Грузия 2014. Начало второго маршрута

04.09.2014
Рано утром мы приехали в Зугдиди. Под огромными елями тишина и покой, старинное здание станции спросонья щурится на восходящее Солнце, светлое небо простирается бесконечной дорогой и в эти минуты тишины я прошу нам безопасности и успешного прохождения по маршруту. Маршрут мы придумали сами, карты для него давно устарели, перевал нигде не описан и что может встретиться на пути – неизвестно. Впервые мы пускаемся в путь, о котором ничего не читали и ничего не смогли найти.
Итогом нашего сидения в утренней прохладе стало то, что ушли все маршрутки, которые подъезжают к утреннему поезду. Если на них не успеть, то надо идти к автовокзалу – это в 10-ти минутах ходьбы. Там мы нашли нужный автобус, заняли места и прождали три томительных часа, пока он наполнился.
Здесь мы наконец-то увидели местных велосипедистов – горные серпантины не способствуют развитию этого вида транспорта. Особенно поразил дед, который вёз длинную двуручную пилу, привязав её к раме зубцами вверх – довольно страшненькое зрелище. Ещё в Зугдиди вкусное турецкое мороженое и лаваши в мини-пекарнях. Жара стояла давящая и мы ползали как разомлевшие мухи.
Выехали в 11:20. Заклеенные пупы были кстати, потому что даже местные жители укачивались. Через час приехали в Хаиши, за проезд заплатили 15 лари. Все, кроме нас ехали дальше, в Местиа. По пути мы болтали с водителем и в Хаиши он неожиданно вышел и стал расспрашивать пожилого продавца, можно ли пройти из Хаиши в Лентехи через перевал Хелдери. Тот ответил, что можно! Только с проводником.
Продавец пригласил меня посмотреть его магазин, при этом он покачивал головой и приговаривал:
 – Такой красивый жэнщин в горы тащит, ай-я-яй... С таким тяжёлым рюкзаком, ай-я-яй!
А Славу он спросил есть ли у него оружие и искренне удивился, как можно идти в горы не вооружённым. Узнав, что в Украине ограничения на ношение оружия, хмыкал, объясняя, что у них без оружия жить нельзя. Может поэтому нет в Грузии революций и преступности – ведь каждый вооружён. Наконец он взял у Славы трек-палку и стал учить, что волка надо бить не сверху, а колоть острым наконечником и показывал как это делать.
Купив огромную дыню за 5 лари, мы двинулись дальше по улице. Прошли школу, полицию и магазинчик и свернули в сторону гор. Очень скоро из ворот выскочил грузин и стал горячо зазывать выпить чачи. Мы удрали. Хоть и жалко было его искренности, но в такую жару даже думать о чаче было нереально. Через километр перешли железный мост, потом вбок от нашего пути через деревянный и там нашли пляжик, где и съели тяжеленную дыню – масляную, сладкую и прохладную.

В тени леса на берегу шумной реки мы прекрасно остыли и отдохнули. И здесь я наконец-то впервые за два года искупалась в грузинской реке. Смыть пот хотелось страстно, поэтому даже обжигающе холодная вода была в радость. Заодно она унесла усталость.
Потом мы шли по красивой дороге – справа тянулись символические заборы, слева шумела река. Деревья высились раскидистые и тенистые, попадалась ежевика и дикие яблони. Набор высоты здесь постоянный и после расслабленности в столице идти не просто.
Дорога часто царапается по камушкам, через неё и рядом струится много родников и водопадиков, иногда они образуют душ, под которым легко искупаться. По пути подкреплялись чурчелой, припасённой в Тбилиси – очень удобный и калорийный продукт в походе.
Дальше снова поднимались по красивой дороге, только теперь оказались на солнечной стороне и вяло брели под зноем. Хотя было всего часа четыре, стали высматривать место для лагеря – сказывалась жаркая бессонная ночь. Наконец подошли к оборудованному роднику, такому живописному, что икебана просто упала бы от зависти. Он сверкает среди папоротников и кустиков земляники, сбегая по искусно выложенным природой камням.
Между родником и мостом через реку мы обнаружили тупиковый отворот с крохотной полянкой, на которой после выравнивания удалось поставить палатку. Дальше мы с удовольствием варили чай с земляникой, готовили рис, собирали дрова, ходили к роднику.

Вода здесь повсюду. Мало того, что река шумит, так в неё ещё отовсюду вливаются тонкие речушки и многоголосие стоит одуряющее. Место идеальное – полянка, родник, мята, река. Когда я лазила в поисках дров, появился молодой грузин и вытаращился так, что даже шагать забыл. В коротких шортах и охапкой щепок я явно выбивалась из привычного ему пейзажа.
Когда стемнело и мы забрались в палатку, показалась группа грузин. Мы не думали, что они заметят нас в сумерках, но остроглазых горцев не проведёшь и один из них тут же оказался возле нас. Его зовут Джамиль, он уселся возле нашей палатки и стал рассказывать, что путлер – гад и что надежда только на Обаму. Ещё мы узнали, что все они строят дорогу – выравнивают, разгребают, насыпают, укрепляют. Мы затронули наш предстоящий маршрут и Джамиль пытался рисовать в воздухе карту, объясняя предстоящие препятствия.