Грузия 2014. Крепость Петра-Цихисдзири или Крепость Петра

16.09.2014
И снова утренний дождь. Он грохотал так, будто падали не капли, а камни. Потоки заливали окна и раскачивали пальмы. Не двигаться вдоль моря с палаткой было мудрым решением.
На завтрак мы сварили хинкали, а Марина принесла нам по куску домашней пиццы. Корж был тонким и хрустящим, а сверху многообразие овощей и мясо. Вкусно необычайно! А потом ещё добавила наташ – это варево из виноградного сока, используемое для приготовления чурчелы. Разлитый в мелкие тарелки, он застыл до состояния густого желе.
Дождь закончился, но небо оставалось серым. Мы позвонили Адаму и хорошо, что не пошли без звонка. Он сказал, что после ночного дождя воды там выше колена и теперь надо ждать, чтобы сфагнум её впитал.
Тогда мы снова изменили свои планы и решили отправиться в крепость Петра-Цихе или Петра-Цихисдзири, или ещё проще – Крепость Петра. Погода улучшилась и нам взбрело в голову пойти пешком.
Карта показала, что по морю дойти туда сложно, потому что на пути два глубоко врезающихся в берег залива. Пересечь их можно только по мостам, которые находятся на автомобильной дороге. Поэтому мы решили пройти по дороге за мосты, а потом идти вдоль берега. Не могу сказать, что это было правильное решение, зато прогулка получилась насыщенная.
Перейдя мосты, свернули по тропинке к морю и оказались на самой окраине Кобулети. Тут тоже сдаются комнаты, но это места для тех, кто ищёт уединения – здесь только пляж и море. Выглянувшее Солнце быстро согрело воздух и мы долго плавали и сидели на безлюдном берегу.
Потом пошли вдоль моря и это оказалось не просто из-за разнокалиберной гальки. Зато видели четырёх иностранных велотуристов, сворачивающих лагерь. Неожиданно уткнувшись в забор, стали обходить постройки и здесь нам открылась большая поляна с зарослями ежевики, где мы крепко застряли. Тропинка привела на проезжую часть, по которой идти небезопасно из-за отсутствия обочины, поэтому мы пошли по шпалам проходящей рядом железной дороги. Пути ведут через заросли и вокруг довольно красиво. Прошли крохотную старинную станцию, а потом обнаружили, что параллельно путям есть тропинка вдоль домиков, которых не было видно за буйной растительностью.
Тропинка проходит через посёлок, состоящий из очень больших домов с огромными садами. Сады непривычны своей чащобой и пальмами, так что даже не верится, что находишься в Грузии. За домами – горы, поросшие незнакомыми деревьями и бамбуковыми зарослями. Когда тропинка закончилась, мы снова пошли по шпалам и идти стало так красиво, что забылись неудобства! С высоты дороги открываются виды на сверкающее море, изящную линию берега, пышные заросли. И это полное безлюдье, шорох волн и пение птиц странно гармонировали с урбанистическим элементом убегающих вдаль путей.
Наткнувшись на витые ступени, мы спустились к морю и увидели берег, который когда-то давно укрепляли огромными валунами. Громадность, хаотичность и безлюдность создавали ощущение пляжа для великанов.

Искупавшись, пошли дальше и узкий берег вдруг стал широким. Скалы здесь до самого верха затянуты вьющимися растениями, а стволы высоких деревьев так густо оплели лианы, что только наверху вырываются на свободу лиственные опахала. Ещё чуть дальше началась лестница невероятной длины! Из-за высоты берега она, конечно, винтовая, но при этом ступени очень широкие и даже с площадками для отдыха. Видно, что это сооружение времён расцвета канувшей в прошлое страны.

А наверху в сумеречном парке мы увидели большой дом с колоннами. Слегка потрёпанный, он всё равно оставался представительным. Вокруг пусто, но изнутри доносились голоса. Наверное, это был какой-то важный санаторий для избранных, возможно и сейчас пытающийся работать.
Обойдя дом справа, мы вместо выхода углубились в парк при санатории. И оказались в переплетении аллей, обзорных площадок, ступеней и могучих деревьев. В явно старой бамбуковой роще попадался бамбук толще ноги, исполинские деревья терялись в вышине. Мы нашли съедобные каштаны и я впервые увидела, какая мохнатая у них шкура. Резко пахли деревья с большими белыми соцветиями, а местами тропинки были устланы ярко-розовыми лепестками.

