Керчь-Херсон на велосипедах. Часть 3. Геническ - Аскания-Нова - Херсон
Автор: Ирина И. (г.Херсон)
Девять дней на велосипедах или из Керчи в Херсон через Арабатку
Проехали городок с краю и выехали на дорогу. День был необычайно жарким – даже по сравнению с предыдущими днями. Что ещё было сложного – это снова однообразие пейзажа. Только поля вокруг и уже начавший плавится асфальт. Иногда я с трудом стряхивала какое-то гипнотическое оцепенение, а один раз мы остановились в тени дерева только ради того, чтобы произвести моральную перезагрузку.
Спустя пару часов стали появляться деревья и стало веселее. Мы постановили строго периодически останавливаться – чтобы встряхнуться и попить воды. Так дело пошло ещё лучше.
В Новоалексеевке мы увидели мечеть – не знали, что есть они в Херсонской области. Довольно большая, а внутри шла молитва. Значит, здесь живёт немало мусульман.
Дальше сёла мелькали одно за другим. Особенно порадовали Водославка и Кривой Рог.
Вечер всё ещё не приносил прохлады, жар пёк даже через одежду. В Чкалово Слава ел придорожные пирожки и с ним ничего не случилось. А мне ничего не хотелось – после ста километров я теряю аппетит.
Мы собирались ехать в Асканию Нову, заночевав где-то перед ней. Мы ехали, но вокруг простирались поля даже без лесополос, а ведь за 20 км до Аскании начинается заповедная степь и там уже просто нельзя ставить палатки. И тогда мы решили ехать в Асканию сегодня и искать ночлег там. Я чудом отыскала у себя номер очень давнего знакомого из Аскании, а он чудом как раз туда приехал и на мой вопрос о ночлеге пообещал всё устроить. Мы боялись ночевать где придётся – штраф за заповедник, говорят, непомерный.
А потом мы увидели знак и поняли, что теперь только вперёд.
Был уже поздний вечер, прекрасно асфальтированная дорога вела нас между девственной степью. За подстриженной обочиной темнела вспаханная контрольная полоса, а за ней – травы, не знавшие плуга. В ещё невысокой, но густой траве на все голоса пели птицы, а вокруг нас свободно кружили бабочки.
Солнце садилось и почему-то именно после въезда в степь стало прохладно. Это была яркая прохлада – с густым холодным запахом трав. Дышалось глубоко, чрезвычайно свежий воздух казался кристально чистым. Ехать было таким удовольствием, что хотелось придержать Солнце этой вечерней порой. Степь раскрывалась просторная, ароматная и душистая, и я представляла, что ведь такой она была и когда казаки по ней ездили, и раньше на много...
Скоро мне позвонил знакомый и сообщил о кемпинге, в котором он уже о нас договорился. Сначала я решила, что всё-таки хочу куда-то на бережок, но потом поняла, что это – лучший вариант для тех, кто приехал ночью в заповедное место и к тому же давно не видел душа.
Уже стемнело и мы ехали с фонарями. Справа тянулся сетчатый забор, за которым темнел дендропарк, а иногда на высоких курганах восседали скифские бабы. За стелой с самолётом свернули направо и там нас ждал мой знакомый. Мы проехали ещё совсем немного к местному автовокзалу – прямо возле него располагается кемпинг.
В кемпинге оказалось много людей, особенно на мотоциклах. Поляна для палаток была густо заставлена, горел костёр и шёл громкий разговор. Начальница сжалилась и отвела нас на полянку, которую назвала площадкой, разрешив устроиться там. Мы быстро поставили палатку в густой траве и никакие крики спать нам не мешали. В этот день мы проехали почти 120 километров, по сильной жаре – это был самый жаркий день путешествия, с баулами и хотя ничего не болело, но было лёгкое чувство разваливаемости.
04.05.2013
Утром я осмотрела кемпинг и вот что могу рассказать. Довольно приятная территория с отдельной поляной для палаток и местом для костра. Есть один кран и один туалет на всех – чистый. Наверное, очереди могут быть, но не было. Под большим навесом столики и кухня, в которой готовить нельзя, но можно заказать еду. Цены сносные. Есть верёвки для сушки белья, чистые просторные аллеи и корпус, где сдаются комнаты.
