Грузия-Турция 2013. Переход Жабеши-Адиши. День 1

Жабеши - Адиши
08.06.2013

Выйдя из домика Клары, мы первым делом сделали рыбинг – это значит, что плутанули. Слева по пути попалась хорошая тропа с меткой и мы покарабкались куда-то вверх. Но там оказалась только закрытая церквушка, зато ещё был навес с лавками и громадное кострище с чем-то, куда цепляют вертел, на котором жарят целого барана или кабана. Так и видится братия в рясах, в изобилии возливающая вино возле жаркого пламени!
Кстати, в Жабеши появились свиньи звероподобного вида. Они мохнатые, с чёлками, заросшими ушами и большими мордами. Собаки здесь тоже звериные – чистые или переводные кавказцы.

Вернувшись с тропы, мы нашли мостик через реку и упёрлись в забор, за которым виднелась дорога. Тут нам очень древняя бабушка и настоящий джигит показали дорогу, отперев калитку в заборе. Джигит обращался с хрупкой бабушкой очень вежливо, даже бережно. Я такого у нас не видела.
Указанная дорога вела вверх и скоро мы нашли нарзан. Нарзан легко находить по красным камням и он обычно огорожен. Вода была вкусной и очень пузырилась. Мы набрали в дорогу и двинулись дальше.

В ущелье заползали облака, при чём делали это навстречу друг другу – как будто втягивались в проход между горами. Начало показываться Солнышко и капли дождя разноцветьем заискрились на травах и лапках ёлок. Видневшееся Жабеши и горный хребет с высоты выглядели как Рай, было трудно идти, потому что мы постоянно останавливались и оглядывались.

Подъём не простой и даже я кроссовки здесь считаю необходимыми. Вообще тропинка была бы сносной, если б её не размочил дождь, а поверху не растоптали коровы, присыпав сверху лепёшками. Так что приходилось идти не по тропе, а рядом и как придётся.
Этот склон хребта был северным и я удивлялась, на сколько меньше на нём было цветов. На одном из привалов, за кустом, под которым я присела, обнаружилась корова. Поглядев на меня, она стала чесать об ветки рога и я перешла за другой куст, чтоб ей не захотелось почесать рога об меня.

На высоте 1900 метров начались альпийские луга с густыми травами и коровами. В два часа дня мы устроились на перекус и на любованье долины с речкой Ингури.

А перед этим у нас была прекрасная встреча. Навстречу вдруг выбежали пять лошадей и стали кружить вокруг нас. Вообще все животные здесь очень любопытные. Они обязательно провожают взглядом, они подходят, заглядывают, даже общаются.

Эти кони взяли Славу в кольцо и кружили вокруг него, всё больше сближаясь, так что я даже немножко испугалась. Местные кони выглядят очень красиво, они стройные, лёгкие, двигаются изящно и аж как будто красуются под восхищёнными взглядами.

Мы часто переходили то речки, то родники. Треккинговые палки опять награждались похвалами – они очень помогали идти и перебираться через разливы.
Маркировка стала таким редким явлением, что мы удивлялись когда её встречали. Шли скорее наобум, чем по ним. Особенно трудно было найти начало тропы от Жабеши.
А вот после коров и лошадей мы так развеселились, что даже заметив полное исчезновение меток, шли как будто гуляли, не думая про направление. В итоге свернули влево и сбились с маршрута. Прошли поляну дивной красоты – с ясными берёзами, яркими цветами, с родниками, журчащими по периметру. Там бы заночевать, но было всего часа три и мы пошли дальше.

А дальше становилось всё круче и гребень горы можно было видеть только запрокинув голову. Сзади наползали чёрные тучи – именно чёрные, а не серые, и из них стеной падал дождь.
Я карабкалась по склону и мысленно канючила: «Ну пожалуйста, пожалуйста, дайте нам проскочить!» Страшно было подумать, если бы потоки воды застали нас на таком крутом земляном склоне. И тучи попридержали!
Над Ингури, над всеми сёлами дождь шёл такой силы, что дома исчезли из виду, а до нас долетали только капли, твёрдые и холодные. Появилось множество новых цветов, каких мы раньше не видели, красивых, разных, крупных, и много синих, как цвета индиго. А ещё возникли заросли кустов, цветущие белым. И я поняла, что это рододендроны!

Мы поднимались, знаков не было, меток не было, а склон скоро стал таким крутым, что я даже не могла вбивать в него ноги. За землю хваталась уже и руками, а рюкзак придавливал сверху и этим даже немного помогал. И тут нас спасли берёзы и рододендроны! Я просто хваталась за ветки, подтягивалась, и так мы преодолели самый тяжёлый участок со склоном в 25-30 градусов, и я была очень благодарна рододендронам.

Бедный Слава волновался, как я лезу с тяжёлым рюкзаком, потому что сорваться было нечего делать, а катиться потом долго. Внутри у меня тоже был страх – довольно холодный, как ливень позади нас.
А когда мы залезли наверх, то обнаружили, что после лошадко-коровьих лугов мы свернули влево, а надо было направо. Именно там виднелась хорошая дорога и даже мелькнули туристы. Зато этот очередной рыбинг был дивной красоты – о таком можно только мечтать. Мы видели столько высот и столько красот, что они стали одним из самых ярких впечатлений в пути!
Когда мы наконец вскарабкались на самый верх, то обнаружили автодорогу, возможно, для машин, которые возят на ледник. Ноги были мокрые, земля грязная, и удовольствия – полный мешок! Мощный родник бежал рядом с дорогой и было красиво до умопомрачения!
В итоге мы набрали высоту 2880, а Жабеши находится на высоте 2000 метров. Тот перевал, который мы должны были пройти, находится на высоте 2650 метров и значит мы промахнулись на 230 метров. Красота!

