Грузия 2014. Батумский ботанический сад

17.09.2014
Утром встали рано, позавтракали и только собрались выходить, как начался дождь. Но мы к этому уже так привыкли, что преспокойно отправились на ж/д вокзал – на этот день мы запланировали поездку в Батумский Ботанический сад.
На вокзале взяли билеты на электричку – по 50 тетри. Билетик величиной со спичечный коробок кассир не меньше минуты обрабатывала в диковинном аппарате, который надо накручивать ручкой, как старый телефон. С высоты зала ожидания открывается вид на уходящую вдаль улицу и такое ощущение, что подглядываешь за жизнью в городе. Мимо проезжали большие, в основном турецкие, фуры и проходило много женщин в чёрных платьях. Как я понимаю, так одеваются женщины вышедшие замуж. Смотрится кошмарно.

К аккуратной платформе подкатила электричка и мы поехали. Поезд мчится то среди зарослей, то почти рядом с морем и смотреть в окно приятно и интересно. Свою остановку «Зелёный мыс» мы отслеживали по GPS – выходить надо после второй серии длинных туннелей.
Ботанический сад занимает 113 гектар и тянется аж три железнодорожных станции. Пройдя немного по ходу поезда, мы нашли вход и заплатили за билеты по 8 лари. Сразу от входа бросается в глаза идеальная чистота и в течение дня мы видели немало служащих занятых уборкой, пересадкой, чисткой и досаживанием.
Парк начинается сразу: роскошными аллеями, высокими пальмами и развесистыми магнолиями. Листья банановых пальм здесь величиной с меня, соцветия гортензий – с футбольный мяч. Я думала, что в середине сентября будет мало цветов, но они цвели почти всюду. А какие-то плетущиеся лианы заплели горы и даже деревья вместе с верхушками.

В парке немало фонтанов и есть даже природные источники питьевой воды. Вдоль аллей, на смотровых площадках и в укромных закоулках расставлены бамбуковые скамьи. Высоко в ветвях свиристят цветные птицы и прекрасно себя здесь чувствуют вороны. Почти все деревья подписаны, всюду таблички.

С искусно размещенных смотровых площадок видно море и Батуми. Сами площадки огорожены белыми столбиками, что придаёт месту особой курортности. По аллеям катятся электрические машинки с ленивыми пассажирами, есть бесплатные туалеты. Также нашлось пару мест, где можно поесть, но выбор невелик и стоит дорого, так что мы правильно запаслись перекусами. В парке легко проводится весь день, только после дождя снова стало жарко и поэтому несколько утомительно.

Хотя парк находится на довольно высоком берегу, почти везде слышен лёгкий шорох моря, и этот шум переносит во времени, унося в недалёкое прошлое. А ещё всюду запахи – цветов, хвои, деревьев.
Попадаются группы экскурсантов. Россияне как всегда шумные и грубоватые, турки обособленно-спокойные, поляки – внимательно-созерцательные. Одна из групп сразу определила в нас украинцев, так и не знаю как.
Парк чрезвычайно богат. В нём растёт всё, что смогли перенести в благодатный приморский климат Грузии: растения из субтропиков Закавказья, Новой Зеландии, Австралии, Гималай, Мексики, Южной и Северной Америки. Всего девять отделов, плавно переходящих один в другой. Коллекция насчитывает уже более пяти тысяч видов растений и мы видели, как за ними ухаживают, а также недремлющую, но доброжелательную охрану.

Путаными аллеями мы спустились к сетчатой ограде и тут Слава улёгся под тенистыми соснами и отказался дальше идти. Только полчаса сна смогли оторвать его от мягкой травяной подстилки. Потом мы прошли немного туда, где виднелись люди и там оказалось кафе и выход в Чакви.

Здесь, постепенно спускаясь к морю, мы увидели красивый выход прямо на берег. Возле калитки тётенька торговала водой и чурчелой и больше никого не было видно. Не знаю, можно ли пройти с этой стороны бесплатно, потому что вполне возможно, что тётенька одновременно наблюдает за входом. Думаю, рисковать не стоит, потому что билеты необходимо сохранять в течение всего времени и при всей грузинской благожелательности и терпимости, в Грузии нарушение закона ведёт к наказанию.

