Грузия 2014. Парсма и Гиреви

26.08.2014
Пока завтракали, мимо нас по обеим сторонам реки проходили туристы, проезжали набитые рюкзаками машины и лошади с баулами и седоками. Приходила громадная кавказская овчарка белоснежного окраса – неожиданно ласковая. Она лезла мне в руки, я её гладила и почёсывала, одновременно крепко упираясь в землю, чтобы не завалиться под таким весом. Когда собака очень уж разошлась, Слава её вычитал и сказал, чтобы шла куда собиралась. В таких ситуациях у него появляется очень поучительный тон, так он разговаривал, например, с тайцами и кампучийцами, которые в таких ситуациях слушали его внимательно и считалось, что понимают. Что-то в его интонациях всё-таки есть, потому что и на этот раз собака всё внимательно выслушала и ускакала куда-то дальше.
По дороге сновали трясогузки – такие как наши, но с ослепительно ярким перепадом цветов – казалось серо-белые молнии срываются с земли в небо! А спустя пол километра мы нашли родник, о котором говорил дедушка – он вытекает из большой дыры и бьёт действительно сильным потоком. А главное – на берегу удобные места для стоянки. Благодаря другому роднику, мы не намокли вчера, но вообще-то именно здесь, видимо, становятся лагерем. Ориентиром места может служить очень большая одинокая сосна на другом берегу – она находится посередине между двумя родниками.

По пути мы подбирали сучки на дрова – если бы ливень пошёл вчера днём, остались бы мы без горячего к ужину и даже без завтрака – палки к утру не успели бы высохнуть.
До села Парсма оказалось всего километра два и по пути попадаются места для стоянок. Но надо сказать, что при таком сильном ливне как вчера, мы удивительно хорошо устроились – на уровне дороги, откуда вода стекала к реке, не задерживаясь. Как было бы внизу у самой воды – я просто не знаю. К тому же возле нас не было риска камнепада, а в склоне у реки порода довольная рыхлая.
В Парсме есть башни – целые и полуразрушенные, можно залезть высоко на склон и осмотреть их. Благодаря простору и тому, что башни стоят разрозненно, здесь нет такого гнетущего ощущения, как в предыдущих сёлах. На лугах много баранов, есть коровы и можно купить молоко-сыр-хачапури – это село живое и оживляет даже древние башни. Ещё мы здесь повстречали датчанок, с которыми ехали через перевал на джипе. Они шли налегке – видимо, переезжают или делают радиальные выезды.

Повстречали ещё одну белую кавказскую овчарку – она привалилась ко мне боком, заставляя себя гладить и мне пришлось хорошо упираться в землю, чтобы не завалиться. А когда я устала её гладить, она стала хватать меня зубами за руки и удерживать, вынуждая гладить дальше. Потом она разыгралась и стала хватать за рюкзак, за одежду и мягко брать зубами за что придётся. Всё бы ничего, но это было похоже на игру с зубастой лошадью!
Дорога от Парсмы удобная, и несколько раз перейдя реки по камушкам, мы оказались, наконец, на тропе только для пешеходов. Тропа проходит узкой полочкой по краю скалы на высоте 3-6 метров над рекой и виды с неё открываются замечательные. Большинство машин дальше не едут, но есть место, где некоторые всё-таки берут реку вброд, только это уже вездеходы, да и то не любые.

Войдя на окраину Гиреви мы зашагали по лугу, на котором мужчина средних лет щипал травку. Он традиционно нас порасспрашивал и пригласил зайти. По пути показал кладбище тех, кто погиб в чеченской войне – Чечня отсюда совсем близко, по прямой около 4-х километров. На веранде своего дома он предложил чая с тем чабрецом который собирал, кизиловое варенье и прохладный хрустящий арбуз. На стол собирала его дочка – девушка лет 17-ти.
Это оказалась ловушка – нечаянная или специальная, не важно. Потому что расслабившись, я вынесла предложение – остаться здесь ночевать. Может потому, что было уже около 15 часов, может потому, что это был первый чистый и уютный дом, а может от хорошей еды.
Мы выбрали комнату с видом на ущелье и выходом на веранду, получили свежее бельё, поставили на зарядку аппаратуру. В этом доме – единственном в Гиреви, установлены солнечные батареи – хозяин рассказал, что это чехи поставили бесплатно в прошлом году. Благодаря электричеству есть горячая вода в бойлере и просто вечером не надо сидеть возле свечи или гудящего дизеля.
В общем, для ночлега в Гиреви я рекомендую именно этот дом – чистый и удобный. Он стоит первым после тропы, на стене написано hotel и shop, вдоль дома веранда и во дворе те самые солнечные батареи. Ещё одно удобство – туалет здесь же, в торце веранды, и значит не надо бегать на задний двор, особенно если дождь. Цена за проживание – по 20 лари. За каждую еду – ещё по 5 лари. Купить в дорогу хачапури – 4 лари.

