Грузия 2014. Дорога через лес

05.09.2014
Проснулись рано, но так прекрасно шумела река и пели птицы, что мы слушали их и не вставали. Как вдруг рядом раздался голос:
– Эй, хозяева, спите ещё?!
Это был Джамиль. Он принёс нам банку мёда и строго поведал, что это очень сильный энергетик: «Съешь ложку и через пять минут будэш летать по горам!» Мёд интересный – он уложен в банку вместе с сотами, разноцветный и разновкусный. Каждое цветное пятнышко имеет свой вкус и вкус этот восхитительный… Джамиль пришёл, чтобы нарисовать нам план и дать в дорогу мёда! Чем глубже в горы, тем добрее грузины.
Он рассказал, где самые красивые места и где места опасные и всё время сокрушался, что больше нас не увидит, а мы его утешали, что жизнь непредсказуема и всё ещё может случиться. Джамиль рассказывал, что всё здесь знает, потому что часто ходит на охоту. А в конце вдруг сообщил, что ему 57 лет и он убил 127 медведей! Вот в этом месте мы как-то так… Надеюсь, что всё таки не столько – жалко медведей.

Выйдя из лагеря, мы сразу пошли по дороге сказочной. Склоны здесь покрывают гигантские папоротники, их очень много и каскады их кружевных листьев выглядят фантастически. Дальше, после крутого подъёма мы оказались в гроте, а слева начались хрустальные водопады. Среди высоченных деревьев поражали буки – такое обилие природных феноменов на небольшом участке поражали, отвлекая от подъёма.

Прошли небольшой мост, рядом с которым брод, который могут ещё переезжать машины. Тут мы запросто могли свернуть на удобную тропинку влево, но добрые грузины оставили знак из скрещенных веток, чтоб туда не идти! И мы пошли по узкой каменистой дорожке, заросшей лопухами и буками, и нас всё время сопровождал шум реки, бешено кипящей в узком ложе.

Тропинка продиралась сквозь грузинские джунгли, где тонкие молодые буки пропускали пятна света, подчеркивая глубокую зелень магнолий – именно эти деревья в изобилии появились вдоль тропинки. Вдобавок маленькие ёлочки вкраплялись нежной зеленью и вместе с травой и мхами это создавало дивную игру всех оттенков зелёного.

Перейдя два моста пошли круто вверх и нашли площадку, откуда наконец можно было спуститься к реке – до этого ущелье реки острое и непроходимое. Только положили рюкзаки, как увидели Джамиля верхом на лошади! Она была тёмно-коричневой и очень ухоженной. Он очень удивился, как медленно мы идём, а мы действительно ни капли не торопились, на столько красиво было кругом. Джамиль дал мне посидеть на лошади и я гладила её бархатную кожу, а она косила на меня глазом. Мы узнали, что хороший конь стоит 2500 лари, а это 20000 гривен.
Ещё Джамиль сказал, что если мы приедем на следующий год, то он будет нашим проводником к Серебряным озёрам. Идти туда надо среди скал и красота там необыкновенная. Живёт он где-то на этой дороге, в самом конце Хаиши, и чтобы мы или наши друзья обязательно нашли его. По всей видимости, это озёра Большое и Малое Тобаварчхили. Туда ходят из Джвари, но оказывается, можно пройти и из Хаиши. Получается, что можно не ходить туда и назад одним путём, а сделать маршрут Хаиши – Серебряные озёра – Джвари. Мы хотели туда пойти, но такой маршрут может занять неделю и у нас не хватало времени.

Потом мы спустились к реке и посидели возле каскада, струи которого в свете Солнца казались абсолютно белыми! Красота здесь удивительная – одновременно дикая и сказочно-холёная, как будто создавали её по маленьким участкам, каждый отдельно. Следующим чудом, например, стал густой лес, растущий на почти вертикальных скалах. Серо-зелёный цвет этой стены уходит в яркое голубое небо и всё время встречаются такие деревья-гиганты, что даже разум отказывался верить, что такое может вырасти на земле. Некоторые ели, например, явно превышали высоту 12-и этажного дома.

А скоро вдоль дороги закраснели драконы. Так я называю плод цветка в виде красной коробочки. Я успела съесть две штуки, а Слава не успел, потому что на тропе появились грузины с телятами и когда я спросила их, можно ли это есть, они ответили:
– Нет… мы это не едим.
И до вечера я прислушивалась к себе и проглоченным ягодам. Встреченные пастухи указали спускаться вниз по очень крутой сыпучей тропинке. Я шла с двумя палками и чуть не падала, а Слава шёл с одной и упал. Спустившись, мы перешли очередной мост и снова попали в грузинские джунгли. Этот лес состоял из платанов, между которыми пышно раскинулись папоротники. Светлые стволы и ажурная зелень создавали тонкие узоры и причудливые тени, и наш непривычный к таким зрелищам разум воспринимал всю эту красоту с удивлением.

