Керчь-Херсон на велосипедах. Часть 2. Арабатская Стрелка

Девять дней на велосипедах или из Керчи в Херсон через Арабатку

На пляже стояло много машин и уже роились отдыхающие. Мы оставили велосипеды на пригорке и пошли к крепости. От неё осталось мало – основание или может быть цоколь. Но то, что осталось, сложено великолепно. Камни плотно пригнаны друг к другу, прекрасно сохранились водостоки. Изгибы оставшихся стен отличаются строгим благородством линий, а по низу угадывается ров. Мы видели турецкие крепости, знаем какие хорошие турки строители. Крепость явно специально рушили, иначе она и сейчас ещё стояла бы как новенькая.
Периметр угадывается большой и размеры очень впечатлили. Везде между стен буйствуют цветы и в мае это очень красивое место. Крепость охраняла Крымский полуостров от тех, кто хотел пробраться через Арабатскую стрелку и построена в узком месте между морем и Сивашом.

Потом мы продолжили путь в Соляное – до него от Каменского 12 километров. Дорога стала ещё хуже, велосипеды трясло и кидало. В Соляное не заезжали, благо воду набрали в Каменском, а сразу отправились на изюминку нашей программы – Арабатскую Стрелку.
Нам предстояло 82 км без добора воды по стиральной доске. Ещё раньше было решено сделать ночёвку где-то посередине, потому что это романтично и просто потому, что неинтересно перемахивать Стрелку, как будто отделываясь от неё – ведь мы столько к ней стремились.
За Соляным выбрали одну из множества дорог и поехали ближе к Сивашу – как советовали в Интернете. Слева – Сиваш, справа – Азовское море, небо светлое высокое, птицы поют, травы сияют, и всё так хорошо и красиво, и не видно припрятанного камня за пазухой.
Возле моря стояли машины, многие люди ловили рыбу. Иногда их скопление походило на столпотворение. Я понимаю, что первомайские праздники, но как-то уж слишком много людей съехалось к ещё холодному морю.
Дорога, хоть и горбатенькая, после уже других виденных казалась нам вполне терпимой. Но это было только начало! После двух часов пути у меня заболели руки, а у Славы шея – ведь тряска продолжалась безостановочно.
Я поняла, что больше устаю не физически, а морально. От того, что надо всё время вглядываться в дорогу, выбирая помягче путь, чтобы сохранить багажник и вообще велосипед. От однообразия пейзажа, пусть и яркого, но несколько утомительного, стала приходить занудная усталость и я запросила 10 минут на перегрузку. И тут камень выпал из-за пазухи и мы с комарами обнаружили друг друга. Те 10 минут мы ещё смогли посидеть, обмахиваясь руками, но уже скоро мы просто перестали останавливаться.
Стоило хотя бы замедлиться, как комары облепляли, мы не могли даже пить, хотя и очень хотелось. Ветер дул с моря и эта сторона тела была от комаров свободна, зато с другой постоянно приходилось стряхивать десятки комаров, покрывавших одежду и даже баулы. Тёрка становилась всё жутче, приходилось лавировать, а набирать скорость мы боялись.
Навстречу нам периодически попадались велосипедисты и мы из интереса их считали. За день насчитали 9 групп общей сложностью в 34 человека, а ещё мотоциклы и квадроциклы. Все ехали только нам навстречу и никого в нашем направлении! Многие ехали с укутанными лицами и даже в накомарниках. Но это не только от комаров, а и от Солнца, к которому мы ехали почти спиной, а они лицом.
Километров через 30 такого пути мы увидели выезд к морю, рванули по нему, и не доезжая до песка бросили велосипеды, прихватив только воду, под защиту ветра и моря. Когда я слезла с велосипеда, походка у меня была разбалансированная, руки и ноги двигались сами по себе и во все стороны. Растянувшись на песке, я обедала хлебом с водичкой. Мне было совершенно необходимо хоть немного не думать о дороге в комарах и когда мы снова выехали на Стрелку, я ехала уже веселее.
Арабтка весной красива, но это больше мужской маршрут – ведь мужчинам нравится что-то преодолевать. А женщинам нужно больше цветовых пятнышек и вех, за которые можно зацепиться глазами и мыслями.
Самое тяжёлое на Арабатской Стрелке – это комары, второе – это Солнце, третье – мухи и только в четвёртую очередь гребёнка. Именно в таком порядке располагаются на Арабатке трудности. Ещё бывает встречный ветер, но в этот день он был не сильным и осенью, говорят, колючки.
И снова мы поехали и снова нас облепляли комары. Смотришь на плечо и пугаешься – так покрывают его серые гадости. Остановиться попить было нереально и было очень страшно проколоться или поломаться.
По левой стороне нам встречались источники – это такие ржавые вертикальные трубы, из которых с напором пузырится вода. Я попробовала – вода оказалась горько солёная с запахом сероводорода. В общем, из труб текла минеральная вода да ещё и газированная. Но там тоже было много комаров и мы быстро двинулись дальше.