Устроившись, пошли гулять к башням. Проходя через село, были остановлены громадной серой овчаркой. Она сделала это просто – усевшись посреди дороги, а стоило шевельнуться, басом сообщала – Гав! И только с помощью подошедшего грузина мы смогли пройти дальше.
Гиреви расположено на высоте около 2000 метров, к башням мы поднялись ещё где-то на 50. Башен в селе много, но в основном полуразрушенные. Та, к которой поднялись мы – идеально целая и так хотелось в неё войти! Но как во всех таких башнях – входы заделаны и она совершенно неприступная.
В первую очередь поражает абсолютная чёткость углов башни – как будто её не из камней складывали, а из глины лепили. Резкие контуры тёмных стен великолепно смотрятся на фоне голубого неба и зелёных гор, в стенах виднеются симметрично расположенные окошки-бойницы, придающие стенам ощущение узора-вышивки. Камни, из которых построена башня, отличаются по цвету и это служит дополнительным украшением, крыша сложена ступенчато, под ней балконы и высокие двери. Именно в Гиреви башни выглядят красивее всего. Они неожиданны в этом открытом пространстве и при этом их иглы удивительным образом вписываются в окрестности.
Сидя на камнях я пыталась вписать в эту картину нападения чеченцев, выстрелы, эвакуацию в нутро башен и потом жизнь в четырёх стенах, в тесноте, вместе с домашними животными.

С высоты нам было прекрасно видно всё Гиреви и – пограничников. Их пост расположен на широкой зелёной лужайке у реки и джигиты, раздетые до пояса, живописно гарцуют на конях – отличный транспорт в этих горах! Ещё виднелся белый аккуратный домик и вертолётная площадка. Мы даже не подозревали, что утром нам придётся пообщаться с ними.
От башен мы прошли по тропе в сторону предстоящего маршрута и было очень жарко! Сверху хорошо видна развилка ущелья: направо – в Хевсуретию, налево – в Гомецарское ущелье. Посидели за поворотом, наблюдая, как перевозят на лошадях через реку туристов. Судя по глубине, это можно сделать и пешком, но так, конечно, интереснее и дороже. Туристов гнали к башням на склоне, они еле ползли, отдыхая в каждой тени и до башен дошли не все.

Пройдя ещё немного, мы поняли, что завтра придётся не сладко, Слава даже стал приглядывать, как бы пройти низом вдоль реки.
На обратном пути нас догнали коровы – очень боязливые, поэтому нам пришлось немного вскарабкаться на склон, чтобы пропустить их, иначе на склон карабкались бы они. Коровки в Грузии славные – раза в два меньше наших, с пушистыми ушками и главное – у них большие томные глаза с удивительно разумным выражением, в отличие от наших, вечно полусонных.

Вернувшись, мы долго парились в маленькой душевой и стирались. Во время вкусного ужина узнали, что башни построили ещё дагестанцы в 17 веке и в них пряталось всё село. Ещё оказалось, что наш хозяин Гоги – ветеринар и ему принесли на укол щенка-кавказца – очень толстого и очень круглого. Как и у многих щенков, у него проблемы с желудком. Так же мы получили информацию, что идти вдоль реки нельзя – дороги там просто нет и хорошо, что мы послушались. Много позже мы вынужденно прошли немного по руслу реки и это было не только не просто, но ещё и немного опасно и долго – горные реки не предназначены для прохождения.
Ещё узнали, что через два дня – 28 августа, большой праздник – будут жарить много мяса и хачапури и пить много вина. Конечно, это интересно, но казалось, что делать здесь два дня совершенно нечего.
После ужина пошли прогуляться к реке и увидели, что за оградой нашего домика появились две палатки, одна из которой являла собой флаг Великобритании – это были те самые пожилые туристы. Оттуда они бегали в наш туалет и душевую.
Солнце уже село и в сумерках по ущелью поползла громадная обезьяна – это такое низкое облако. От него веяло холодом, оно было огромное и мутное. А скоро разразилась гроза. Бешеный ветер бил в стёкла, молнии падали огненными столбами освещая долину и дождь заливал всё сплошными сизыми потоками. На всё это было очень уютно смотреть в окно и мы не прогадали, оставшись ночевать в домике.