Грузия-Турция 2013. Ликийская тропа. Дорога вниз

Дорога вниз
07.07.2013

В утренней прохладе нам не мешали спать ни орущие козы, ни стада баранов, ни перекрикивающие их всех пастухи. В итоге лагерь мы свернули только к 10 и тут же приехали хозяева ульев – всё-таки вставать надо раньше. Они нам сказали Салям Алейкум, осмотрели своих пчёл и пошли к источнику с сотней баклажек, видимо, вода здесь очень хорошая.
Чтобы выйти на маршрут, мы прошли между ульями и я опять удивилась миролюбию турецких пчёл – оба раза мы располагались близко от них, ходили рядом, спали около их домиков, а они на нас не реагировали.
По поводу маршрута должна сказать, что вчера нас направили неправильно и только благодаря этому мы получили удобную ночёвку.

На самом деле, перебравшись через перелаз возле родника, нужно идти по той же стороне, потом снова перелезть через перелаз и только там находятся метки.
Маршрут идёт через лес, дорога покрыта мелкими камнями, ноги по ним скользят. Встретили двух немцев, пообщались на неизвестно каком языке. Славу не редко принимают за немца, но на этот раз попались сами немцы!
После леса началось пространство, поросшее травами. Везде водозаборы и шланги. Пришли в Бейчик, в котором много отелей для туристов – какое счастье, что мы не дошли сюда вечером!
Нашли магазин – очень бедненький. Но там йогурт нам на завтрак и бублики. В дорогу отсюда смогли взять только хлеба и воды – больше купить нечего. Основной ассортимент – вино-кола-дорогие печенья и колбаса – она диковато дорогая в Турции.
После Бейчика метки свернули в негустой лес, в котором Слава дразнил цикад. Оказывается, если поднести к пилящей цикаде палочку, она замолкает. А если поднести второй раз, то она улетает с невероятно человечески недовольным огрызанием, бурчанием и бормотанием. Недовольство цикада выражает низким голосом, раскатисто и злобно. Нас это, конечно, забавляло.
После редколесья тропа переходит в грунтовку, а потом лес становится выше и немного прикрывает от жары. Мы шли-шли и вдруг оказались перед калиточкой. Пройдя за неё оказались в саду с персиками с яблоками. Поудивлялись и завидели длинную аллею платанов. Платаны – это вода и скоро мы действительно вышли к реке в тени густых деревьев. Возле ветхого домика на берегу мы умылись, набрали родниковой воды и отдохнули.

Дальше тропа вела через сады и виноградники. Здесь росли инжир и гранаты, жаль только, что не спелые. Вокруг тишина и пустота, ни одного человека не видели. Вдоль дороги проходят шланги, кое-где сочится вода, на безводье её можно набрать. Растут гигантские кактусы и когда я подошла рассмотреть поближе, на мне тут же оказались его мелкие как пух колючки.

Виляя вместе с тропой, мы вышли на асфальтированную дорогу. В этом месте есть удобное чешми и мы набрали воды во всё, что у нас было в пути – 4.5 литра.
Отсюда надо идти вправо и искать метки с другой стороны дороги. Дальше тропа идёт через лес и вдруг упирается в крепкую калитку. Мы уже почти привычно в неё прошли, снова пересекли лес, и вдруг оказались на дороге, усеянную ресторанами. Кроме них там вообще больше ничего не было! Тут же текла мощная река и вся она терялась в рыбных заведениях, вращая мельницы, стекая по искусственным водопадам и подпрыгивая в фонтанах.
На вопрос о магазине, нам ответили, что такого здесь нет. Может он и есть, но следуя меткам его не найти. После жаркого перехода река завораживала и я ныла, что хочу купаться… На это Слава мне отвечал: – Где купаться? В рыбном ресторане?! Чтобы за хвост и на сковородку?
Возможности подойти к воде действительно не было, но я ныла, потому что не хотелось отходить от реки. Скоро оказалось, что мы идём недалеко от русла, просто на много выше по лесу. Мест для палатки здесь много, но редкий лес пропускает Солнце, поэтому жарко.
Тогда мы сделали сокращёнку и оказались на вполне удобной грунтовой дороге, и даже с метками. Река текла совсем рядом – только метров на 10-15 ниже и мы решили поискать место для спуска. Это оказалось непросто – стены ущелья совершенно отвесные. В одном месте Славе удалось сползти по осыпи, но внизу не нашлось двух квадратных метров для палатки и поэтому мы пошли дальше. Кстати, внизу он нашёл много камней с метками – возможно, когда здесь делали дорогу, помеченные камни слетели вниз.
А скоро мы увидели, что река кончилась! Вроде только была – и уже внизу только сухие камни. Где-то она резко уходит под землю, поэтому мы вернулись и снова стали искать.
Найдя ещё один оползень, снова полезли вниз. Возле воды приятно и сумрачно. Каньон здесь шириной и высотой метров 15, поэтому кажется узким. В нём повсюду растут платаны, почти не пропускающие Солнца. Вода разливается озерцами, журчит на стремнинах, создаёт водопадики или деловито бежит по камням. Мы исследовали оба её берега и наконец нашли небольшую площадку почти у самой воды.
Узкие берега завалены разнокалиберными камнями и мы с полчаса таскали небольшие камни и гальку, чтобы выровнять место под палатку. Ещё нарвали высокой травы и тоже подстелили, получилось приятно.

Когда мы всё это делали, поверху прошли два пожилых турка, и пока я пугалась, Слава помахал им рукой, и они тоже помахали и заулыбались. Когда они шли обратно, то уже сами подошли к краю, чтобы помахать.
Хотя было всего часов шесть вечера, в каньоне стало почти темно. Почему-то именно в сумерках стало слышно, как иногда с отвесных стен летят камни. А ещё, когда мы наконец закончили обустройство, вода в реке начала прибывать! Я старательно прочистила русло и течение изменилось, отойдя от берега, но позже воды опять стало меньше.
После ужина залезли в палатку, прячась от малочисленной мошкары. Вода рядом иногда странно взбулькивала. Возможно потому, что недалеко на горе на поверхность выходит природный газ, может он и здесь находит выход, только в воде.
Мы лежали, глядя вверх через москитную сетку, и вдруг большой чёрной тенью над нами пролетела сова. Это было очень красиво – она скользнула классическим совиным полётом без единого шороха, восхитила и растворилась во тьме.
Ночью было прохладно и спать укрываясь, было прекрасно.