Ниже нас был виден дождь полосами, а мы шли, разглядывая его действия с высоты. Следующим пунктом ночёвки обычно у туристов является Адиши, но мне очень хотелось заночевать в горах в палатке и по этому поводу я настойчиво ныла.
Дальше мы пошли по обнаружившейся дороге, которая как бы опоясывала склон, и вдоль которой даже стояли столбы, но пройдя совсем немного, вдруг услышали сзади крик. Удивились, остановились, пооглядывались, ничего не нашли и дальше пошли. Но скоро снова услышали крик. Тогда оглянулись повнимательнее и увидели бегущего к нам молодого грузина.
Он спросил, не видели ли мы его чёрного коня, сбежавшего в горы, а потом поинтересовался, куда это мы направляемся. Мы сказали:
– В Адиши.
– Но там нет Адиши.
– А где?!
– В противоположной стороне!
Оказалось, что эту дорогу только год назад построили и ведёт она на какую-то гору и неизвестно откуда. Мы развернулись и закарабкались вверх и грузин нам показал отворот с дороги на тропинку в Адиши. На этом месте нет никакой метки, ни знака, ни указателя, а маркировка появилась совсем не скоро внизу. Если бы не этот искатель коня, неизвестно, куда бы мы забрели – чудо!
Грузин тоже шёл в Адиши и предложил заночевать в его семье. Он сказал, что у его отца есть лошади, которые перевозят через брод. Но мы слышали, что этот брод можно и самим перейти, а цена за перевоз аж по 50 лари, и что местные пугают этим переходом, чтобы заработать с туристов сезонных денег.
Мы шли, а вокруг буйствовали рододнедроны, они покрывали склоны сплошным потоком, как пенные волны, и их бело-лиловые цветы нежно выделялись на глянцевой зелени.
Здесь природа снова в очередной раз стала другой, появились очень толстые огромные сосны с белками и много берёз. Цветы, травы и лёгкая морось дополняли красивую картину.

Грузин скоро ушёл вперёд, а я стала предлагать ночевать в этой красоте – если найдётся ровное место. И это скоро произошло – на открывшемся наклонном лугу, рядом с прозрачным ручьём обнаружилась небольшая площадка, как раз для палатки. А вид оттуда открывался грандиозный – вниз и вдаль на снежные вершины Сванского Хребта. Это была наша самая красивая ночёвка, и ещё самая высокая и самая холодная!
Только мы поставили палатку, как пошёл дождь, так что мы полезли внутрь пережидать и стаскивать с себя мокрое в ожидании, когда можно будет вылезти и воспользоваться нашей печкой.
Но когда дело до этого дошло, оказалось что у нас нет сухих дров – всё вокруг промокло от затяжного дождя. Что мы ни совали в топку, ничего не горело, только дымило. А пока доедали конфетки и печенье, доставшиеся от Мегадедов, и которыми недозакусили в аэропорту. Мы до сих пор таскали запасы, потому что ели постоянно в домах вкусную еду! Зато сейчас сладости пригодились.
Пробуя разжечь разные сорта палок, я наконец добралась до куста цветущей вербы или чего-то очень похожего. На ветках без листьев висели пушистые котики – здесь наверху был март пополам с маем. У этих кустов, в глубине отыскались сухие палочки, которые наконец загорелись и мы смогли приготовить суп. Дров оказалось нужно совсем мало – всего три жмени, но в таких природных условиях сухим топливом надо запасаться заранее.
К супу у нас были хачапури и лепёшки прихваченные ещё в Местиа. В Сванетии трудно голодать, еды здесь много, только не в магазинах.
Мы ели и любовались просторами, ярчайшей майской зеленью, снегом в горах, закатом, темнеющими ущельями. Ручеёк находился от палатки всего в двух метрах, так что мы имели кран почти в дом. Ещё приходила луговая крыса с длинным хвостом, поэтому продукты на ночь лучше забирать внутрь.

Ночью пошёл дождь, и мы радовались качественному тенту палатки Red Point Space 2, который удивлял тем, что даже при тыканье изнутри не промокал.
Лёжа в темноте под шелест дождя, я думала о том, каким прекрасным получился день, и что Там, Наверху, к нам относятся хорошо. Спасибо за это! Мы проскальзывали между дождями и грозами, мы видели как стекает вода по склонам, но в это не попадали. Когда мы сбились с пути и преодолевали подъём на всех четырёх конечностях, дождь лил везде, образуя вокруг нас круг, но не поливал наш склон.
Большим чудом было то, что когда мы неправильно свернули, то во всей этой пустынной местности, вдруг появился единственный человек, который нас заметил и завернул обратно, указав нужный путь!
И ещё среди постоянных склонов и крутых дорог, мы к нужному времени нашли идеальную поляну – ровную, с ручейком и прекрасными видами – день оказался полон чудес.