Грузия 2014. Чем дальше в горы, тем добрее грузины

06.09.2014
Ночь даже в домике была прохладной – сказывалась высота 1576 метров. Утром за дверью всё было покрыто росой и мы с удовольствием завтракали, долго пили кофе и чай и закусывали ежевикой.
В конце нижней поляны начинается тропа, по которой машины уже не едут. По её сторонам попадается ожоговый борщевик, часто путь заливает вода, иногда это делают и водопады. Справа видна река и она вся завалена побелевшими на Солнце стволами. Выглядит очень грозно и хаотично.

Надо сказать, что вся эта красота с трудом проходимая. Заросшие тропы, высокие травы, размытые дороги, живые камни – всё это постоянно держит в напряжении.

Иногда, к моему удивлению, тропа укреплена большими колодами и попадаются обустроенные родники. Дальше подъём проходит по открытой местности и Солнце безжалостно шпарит. Попадаются рододендроны и малина. Интересно смотрится лес на склонах – его чаща равномерно расчерчена абсолютно голыми сухими стволами. Они идеально ровные и вертикальные и эти штрихи белым по зелёному делают геометрию пейзажа идеальной.
Заросли ежевики снова остановили наше продвижение и хотя мы уже даже объелись, но не могли пройти мимо веточек, склонённых под тяжестью ягод. К сиреневым крокусам добавились нежно-жёлтые, аж прозрачные в свете Солнца. Попалась рощица фундука, но орешки ещё не зрелые.

А после подъёма под нами неожиданно появилась деревенька – вот почему тропа укреплялась! Перейдя мост мы оказались на улице. Из интереса замерили высоту и получилось 1760 метров. Решив попробовать купить хлеб, мы подошли к первому же домику. Навстречу вышли три молодые женщины и в ответ на нашу просьбу пригласили войти. Мы отказались и тихонько присели на лавочку. Скоро одна из женщин принесла два толстых круглых каравая, а потом они всё-таки настояли зайти и мы оказались в чудесном, очень милом сельском домике. Окно внутри маленькое, а вот в потолке довольное большое – для света. Вся мебель деревянная – стол, лавочки, кровати за занавеской.
Присели мы возле низкого столика и как по волшебству он стал покрываться блюдами: хлеб, сулугуни – невероятно вкусный с приятным скрипом, не солёный, а только присоленный, овощное рагу с фасолью – вкусно-остренькое, мёд, чай с мятой, нарзан, рыба и – чача...

Перед нами сидели три грузинки. Хозяйка – Нино, лет 28-ми и две соседки. Самая русскоразговорчивая села напротив и ловко пила чачу, а две другие сидели и слушали, иногда переспрашивая. Мы пробовали сопротивляться, но грамм по 70 пришлось таки выпить. Кстати, все здесь знают сванский язык.
Слава, конечно, молчал и всю беседу на себя взяла я. Женщины рассказали, что приезжают сюда в мае, а уезжают в октябре, когда начинает выпадать снег. Они работают всё лето, пасут коров, два раза в день доят их и варят сыр – запас на зиму и немного на продажу. В октябре вместе с коровами переходят в Хаиши и там тоже работают по хозяйству.
В Хаиши налегке они доходят за три часа и очень смеялись, когда мы рассказали, что уже два раза ночевали. В общем, ходят они по-грузински, что у нас день, то у них час. Ещё узнали, что мы – вторая группа туристов за это лето, а первые были, кажется, итальянцы. Электричество добывается генератором. Волков и медведей рядом нет, они живут глубже, в лесу. Летом здесь очень много цветов, а сейчас уже мало.
Места здесь совершенно не туристические и от этого ещё более прекрасные. Грузинки вели себя мягко, мило, спокойно и приветливо. Им было интересно, они были искренне гостеприимны и в то же время я жалела этих молодых женщин, проводящих по полгода вдали от всех и всего, занятых тяжёлым трудом. С собой нам дали два хлеба, сулугуни, пучок ароматной мяты, кофе и петрушку. Мы осоловели от еды и питья и еле выбрались из домика.
Ещё раз подтвердилось, что чем дальше в горы, тем добрее грузины. Мы вспоминали, как покупали в Тушети сыр по 10 лари, дальше за 1 лари, а потом мы встретили девушек, подаривших нам хлеб, Джамиля с мёдом и теперь в деревеньке нас накормили так, что позже мы решили не ужинать.
Место, где расположена деревня, очень красивое. Пространство здесь расступается и река течёт по довольно широкой долине. Благодаря свету растёт много травы и мимо галопом пробегали стада симпатичных сванских коровок.