Нечаянно обнаружили железную дорогу и по ней вышли в посёлок. Только один раз мы услышали голоса, остальное время шли по пустым улочкам, между больших домов, иногда даже не окружённых заборами. Тем не менее было понятно, что место не заброшенное.
За посёлком мы попали на невероятно заросшие тропинки с яркими цветами, яблонями, каштанами и даже лимонами. Нам никак не удавалось найти выход в цивилизацию, густые джунгли сделали непроходимым всё, что отходило в сторону, и куда бы мы ни свернули, вокруг становилось только пышнее и зелёнее. Здесь оказалось очень красиво, до странности безлюдно и до непонятности запутано. Наконец мы стали перелезать через бамбуковые заграждения, лезть в последождевые лужи и только таким способом выбрались обратно к санаторию и вышли на трассу.
Всё время, ещё от моря, мы пытались найти Крепость Петра, но даже с GPS это не удавалось. А когда вышли на дорогу, то увидели, что Крепость всё же нашла героев: до неё оставалось 400 метров.
Пройти эти 400 метров оказалось порцией адреналина. Дорога крутая с поворотами на 180 градусов. Когда навстречу мчится громадина с прицепом, то уже хочется вжаться в скалу, а когда она ещё начинает поворот, то кажется, что вписаться в него невозможно и сейчас она или врежется в гору или просто сломается пополам. 400 метров до крепости стало нагрузкой для наших нервов.
У крепости есть рабочее время – до 17:00, с ценой билета 3 лари, но мы пришли после 18-ти, когда платить за вход уже было некому. Побродив вокруг, обнаружили калитку и попали внутрь. Крепость обнесена террасой в шесть ярусов и она чрезвычайно красива. Каждый ярус широкий и заросший яркой зелёной травой, фигурные ограждения с колоннами увиты плющом и близки к фэнтези.

Длинная лестница пронзает террасы и когда мы забрались наверх, то увидели, что от самой крепости мало что осталось, зато оставшееся живописно и романтично.
Как правильно напомнил Слава – крепости надо смотреть при вечернем освещении и мы попали в самое удачное время. Вечернее Солнце разлилось нереальным золотым свечением, заставляя лучиться собственным светом древние стены. Стволы сосен вспыхнули светлой бронзой и даже зелень приобрела нереальный оттенок. Чудо длилось всего несколько минут, как и положено чуду. На место свету пришли тени и выглядело это, как будто свернули золотое покрывало.
Самой красивой в крепости оказалась площадка на краю обрыва, откуда прекрасно видно море, Батуми и Кобулети. Общий вывод, который я сделала – крепость мила. Высота, море и глубокая зелень сами по себе играют роль экспонатов, которые дополняют серые камни бывших воинственных стен.

Напротив крепости есть остановка, с которой мы быстро уехали в Кобулети. Когда хозяйка спросила, где мы сегодня были и узнала, что ходили пешком в Крепость Петра, она поразилась – она и раньше удивлялась, что мы путешествуем с рюкзаками. Но пешком в крепость – этого она вообще не слышала, чтоб кто-то делал.
Мы рассказали о доме и парке на горе и узнали, что это был очень процветающий санаторий «Наука» для высокопоставленных. Сейчас его вроде выкупили и собираются отстраивать. Я показала найденные нами каштаны и Марина подтвердила, что они съедобные. Варить их надо, бросая в солёный кипяток и когда начнут лопаться – не обязательно все, можно вынимать.
Приняв душ, мы отправились на поиски ужина. Марина посоветовала сходить в кафе «Оазис», а ещё перед этим мои домашние, узнав, что мы в Аджарии, спросили, пробовали ли мы хачапури по-аджарски. И этот вопрос я решила в «Оазисе», заказав хачапури и кебаб.
Хачапури по-аджарски напоминает громадный пирожок с ямкой посередине, в которой плавает сырое яйцо с куском масла. Я пришла в ужас от яйца, но когда попробовала… Яйцо и масло, смешавшись при горячей температуре, образуют что-то вроде крема. В него макается кусок хачапури и это замечательно вкусно! Сам хачапури набит расплавленным сыром и хачапури по-аджарски стал моим любимцем, хотя думаю, что многое зависит от того, кто хачапури готовит.
Кебаб нам принесли в лаваше и он похож на плотно сбитый жареный фарш. За всё и чай мы заплатили 12 лари – в два раза меньше, чем в предыдущий вечер. Одним хачапури мы оба наелись и уже с трудом ели кебаб. «Оазис» оказался прекрасным местом – здесь кормят вкусно и недорого.