За себя мы заплатили по 30 гривен с человека, в комнатах места по 80 гривен, но кроватей в комнатах много. Есть и двухместные номера, и даже полулюксы. Для палаточников душ не предусмотрен, но можно заплатить 10 гривен и сходить в корпус под бойлер. Территория обнесена забором, а на наш вопрос об охране получили ответ, что охранять особо некому, так что за вещами нужно следить самим.
Мы очень хорошо выспались на мягкой траве, с наслаждением приняли горячий душ, приготовили завтрак и выехали из кемпинга.
Ещё за день до отъёзда я случайно встретила хорошего знакомого, который обмолвился, что едет на первомайские в Асканию. Аскании не было первоначально в нашем маршруте, но поскольку она в нём оказалась, то я его вызвонила и попросилась оставить велосипеды и баулы на день, пока мы будем гулять в парках заповедника.
Дом оказался недалеко и оставив вещи мы быстро ушли, чтобы не мешать хозяевам.
Аскания Нова очень приятная – зелёная, цветочная, уютная. Мы с удовольствием шли по улицам, разглядывая незнакомые деревья, валяющихся как тряпки котов, готовящиеся к приёму экскурсантов домики.
Следуя знакам пришли к зоопарку. Сначала уткнулись в аллейку с сувенирами и не отказали себе в маленьком удовольствии. Метров через 300-400 оказались кассы – билеты по 20 гривен, а дендропарк бесплатный.
Людей было много, автобусы подвозили всё новых экскурсантов. Нам предложили места в старом уазике – по 50 гривен, чтобы покататься по степи и может быть подъехать к стадам. Но мы хотели на тачанке, а её не было, так что отказались. Потом люди говорили, что там интересно, вот только в машине очень жарко, если не сидеть у окна, ну и видно соответствующе. Из стад видели пони, лошадей и зебр. Но их мне и в зоопарке хватило.
Сначала шли через орнитопарк. В больших вольерах там расхаживают птицы, в озерах плавают или попрошайничают водоплавающие. Уток охотно кормят, часть хлеба у них отбирают рыбы. Рыбы крупные и толкутся прямо под берегом. Один раз утка высунула лапу из воды, а потом не могла её обратно засунуть – так густо натыкалась на рыб, а в другой большая рыба выхватила у утки кусок хлеба чуть ли не из клюва, за что получила щелчок этим клювом по носу.
Всюду много зелени и тени, пахнет водой, цветут ландыши и тонко пахнут изящные розовые кусты. Деревья попадаются очень большие и среди них много дубов. В деревянных гнёздах спят в жару выдры. Страусы порадовали как смешным видом, так и многочисленным потомством. Опечалили только орлы – их место не в клетках.
Дальше были копытные, некоторые из которых такие огромные, что страшно представить встретить таких в природе. В этой части зоопарка на много жарче, мало тенистых деревьев и почему-то мало воды. Олени Давида лежали в грязи, ища прохлады. Некоторые звери были настоящими горами из меха, некоторые щеголяли удивительными рогами, а в загородке пони спал крохотный пони. Верблюды лежали как в ватных халатах, наглый грач инспектировал клетки с разомлевшими животными. Мы сами еле шли по жаре.
Обратно вернулись опять через все вольеры и вышли к началу осмотра. Нашли памятник основателю и клумбы с цветами. Везде чисто и опрятно.
Дальше пошли в дендропарк. Здесь замечательно тенисто, хотя многие листья ещё не развернулись полностью, так что позже будет ещё волшебнее. Парк похож на лес, а в начале мая там все запахи перекрывает роскошная сирень. Надо сказать, что на территории есть фонтанчики с питьевой водой и чистые туалеты.
Сначала мы гуляли по экскурсионным маршрутам – по стрелкам, потом углубились куда глаза глядят, хотя на некоторых аллеях стояли знаки – Проход запрещён, что странно. По парку колесят дядьки на древних велосипедах и следят за порядком.
Парк построен наклонно, чтобы когда включают полив, вода по каналам доставала до всех уголков и красот. Нигде ни мусора, ни бумажечки. Гуляют фазаны и змеи, бродят многочисленные экскурсии. Много дубов и ново высаженных деревьев, озёр и заливов. Здесь бы хорошо покататься на велосипеде, но запрещено. Не спешно гуляли часа два или три и очень устали.
Наконец пошли туда, где оставили свои велосипеды. Мы гуляли почти семь часов и медленно шли по Аскании, удивляясь хорошему состоянию городка. Видели крупного ужа на дороге, здесь вообще пресмыкающихся не мало.