На другой стороне, куда мы перешли по мостику, тоже были домики. Из одного вышла весёлая пожилая женщина и стала зазывать на 100 грамм. Мы испуганно отказались, объяснив, что нас только что до отвала накормили и напоили. Тогда она стала придирчиво расспрашивать у кого мы были, и мы всячески расхвалили Нино – какая она милая и красивая. А Нино действительно отличалась изяществом. Она очень стройная, лицо её тонкое и нежное. Наверное, ей бы очень пошёл национальный грузинский наряд, жаль я всю их компанию не сфотографировала.
Узнав, что нас угощала Нино, тётушка успокоилась и рассказала, что Нино хорошая и до сих не замужем, хотя к ней сватаются. А ещё она учила нас отбиваться от волков – показывала как лупить их по спине палкой! И так резво она это делала, что возникла уверенность – учит она со знанием дела. На этой стороне вместо коров во всех дворах свиньи и тётушку чуть не сбило с ног больше десятка рыльц, требуя угощения. Во всём посёлке – одни женщины, они работают, чтобы кормить зимой всю семью.

Когда деревенька заканчивается, встречается поперечная река Хелдера, впадающая в основную реку Кеселети. Здесь, среди камней, находится малозаметное озерцо с нарзаном и камни приобретают знакомый железный цвет. Конечно, мы спустились, чтобы набрать воды и холодная природно-газированная вода была изумительно вкусная!

Дальше шли очень медленно. Виды вокруг открылись такие, что мы постоянно останавливались и смотрели, фотографировали, наклонялись и оглядывались. Позади нас голые тёмные скалы образовали невероятной красоты корону, и сколько мы не удалялась, корона не становилась меньше, а наоборот, властвовала над горами.

Первый час воды не было, а потом появились многочисленные родники. Всё вокруг поросло травой и тропы скорей нет, чем есть. Здесь очень помогают трекпалки, потому что куда ставишь ногу в густой траве – не видно, а это небезопасно.
Зеленовато-жёлтая трава на фоне голубого неба смотрится очень красиво. В основном она воздушная, высокая, с нежными колосками, и развевающиеся метёлки придают тонкость и воздушность пейзажу. А скоро вдалеке возникла скала, на которую всё время хотелось смотреть, так красиво она высилась в ярком небе.

Земля стала мокрой и появились громадные лопухи. Дошли до двух потоков, таких ледяных, что искупаться не получилось. Берег стал выше и обрывистей. Мы шли по склону заросшему высокой травой, трекпалки в ней путаются и идти очень трудно. Многие травы выше меня и их семена сыпятся на шею. Красиво очень, но продвижение очень медленное.

Судя по фантастическому разнообразию семян, цветов здесь весной больше, чем в ботаническом саду. Но и сейчас цвели и крокусы, и толстенькие ромашки, и неизвестные сиреневые, жёлтые и белые полевые цветы. Особенно мне нравились кочки из гибких колосков – они рассыпаются золотистым веером и никакая икебана не в состоянии составить более элегантного букета.

Мы стали уставать. Очень высокие травы стали закрывать видимость, их постоянно приходилось отгребать, чтобы пройти, и каждый шаг добывался усилием не только ног, но и рук. Скоро стало не до любований, на столько тяжело идти по обрывистому склону, выверять каждый шаг на неровной почве и отряхиваться от града семян. К тому же приходилось обходить опасный борщевик, далеко разбрасывающий свои листья-лапы.
После 18 часов стали искать место для стоянки, но везде был крутой склон, не было дров, а река далеко внизу. Наконец Слава углядел место, где можно было с трудом, но всё-таки спуститься траверсом к большим камням на берегу. Здесь мы нашли крохотную площадку и поставили палатку. Берег оказался совсем без леса, но вдоль реки отыскались сухие сучья и мы растопили печку. Скоро запах мятного чая понёсся над водой и мы выпили за Грузию, за добрых грузин и за Нино, пожелав ей хорошего доброго мужа.

Высота нашей ночёвки – 2100 метров. Интересно, что пару дней назад Слава запланировал высоту ночёвки на этот день и она совпала полностью. Мы утеплились, ожидая прохлады, но потом пришлось всё снимать, на столько было тепло.
В сумерках к нам выскочили три зверька – длинных и гибких. Они пищали и спорили, наверное те, кого Джамиль называл куницами. Большая полная Луна удивительно быстро поднималась в небе и её яркий свет развеял тёмную ночь. Очередное место ночёвки снова было прекрасным и мы были очень благодарны за это.