Мы устроились на чистом прекрасном пляже и больше двух часов купались и загорали, наслаждаясь мягкостью бархатного сезона. Море было очень тёплым, спокойным и чистым. Батуми вставал из-за моря тонкими небоскрёбами.
Мы развлекались галькой: строительством башен – кто выше построит, соревновались кто дальше её бросит в море, кто больше создаст брызг, чей камень при падении издаст лучший булькающий звук, потом извинялись перед Морем, говоря, что оно хорошее, доедали чурчелу и снова купались. Интересно, что каждый раз, как мы начинали бросать камни, приплывали рыбы – длинные и серебристые, они очень интересовались нашими действиями.
Рядом по путям пробегали поезда и мы поняли, что в Ботанический сад можно попасть ещё и через эту станцию – белую с красной крышей. Начинать от Зелёного Мыса, видимо, предпочтительней, потому что тогда постепенно спускаешься к морю, а не поднимаешься по аллеям. К тому же оказаться на море после жаркого дня чрезвычайно приятно и принимается как ещё одно развлечение.
Наш поезд в Кобулети был около 18-ти вечера и часа за полтора мы собрались и пошли вдоль моря на следующую станцию. Она оказалась очень близко и мы пошли к следующей. Шли по путям, переходили мосты, смотрели с высоты на рыбу и тех, кто желал её выловить. Слева от путей много пансионатов, многие заброшены, при чём попадаются очень красивые. Справа – длинная тенистая аллея, заросшая, с остатками скамеек. Хотелось бы увидеть эти места в расцвет их курортной жизни, когда люди были совсем другими.

На нашей станции Чакви путь занимал грузовой состав. Заволновавшись, я отыскала милиционера, потому что в Грузии милиционер это друг и помощник, и спросила, куда же придёт наш поезд, если путь занят? Он повёл меня к диспетчерам, которые объяснили, что электричка придёт в 17:40 и что грузовой состав обязательно освободит ему место.
Напротив станции мы нашли магазин «Продукты и смешанный товар». Интересно, что у нас маленькие ж/д станции нередко расположены в нескольких километрах от жилья, а здесь поезд останавливается в центре посёлка  – всё сделано для удобства пассажиров.

Поезд опоздал на 20 минут и когда наша электричка со свистом ворвалась на станцию, я побежала перелезать через товарняк, потому что она пришла на второй путь. Ко мне бросились все – милиционеры, служащие станции с криками – не перелезааать! Они многоголосо уверили, что без нас электричка не уйдёт. И действительно, только когда через пять минут товарный состав отошёл, двери электрички раздвинулись и стали выходить люди. Для безопасности всё было сделано верно.
Устроившись, мы стали ждать обилечивания и оно пришло в виде тётеньки, которая спросила где наши билеты. Оказалось, что билеты надо брать в начале вагона из автоматика.
Когда мы вышли на станции в Кобулети, появилось сильное ощущение телепортации – вот только что заходили в поезд и вдруг раз – и уже выходим. Целый длинный день странно сжался и остался где-то в прошлом – огромным морем, синим небом, пышным садом.
По пути купили съедобных каштанов – всего по 4 лари за килограмм и грузинского кофе – мягкого и ароматного. В «Оазисе» заказали хачапури по-имеретински и шашлык. Хачапури был очень красивым, толстым и набитым сыром – одним из лучших нами попробованных, но по-аджарски мне всё-таки больше понравился. Шашлык тоже был вкусным, но свиным и потому жирным.
После ужина я уговорила Славу немножко пройтись по набережной. И он мужественно согласился, учитывая, что весь день протаскался и уже уморился. Мы сидели и смотрели на закатное небо и как шарудят на берегу люди, слушали тихую музыку и вдыхали чудесный запах моря. Я остро ощутила, что отпуск заканчивается, а вместе с ним – Лето.