Грузия-Турция 2013. Ликийская тропа. Сова, огни Химеры, Чирали

Наблюдения за совой, огни Химеры и Чирали
08.07.2013

Утром наше место у реки выглядело ещё прекрасней, чем с вечера. Золотистый свет проникал сквозь резные листья и ниспадая в журчащую реку, темнели сосны, чуть колыхались редкие травы. Здесь царили свежесть и прохлада, а наверху нас ждал зной. Было уже 11 часов, когда мы упаковались, но всё ещё не трогались в путь – в этот день мы сходили с гор к морю и можно было не торопиться.

Из-под платана так не хотелось уходить, что я предложила переждать в этом месте ещё пару часов, иначе мы оказывались на жаркой дороге в самый полдень. Слава тут же согласился! Мы достали свои коврики, постелили под деревом, достали чтение и только я начала читать, как Слава сказал: – Ой… Я вижу сову!
И действительно, прямо напротив нас, на высоте 5 метров, в дупле большого платана под которым мы провели ночь, сидели прекрасная крупная сова и смотрела прямо на нас. Её взгляд был таким спокойным, как будто она смотрит на лягушек, копошащихся на берегу.

Осторожно-замедленно двигаясь, мы её сфотографировали, а потом поставили видеокамеру и стали снимать День Совы. Она то расчёсывала хвост, то чесала за ухом, то вертела головой, то потягивалась крыльями. Иногда она подрёмывала, а просыпаясь разглядывала нас. Мы уже двигались как хотели – сова совершенно нас не боялась. Она была у себя дома и вела себя по-хозяйски. Наверняка именно её я видела вчера вечером. Знать бы раньше – наблюдали б и ночью, но счастье, что вообще заметили.

Цвет перьев совы невероятно совпадает с цветом коры. Даже более светлые перья на грудке создают единый узор со стволом платана. Форма перьев и форма чешуек коры тоже оказались одинаковыми – мы целый вечер и утро были рядом, но не замечали соседства, и только улёгшись так, чтобы смотреть прямо в дупло, смогли её обнаружить.
Мы замечательно провели это время – было приятно лежать на берегу горной реки, в тени платана, осознавать, как знойно наверху и наблюдать за совой. Так прошло три часа. Только к 14 часам мы с сожалением тронулись в путь, постоянно оглядываясь на прекрасную сову.

Выбравшись наверх, мы перешли в удобном месте уже сухое русло и дальше начался подъём по негустому лесу. Тропинка узкая и проходит по краю ущелья. Мы видели глубокие ванны, созданные горным потоком. К ним есть труднопроходимая тропка, но мы не спускались, так как только недавно отошли от реки.
Дойдя до сетчатой загородки с козами, свернули по меткам вправо и стали ещё круче забирать в гору. Подъём был жарким, но длился всего час. Судя по просветам между деревьев, мы двигались к перевалу.

На горе Химера есть места, где из щелей выбивается газ. Турки его поджигают и зрелище пламени, танцующего на голых камнях, привлекает туристов. Мы не знали, как найдём огни если они не будут гореть, но надеялись на путеводные метки.
Ближе к вершине место стало страшноватым – среди нагромождений камней лежали обугленные деревья – как будто их дракон пламенем опалил. Вокруг неприятно тихо и казалось очевидным, что здесь живёт чудовище Химера.
На самом верху горы возвышается большой тур, сложенный их камней, а за ним, на склоне справа мы увидели ямки, и в них – огни! Горело штук шесть ямок и зрелище это довольно странное – голая скала и языки пламени. Одну ямку Слава даже поджёг сам.

Место по-своему красивое. С высоты видно море, лес, горы. В другой стороне возвышается Тахталы – похоже, мы всего полкилометра не дошли до вершины. Тахталы возвышается голыми склонами над стеной зелёных деревьев и выглядит привидением. Всё это на фоне голубого неба, а небольшие облака добавляют тех горизонтальных чёрточек, которые делают картину совершенной.

Мы не удержались от эксперимента и пристроили кипятить чайник на подземном гоне. Вода закипела быстро и мы пили чай с грузинской мятой, оглядывая с высоты чудесный турецкий пейзаж.

Дорога вниз очень жаркая, не прикрытая деревьями. Скалы имеют тёмно-красный оттенок, а под ногами скользит сыпуха. Немного ниже огней где мы сидели, есть ещё огни – побольше. А почти в самом низу начинается туристическая область и там огни оказались самыми большими.