Проехав от Соляного 50 км мы стали искать выезд к морю для ночлега. Но вместо этого между нами и морем тянулась широкая полоса болота с полчищами комаров и ни одного перехода! Солнце было уже совсем низко, а прохода всё не было. Наконец Слава углядел один узенький, возле остатков здания. Подъехав, мы увидели грязь, истоптанную коровами и неизвестную глубину грязной воды. Тогда Слава сказал, что поехали дальше!
Но не проехали мы и полукилометра, как встретили пару, которая тоже панически искала выход к морю. Мы им рассказали о болотной тропинке, а они нас уверяли, что до темноты мы не найдём отворота. Но мы почему-то им не поверили и поехали дальше.
Проехав два километра мы встретили троих велосипедистов, которые тоже искали как проехать к морю. Мы им тоже рассказали про лужу, а они стали нас горячо уверять, что позади них нет отворота! Тогда мы развернулись и повели их к грязной луже, которую они очень боялись пропустить. По пути они всё пытались меня расспросить, почему мы единственные едем из Крыма. Ну что я могла им сказать? Только что если смотреть по карте, то наш путь по ней получается и так легче.
Подъехав, мы увидели, что пара уже перебралась и медленно бредёт по песку – знак того, что комаров там сдувает! Скоро все оказались на другой стороне – оказалось, что на тропе совсем мелко и есть камушки. И каким же счастьем было оказаться на широком берегу шумящего моря, без комаров, без мух, только свежий воздух, вода и небо!
Все три наши группки расположились недалеко друг от друга. Ребята сразу бросились купаться, а мы – ставить лагерь. Кроме наших групп велосипедистов на берегу не было никого!
В очередном чуде не приходилось сомневаться – все мы спасли друг друга. Если бы не мы, ребята могли и не найти укромный переход. Если бы не они, пилили бы мы в полной темноте – даже Луны не было, среди болот и комарья. А так все до темноты получили прекрасное место для лагеря и привольного отдыха, как для души, так и для тела.
Мы пили чай, наслаждались горячей кашей и блаженствовали, отдыхая после насыщенного дня.

02.05.2013
Надо сказать, что все ночи я просыпалась из-за жары. Мы взяли спальники с комфортом +2 и хоть как я старалась не укрываться, во сне прикрывалась спальником и быстро взмокала. Это мешало высыпаться, а утром будило жарой. В этот день жара допекла и Славу и первое что я увидела, это распахнувшуюся палатку, бодрый бег к морю и шумное окунание! Первый раз в этом году. Лениво на это глядя, я понимала, что теперь и мне придётся лезть в воду – не отставать же в самом деле?
Было семь часов и сквозь палатку я слышала разговор велосипедистов, что сейчас зарядочка, чай и в путь. Но в итоге они, как и мы, поддавшись расслабляющему действию чистого моря, выехали только часа через три, а вело-пара так вообще не похоже, чтоб куда-то собиралась.
Море почему-то уже не показалось мне холодным и я на удивление быстро окунулась – первый раз в этом году и первый раз в Азовском море. Выбежала, подумала и ещё раз забежала, и потом ещё. Море, чистое и свежее, приятно освежало после уже пяти дней пути!
Потом я спасла плывущую сороконожку, а она, только попав на песок, развернулась и поплыла дальше. Приходили коровы и пили воду из моря. Проехал приятный человек на повозке. Лошадь трусила по совершенно песчаной дороге вдоль моря и на ней же мы видели нескольких велосипедистов. В итоге у меня закралось подозрение, что велосипедист с вокзала ехал по ней, а не по гребёнке.