Из джунглей мы снова вышли к реке, уселись посреди моста и стали смотрели на водопады. Вдруг появилась женщина с осликом и лошадкой. Чтобы пропустить пугливое стадо мы перелезли через перила и зависли над водой. Обычно все пожилые грузины знают русский, но эта не понимала ничего и это значит, что она всю жизнь провела в горах, никуда не выезжая. Зато она улыбалась и махала нам очень приветливо.

Дальше дорога становилась всё круче. Тропинку залило водой и даже водопад перебегал дорогу. Что хорошо в этом маршруте – мы почти не теряли высоту, тогда как на предыдущем мы замучились всё время спускаться и подниматься. Река здесь очень стремительная и круто спадает с гор, образуя бесчисленные кипящие джакузи и водопады. Шикарно идти по местам, о которых заранее ничего не знаешь. Постепенно мы приближались к верхушкам елей, которые в первый день казались недостижимыми.

Дальше шли через тёмный лес и рядом всё время журчал настоящий лесной ручей. Ещё здесь появились удивительные цветы, похожие на большие крокусы. Они нежного бело-сиреневого цвета и по всем признакам похожи на первоцветы – в начале осени!
На громадных елях появились длинные моховые бороды. Лес вокруг мокрый, а на дороге колдобины от машин, такие глубокие, что я не могу себе представить, что там проехало. Идти под прикрытием леса не так жарко, зато парко.

Следующий подъём был исключительно по камням. Огромное количество родников текло со всех сторон прямо на нашу дорогу. Местность стала открытей и было очень красиво оглядываться назад, на скалы. За этот день Слава вывел правило, что из всех троп и дорог надо выбирать ту, что ближе к главной реке.

Один раз мы перешли реку вброд и она оказалась не очень холодной. Зато камни скользкие, ходят ходуном и нужно иметь трекпалки и обязательно две. Дальше пошли по колее, в светлом пространстве которой цвели те самые неизвестные цветы. Обнаружили полянку с недостроенным свежим домиком и я набрала запас щепочек для нашей печки.

А ещё через время пространство раздвинулось и мы вышли к зарослям ежевики. Здесь её было так много, что Слава как поставил меня в одном месте, так я там и простояла минут 15, поглощая ягоды. Мы чрезвычайно медленно двигались вдоль ежевичной стены, не в силах остановить поедание.
После зарослей увидели громадную поляну, оставшуюся от лесорубов и решили остаться здесь на ночёвку. Только сняли рюкзаки, как Слава заметил крышу домика. Сходив туда, обнаружили поляну и избушку, закрытую только на щеколду. Оказалось, что весь последний час мы двигались вокруг этой поляны, объедая ежевику. Домик почти новый и в нём приятно пахнет деревом. Об этом домике нам говорил Джамиль, предлагая его для ночлега. Внутри две лежанки, железная печка, гвоздики для одежды, доски и матрасы. Позже мы выяснили, что в нём тепло ночью и прохладно днём. И ещё я обнаружила, что в домике нет паутины и пауков – этого я объяснить не могу. Сверху нам послали ночёвку, о которой мы не могли даже мечтать!
Домик пристроен к громаднейшей ели, которая составляет половину одной стены. Мы нащипали дров, сварили ужин и сидели на верандочке, примыкающей к домику, глядя в закатное небо.

Размеры всего здесь громадные – невероятная поляна, многометровые ели, длиннейшие моховые бороды, и даже тёмно-розовая туча была на полнеба и из неё слышался гром. Джамиль извинялся, если в домике будет не очень чисто, но на деле там очень уютно и аккуратно. Я радовалась, что мы ночуем в домике, а то что-то стала побаиваться появления медведя. Окошко крохотное, разве что белка протиснется, поэтому я чувствовала себя в безопасности. Это первую ночь не шумела рядом река и было до странности тихо.
Ночью я захотела выйти на минуточку и вдруг поняла, что мне – страшно! И тогда пришла мне в голову теория об энтропии страха в пространстве: 1. В палатке я чувствую себя вполне защищённой. Например, в густом тумане, столкнувшись нос к носу с громадной кавказской овчаркой, я шустро заскочила в палатку, застегнула молнию и всё – я в домике! 2. Ночью из палатки я выхожу с оглядкой, но спокойно. 3. Зато выходить из крепкого деревянного домика с крохотным окошком и крепким запором, уже на много страшнее! 4. Ночёвка же в каменном доме усиливает страх перед внешним миром ещё больше!
Такое ощущение, что страха, при обычных обстоятельствах, определённая доза в пространстве. Тонкие стены пропускают боязнь во всех направлениях, она свободно плавает в воздухе и поэтому с обеих сторон тонкой стенки палатки концентрация страха мало отличается. А чем толще и безопаснее стены, тем труднее страху проникнуть внутрь и тогда его за дверью ого как много!
Я всё-таки решила выйти и не будить при этом Славу. Выглянула в щель и увидела... вся большая поляна залита лунным светом и на ней тихо, светло, неподвижно... Равномерное освещение – это не выхваченный фонариком кусок рваного пространства, и мне перестало быть страшно. Кстати, не редко, когда становится страшно в темноте, нужно просто выключить фонарик и раствориться, убрав резкую границу света и тени.