Мы вышли на большую голую площадку, где много углублений и здесь огни Химеры достигают высоты человеческого роста, гудят и подвывают. Слава зажёг одну яму и огонь вспыхнул очень высокий. Ощущается сильный запах газа и легко понять, чем дышали пифии перед пророчествами в храме, находящемся чуть ниже. Сейчас от храма мало что осталось – буквально несколько каменных стен.

Дальше вниз ведёт древняя булыжная лестница. Она хорошо выглядит, но неудобная – каждая ступень на столько широкая, что шаги приходится делать неравномерные, поэтому легче идти по протоптанным рядом тропинкам.
Навстречу нам поднимались туристы и вид у них был очень запаренный. Некоторые спрашивали – где же уже эти огни?! И мы их подбадривали, говоря, что уже близко. Лестница длиной километр и учитывая уклон, взбираться на неё непросто.
А внизу оказались ожидаемые деньгопросы. Я ещё понимаю, когда платят те, кто поднимается на гору, но почему должны платить мы, прошедшие для этого часть Ликийской тропы? Глупо платить на выходе, но пришлось. Цена – по 4,5 лиры.
В начале лестницы лес превращён в парк, есть вода и туалеты. Павлин летает по крышам и интересно покрикивает. Есть дорогие кафе, а на самом выходе чешми, из которого нам почему-то советовали не пить.
Пройдя некоторое время по дороге, мы вошли в посёлок Чирали и первым повстречали автомат с ледяной водой – бесплатный, как это здесь иногда случается.
Мы уже давно не ели и я вспомнила, что мы ещё не пробовали местные лепёшки – гезлеме и только об этом сказала, как появилось кафе с надписью – Гезлеме. В тени большого навеса мы устроились на постаментах с диванчиками в турецком стиле. Рядом по гранатовому саду бегали куры и петухи. Турчанки при нас испекли гезлеме – лепёшки 25 на 30 сантиметров с сыром. Напоминают по вкусу суховатый блинчик – сытный. Цена – по 5 лир и к этому ещё салат.

Мы спросили, где найти кемпинг, а нам предложили лучше устроиться бесплатно на пляже. Но мы решили, что всё-таки хотим в кемпинг, где есть вода, туалеты, Интернет и магазины.
Шли долго, мимо многочисленных отелей и пансионов утопающих в зелени и тени. Центр Чирали очевиден – состоит из рядов маленьких магазинов. Здесь мы купили фрукты с бортовой машины – на лиру-две дешевле, чем в этих же в магазинах. А потом нашли поворот с указателем, где значился кемпинг, и свернули к морю.

Метрах в 100 от моря оказалась территория, где стояло несколько одинаковых палаток. Решив обойти кемпинг, мы двинулись дальше, но со двора нам замахали турки, мы вошли, поговорили и поселились.
За сутки с палатки запросили 30 лир. Но пока мы, как всегда, хлопали глазами, сбросили до 25.
Палатку поставили в апельсновом саду. Недалеко находятся душ, туалет и кухня с плитой, кастрюлями-сковородками, посудой и холодильником. Здесь есть даже Wi-Fi и разгуливают смешные попрошайки куры. Через дорогу хороший магазин, а сам кемпинг не имеет забора – только какие-то трубы его огибают. Но в Турции оставлять палатку не страшно.

Приняв душ, мы пошли к морю. Его берег покрывает разнокалиберная цветная галька. В вечернем свете красиво возвышается подсвеченная розовым Тахталы. Людей мало, поэтому тихо.
Вернувшись в кемпинг, мы попробовали лечь спать, но из этого ничего не вышло, потому что вокруг разливалась страшная жара – ни единый ветерок не колыхал воздух, было парко и влажно.
Из-за близости людей и дороги нам пришлось поставить тент, так что и проветривание было очень слабое. Сидеть же вне палатки было невозможно из-за комаров. А тут ещё пришёл кот под самую стенку, стал чесаться и её трясти. Следующим прибежал ёж и стал наворачивать топающие круги. А после часа ночи приехали соседи и долго галдели. Мы же лежали, не спали и потели…. Наконец не выдержав, сходили в холодный душ и полуоткрыли тент. Только во второй половине ночи нам удалось наконец-то уснуть. После прохладных ночей в горах, я была в ужасе от липкой жары побережья.