быстро упрятали его за свои спины. На далёкой горе видели пастуха с овцами и собаками, вдали поблёскивали два ледника.

На такой высоте приготовление ужина затянулось – даже наши совершенно сухие дрова горели нехотя. Потом мы сидели с мисками на краю обрыва и смотрели, как опускается вечер в оранжевую дымку. Тихо и уютно в такое время. Прошёл тонкий страх, появившийся от осознания собственной крохотности среди могущества безлюдных гор, мягко загорались звёзды и мы были счастливы, что остались здесь на ночёвку. Замерили высоту – 2938 метров – на такой высоте я ещё никогда не спала.
А потом, ночью... Я от души натерпелась страха! Совершенно внезапно начался ветер – как будто громадная ладонь бахнула сбоку в палатку! Потом сразу ветер налёг, завыл и даже стал приподнимать с одной стороны палатку! Я выглянула и увидела мчащиеся тучи и вдалеке – ярчайшие зарницы! Приближалась не гроза – грозища!
Выбравшись наружу я пыталась укрепить растяжки камнями, но их быстро разбрасывало порывами. Наконец-то проснулся Слава и сказал завалить вещами ту часть палатки, которую приподнимает ветер. Это помогло и перестало казаться, что нас сбросит с близкого обрыва.
Гроза приближалась, я трусилась, но к моему большому счастью, её фронт прошёл не над нами. Молнии сыпались, горы стонали, а нам достались только средней силы дождь и ветер. Мне было страшно, что может порваться палатка, ведь нам с ней предстояло ещё три недели путешествовать! Ещё я рисовала себе катаклизмы, сдвиги земной коры, обвалы и сели. Я сидела в палатке и бормотала: «... ну пожалуйста-пожалуйста, пусть гроза пройдёт стороной!» И когда порывистый ветер перешёл в постоянный, я преспокойно заснула под далёкий грохот бури.