Нас встретили расспросами, предложили бутерброды и мы не отказались. С удовольствием пили виноградный сок, общались, увидели множество родственников, приехавших на выходные. Нам ещё предложили душ, но нужно было ехать дальше, чтобы к ночи проехать Чаплынку и там найти место для ночлега. Нам очень понравилось в гостях, на столько легко было общаться.
Выехали около шести вечера. Сразу за Асканией вдоль дороги местами растут острова сирени и такой запах стоит над полями, что уезжать не хочется. До Чаплынки 35 км, а ветер, не мешавший нам всю дорогу, стал дуть теперь в нос. Я очень устала от прогулки за день, а тут ещё ветер, так что ехали не быстро, а уже темнело.
Чаплынка очень длинная, дома ухоженные, есть парки. Нам рассказали, что из-за этого и из-за отсутствия внутреннего транспорта, там все ездят на велосипедах и утром не редко можно наблюдать женщин в платьях и на каблуках, едущих на работу. Я, правда, не представляю, зачем в Чаплынке каблуки, но мало ли.
В магазине подкупили банку бычков – мы их столько видели в поездке, что наконец решили съесть.
Когда мы выехали за околицу, Солнце как раз коснулось горизонта. Мы понимали, что у нас всего пол часа, чтобы найти место и заторопились. Тут меня Слава удивил. Он вычислил по карте, что там, где проходит линия ЛЭП и край поля, должна быть и дорога через поля, а ещё заметил слегка зеленеющие участки, и туда мы направлялись в поисках ночлега.
Мы катили по хорошей грунтовке, комары уже были, но мало. Доехали до канала, переехали через мостик и уже увидели нужную посадку, как вдруг заметили на канале мопедиста, а делать лагерь на глазах у местного не хотелось. Дядька смотрел на нас, поэтому мы сделали обманный манёвр, сделав вид, что едем к трассе, а когда он уехал, то вернулись и поехали в посадку.
До темноты оставалось всего минут 20 и мы торопились. Высмотрели место среди деревьев, перенесли через акации велосипеды и устроили лагерь. Здесь было много мельчайших мошек, так что мы очень торопились, а потом даже ужин готовили внутри.
На грунтовке было тихо, пели в темноте птички. Ночь была прохладной и это дало возможность хорошо поспать.
05.05.2013
Наша палатка стояла в тени деревьев, поэтому утром было не жарко. Зато кто-то настойчиво тыкался в палатку и выглянув, мы обнаружили роскошную, изумрудную длинную ящерицу. Она носилась кругами, иногда пытаясь пролезть внутрь.
За всё утро по дороге рядом проехали всего две машины, так что место оказалось действительно укромным. Мы вернулись к каналу и оттуда поехали полями.
Было очень жарко, но стали появляться лёгкие облака, иногда заслоняющие Солнце. Мы ехали по абсолютно пустым дорогам между полями, просторы открывались огромные! Там, где не росли злаки, пестрели цветы и было очень величественно от открывающихся видов.
Нам попалось село Новопавловка с петляющими дорогами, в нём магазины не работали. За всё время мы нашли открытым только бар, где смогли купить воды и мороженое. Было противно смотреть на выпившую молодёжь, тусящую внутри и снаружи.
Мы проехали Чаплинский канал и тут грунтовка стала отходить от него куда-то очень в сторону. Перед этим мы проехали маленький хутор, находящийся в углублении, оттуда доносился лай собак и мы решили ехать дальше. Потом мы поняли, что переезд на другую сторону канала остался именно там, а сейчас мы отдалялись от прямого пути, начиная делать петлю.
Дорога шла вдоль канала, воды в нём нет, но зато высокие берега и большая глубина, к тому же берега густо заросли кустами и акациями, так что перебраться достаточно сложно. Хотя вокруг не было видно никакой воды, на столбе свил гнездо аист и оттуда выглядывала его остроклювая голова.
Слава сказал, что на горизонте мелькнули две точки – похоже на велосипедистов. Но откуда здесь, в пустой жаркой степи велосипедисты? В одном месте мы даже мираж видели – из далёкого ряда несуществующих деревьев.
Первый поиск перелаза через канал результатов не дал, через пару километров предприняли второй. Пока Слава ушёл в чащу, рядом со мной вдруг материализовались двое велосипедистов. Это были два пожилых селянина, на старых запылившихся велосипедах, в брылях и с небольшим багажом.