Воды мы потратили пока только пять литров, но это потому, что не могли вчера пить из-за комаров. Берег был такой замечательный, что выехали мы только в 11:30.
Комары были, но меньше, то ли из-за утра, то ли из-за уменьшающихся болот.
Мы снова заметили бьющую из труб воду и полезли посмотреть. Точнее – попробовать, было интересно, пресная она или солёная. Из сухой и свежей травы мы соорудили кочки и по ним перешагнули болота. Вода опять была горько-солёной и мало отличалась от морской, разве что с пузырьками.

Хотя комаров стало меньше, зато дорога ухудшилась. Стало больше песка и выбрать из нескольких дорог относительно проезжую, было труднее.

Стали попадаться домики – то возле прудов с рыбой, то возле больших отар. Солнце продолжало печь, синели в траве цветы, горячий ветер иссушал, но вместе с тем и вентилировал. В этот день мы встретили 17 групп велосипедистов величиной в 70 человек и ни одного путника или попутчика. Раньше народ на Арабатку ходил пешком, теперь не рискует, разленились. Проехали бывший детский лагерь, явно ещё охраняемый, и наконец подъехали к пансионату. За забором стояли велосипедисты с баулами, а надписи зазывали поесть и переночевать. Тут я сделала глупость, и на предложение завернуть отказалась. А ведь именно там были страусы! Об этом мы узнали уже значительно отъехав.
За пансионатом выехали к морю – берег здесь хорош, и с удовольствием искупались. Всего лишь второе мая, а мы уже привыкли к воде, с удовольствием купаясь при возможности.
Здесь заканчивался Крым и начиналась наша Херсонская область – вторая половина нашего путешествия. Дорога была плохой, тряской, с камнями. Скоро мы выбрали параллельную ей грунтовку и покатились там. День был ещё более жарким, а появившаяся непонятная бетонная стена так перекрыла воздушные течения, что казалось мы едем по сковородке. Слева тянулись болота и комары противно зудели. Этот участок пути был трудным и затяжным.
Когда мы совсем приуныли песчаная дорога сменилась каменистой и стало ехать ещё труднее, велосипеды сильно трясло и руки болели. К тому же тут ещё начались какие-то очень большие и сухие просторы. Всё было залито зноем и ярким светом, казалось высушенным и обезвоженным. Морально эти места проезжались тяжело и долго. Справа в отдалении стояли пансионаты, а впереди виднелось Стрелковое. Но как мы ни крутили педали, оно не приближалось.
Но вот наконец и Стрелковое. Видно, что это уже курортный городок и все готовятся к сезону – домики ухоженные, повсюду свежая краска и побелка, улицы густо усажены деревьями и головокружительно пахнет сиренью! Душа отдыхала, ехали не торопясь. В первом же магазине накупили разного холодного и охладились.

Мы закончили безводную часть Арабатской Стрелки, остались позади прекрасные просторные пляжи – ещё безлюдные, чистые и свободные. Дальше нам предстояло ехать по родной степи.
Сначала мы нашли дорогу с асфальтом, но потом она перешла в бетонку. Это, конечно, не совсем приятно, но зато не песок. Правда, бетонка здесь уложена с маленьким зазором, поэтому хоть и едешь как в поезде, но в поезде комфортабельном.
В этот день мы хотели найти йодисто-бромистый источник возле Счастливцево. В этих местах их два – ближний бесплатный и подальше – платный. Указателей не было, но объявившийся рыночек безошибочно показывал на близость источника. Там мы спешились, прошли среди потока людей и купили вкусных булочек.
Пройдя ещё немного увидели источник, который выглядит так: из бетонных плит сооружён периметр, внутри него озеро метров 500 квадратных, а между озером и забором ещё есть пространство, где сидят люди. Так же есть переодевалки и туалет.
С одной стороны озера торчит труба, откуда бьёт мощный поток воды. От воды и от озера поднимается пар… Я подошла попробовать и быстро отдёрнула руку – температура воды около 60 градусов! Мало кто лежал в воде, в основном люди слегка шлёпали по краю.