Они поздоровались, я а так обомлела, что только вслед успела спросить – есть ли тут переход?! И они сказали, что да, конечно – метров через триста. Когда Слава вернулся, их уже не было видно. Тогда Слава сказал, что не верит мне, и что это были привидения. И действительно – огромная открытая степь, зной и безветрие – встретить здесь можно разве что привидение. Они показали дорогу и исчезли – хорошее добротное чудо.
Через 500 метров появился крепкий мост, явно для сельхозтехники. Селяне явились нашим чудом в пути – если бы не они, возвращались бы мы далеко назад до хутора, потому что через канал перелезать было бы долго и трудно.
На другой стороне канала тоже расстилались поля. Облака к этому времени увеличились и бросали широкие тени. Мы даже видели два небольших смерча, круживших по земле и дороге. Наконец добрались до железной дороги и переехали через неё, и теперь уже были на своей стороне, со стороны дома.
По пути мы въехали в Новокиевку, в которой осталось много советской архитектуры. И парк с аркой на входе, и Дом культуры, и площадь, и стадион, только всё это в ветхом и не действующем состоянии. Это здесь работал бар с выпившей молодёжью.
Опять жаркими дорогами мы двигались в сторону дома. На этом участке дороги я уговорила Славу смазать цепочку, после чего ехать стало гораздо легче. В Брилёвке с удовольствием сидели на лавочках в тени большого магазина, пили холодный сок с плюшками и остывали. А дедушка расспрашивал нас о путешествиях. Он спрашивал, сколько километров мы за день проезжаем, и узнав, что по разному, иногда, например, 40, то тонко-иронично переспросил цифру. Видимо, 40 километров не казались ему минимальной цифрой.
Дальше мы выехали по асфальту на мост через Северо-Крымский канал, переехали его, свернули направо, а за железнодорожным мостом свернули на грунтовую дорогу. Ехали долго, было жарко, зато попадались деревца, где можно было остыть. В одном месте перелезли железную дорогу и снова ехали до станции Сад и оттуда на Абрикосовку по тропинке через абрикосовый сад.
В Абрикосовке на улицах песок, проехали её и выехали на дорогу. Дорога здесь усажена высокими цветущими каштанами и тополиными рощами. Из близкого леса приятно пахло хвоей, асфальт хороший.
Проехали станцию Большие Копани, набрали там в помпе воды, умылись и стали чувствовать себя лучше. А дальше через Раденск покатили на Цюрупинск. Кроме жары в этот день трудным было то, что мы всё время ехали против ветра, иногда даже сильного. Это всегда выматывает, а тут мы ещё находились восьмой день в пути и уже несколько устали.
Нас позвали на слёт в Никольское и я зачем-то согласилась. До сих пор не очень понимаю почему – ведь мы действительно устали за день. В итоге мы переехали Антоновский мост, и вместо того, чтобы свернуть в город и через 10 километров быть дома, поехали дальше в надвигающуюся ночь.
Уже в темноте, с фонариками, проехали по объездной и потом по шоссе. Там стало совершенно темно – луны нет, фонарей нет. А луч фонарика, высвечивая небольшой тоннель, только сгущал темноту. Страшно было, когда сзади гудела машина, утомляло дополнительное внимание, терялась обочина.
Был момент, когда от общей усталости я даже слегка запаниковала, но стала петь и справилась. Казалось, что дорога никогда не закончится, но наконец мы свернули на Никольское и только здесь исчез встречный ветер.
Наконец мы проехали Никольское и въехали в дачный посёлок. Дорога с песком и колеями в темноте была плохо проезжабельна и мы шли пешком. Казалось, что шли очень долго, пока наконец нашли спуск и оказались в лагере. Палатки стояли улицей, их было не меньше пятнадцати.
Нас тепло встретили. Напоили чаем и накормили ухой, а потом мы до пол второго сидели у костра. Наконец поставили палатку и завалились спать. В этот день мы проехали 121 километр, по жаре, с баулами и против ветра – это было трудно.
06.05.2013
На утро продолжили общаться, сделали зарядку, позавтракали и стали собираться в обратный путь. Обратно ехали не спеша, сберегая остатки сил. Посидели на краю поля, полюбовались жёлтыми цветами и вскоре закончили наше путешествие, снова оказавшись в городе.
Наше девятидневное путешествие закончилось. Мы проехали 590 километров, увидели много нового и интересного, и остались очень довольны собой и своими верными велосипедами.
Конец.