Очень удивило, что чисто, спокойно и бесплатно. Посмотрев, мы двинулись к берегу в поисках ночлега. Стало видно, куда вытекает вода из озера – это неприятного вида болото, из которого вода выливается в заболоченного вида озерца. Здесь температура воды уже ниже и люди торчали как греющиеся лягушки.

Мы выехали на берег. Если смотреть в море, то слева расположились люди с машинами и детьми, а справа тянутся недостроенные пансионаты, мы пошли в их сторону. Выбрали место на пляже, но палатку не ставили – ждали сумерек. Хоть я и подумывала засунуть велосипеды в палатку, но рассмотревшись хорошенько, поняла, что здесь одни только лечащиеся, приехавшие на источник. Так что мы их только накрыли чехлами, чтоб поменьше отсвечивали и заодно от густой росы, которая выпадала еженощно.
На море был полный штиль и только редкие люди ловили бычков. Так мы снова переночевали на берегу моря, уже этого не ожидая. А ночью поднялся сильный ветер, палатку кренило и я думала, что или палатку снесёт или море к нам придёт под самый порог. Утром ветер стих, но волны буянили.

03.05.2013
Утро наступило жаркое. Мы по очереди сбегали в туалет при источнике. Я запрыгнула в него подальше от трубы и думала, что даже за секунду буду варёная. Люди же лежали в воде как бегемоты и даже возле трубы! Особенно пекли места, пришмаленные Солнцем. Слава дал мне свой платок и я соорудила бандитскую повязку, чтобы прикрыть нижнюю часть лица. Как мы ни прикрывались от палящих лучей, Солнце ловило нас в каждую щёлочку. Начиная от кончика носа и ниже я уже начинала облазить, особенно пострадали губы.
Дальше я ехала в таком виде, что встречные останавливались чуть ли не открыв рот, а дети кричали вслед – ниндзя!

Дальше ехали по трассе весьма посредственного качества. Мы даже использовали сельские тротуары, которые к тому же, были в тени. Следующим пунктом была Ген.горка.
Со всех сторон мелькали пансионаты и частные сектора, устроенные для курортников. Все и вся готовились к сезону, всюду кипела деятельность и даже трудно было поверить, что всё это жильё заселят. Я думала о том, как не хотела бы отдыхать в таком качестве, особенно когда здесь станет похоже на муравейник.

Когда мы поняли, что скоро покинем море, то решили найти пляж и искупаться. Свернули на грунтовки, там везде были пансионаты. Попробовали проехать в открытые ворота, но нас не пустили. Жлобство – курортное, херсонское и просто.
За пансионатами всё-таки обнаружился выезд к морю и там на пляже я с удовольствием искупалась – море здесь мелкое и почти тёплое. Напротив нас на отмели сидели птицы – снова чёрные и белые.

Геническ был уже близко. Проехали два канала – протоку Промоина и пролив Тонкий – это единственные водные ниточки, соединяющие Азовское море и Сиваш. Иногда зимой дорогу здесь заливает море. Глядя как далеко оно сейчас, трудно поверить, что оно преодолевает такое расстояние и перекрывает дорогу.

На въезде в Геническ есть магазин с туристическим и рыбацким снаряжением, так что мы прикупили газовый баллон, только он не пригодился.
Перед Геническом есть остатки железной дороги и мост. Раньше на Арабатскую стрелку ходили поезда, жаль, что убрали, вместе с дорогой. Зато в Геническе встретили очень советскую статую.

Схожі статті

Керчь-Херсон на велосипедах. Часть 1. Керченский полуостров

Автор: Ирина И. (г.Херсон)   Девять дней на велосипедах или из Керчи в Херсон через Арабатку Проехать по Арабатской стрелке хотелось давно, хотя в планах она витала как-то не материально. Но..

Керчь-Херсон на велосипедах. Часть 3. Геническ - Аскания-Нова - Херсон

Автор: Ирина И. (г.Херсон)   Девять дней на велосипедах или из Керчи в Херсон через Арабатку Проехали городок с краю и выехали на дорогу. День был необычайно жарким – даже по сравнени..