Грузия-Турция 2013. Ликийская тропа. Замшелый лес, кедры

Замшелый лес, горные воды и кедры
06.07.2013

Утром встали рано и было наслаждением умываться на краю обрыва, поглядывая, как пчёлы рядом мирно пьют воду. Чай-кофе, кофе-чай и не оторваться от созерцания гор – таким было это утро. Ёлки долго закрывают площадку от Солнца и мы прекрасно провели время в их тени.
В 10 часов мы готовы были тронуться в путь, но тут цикада села так низко, что можно было за ней наблюдать и снимать, поэтому мы снова застряли.

С этого места дорога начинает круто подниматься и проходит через замшелый лес – я ещё никогда такого не видела. С сухих еловых лап свисают зелёные серо-дымно-пыльно-зелёные бороды. Камни тоже покрыты мхом и выглядят наблюдающими созданиями. Вообще весь лес имеет единый странный цвет – серые стволы, иголки не тёмно-зелёные как фикусы, и не светло-зелёные как трава, а как будто нарисованы слабым карандашом. Здесь очень мало птиц и слышны только цикады. Ощущение пустынности и нелюдимости, но и сказочности тоже.
Попадаются могучие сосны в три обхвата и ещё к ним добавились кедры.

Дорогу указывают метки и туры. Вокруг очень жарко, но к счастью лес достаточно густой и высокий, чтобы не пропускать прямые лучи Солнца. И это при том, что лес находится на высоте 1300 метров и температура воздуха по сравнению с температурой на побережье понизилась уже аж на 10 градусов! Лес закончился внезапно и мы вышли на большое открытое плато. Оно почти пустое, а единичные деревья только усиливают пустынность.

Продолжая подъём, мы заметили вдали зелёную ленту лиственных деревьев и поняли, что там должна быть вода. Когда подошли ближе, то увидели, что действительно это чинары и вокруг них – вода. Именно вокруг, потому что среди россыпей камней журчали сотни струй! Во многих местах крепко пахло мятой и скоро я набрала её большую охапку.
Мы сделали привал под большим платаном – насладиться холодной водой, и нашли водозабор – со шлангами и плотинами.
А когда двинулись дальше, то заметили множественное появление огромных, очень объёмистых деревьев, с совершенно другой хвоей и шишками, растущими вверх. Тогда до нас наконец-то дошло, что это кедры. У них необычная для нас форма кроны – особенное расположение веток создаёт ощущение ярусов. Всё это вместе – склоны с текущими родниками, серые скалы, бархатистые ёлочки, огромное небо, колоннады гигантов – создают атмосферу незнакомого дикого мира.

Чем дальше мы поднимались, тем больше становилось кедров, а к ним ещё добавились острые зубы растущих вверх каменных башен и это очень красиво! Природа за один сегодняшний день изменялась несколько раз и хотя подъём не прост, открывающиеся виды отодвигают не только напряжение, но и даже жару.
Пространство между гигантами занимают нежные ёлочки, из-за своей симметричности выглядящие как игрушечные, а можжевельник вплетает свой оттенок зелёного, так что серый склон выглядит богато и почти роскошно.
Здесь так круто, что почти негде ставить палатку – только в одном месте мы увидели расчищенный квадрат с кострищем, которое в сезон может быть занято.
За перевалом встречаются каменные башни огромных размеров, а в конце спуска показалась большая круглая поляна. На ней множество кострищ и видимо здесь останавливаются группы. Место очень жаркое – нет ни деревьев, ни тени. Зато недалеко находится ферма, где наверняка есть родник и вода. Мы туда не заходили, потому что набрали воды в родниках. Само место называется – Чекуль-яйла.

На этой поляне мы оставили рюкзаки и полезли по скалам искать геокэшерский тайник. Найти его оказалось очень не просто из-за неточно указанных координат. Взяли из тайника охотничьи ненамокаемые спички и положили магнит – украинский флаг.

Проходя мимо фермы видели корыто, в которое текла вода и слышали переговоры животных – от коров до осла. Налетело очень много мух и мы долго от них отмахивались, пока не отошли далеко от фермы.
Здесь метки пропали и мы никак не могли найти свою тропу. Наконец с фермы покричали и Слава сбегал узнать, куда ж нам идти. Оказалось, что идти надо туда, где на знаке указано – Тахталы. Только после трёх поворотов на дороге появилась первая метка.
Здесь тоже подъём и на нём растут кедры – один больше другого. Они сказочно огромные и притягивают к себе – хочется стоять рядом, гладить, восхищаться и удивляться.

Ветки крон расходятся горизонтальными полочками и выглядят этажами большого дома. Каждый кедр занимает своё пространство, а небольшие промежутки заполняют ёлочки – хорошо им живётся в стране, где нет праздника уничтожения хвойных.
Жара продолжалась, но этот день, который по описаниям должен был быть очень тяжёлым, таким почему-то не являлся. После первых дней однообразия полная смена пейзажа и появление совершенно новой природы отвлекает от подъёма полностью, а ещё как-то незаметно ушло сравнение с Крымом. Да и физически, не смотря на подъёмы, становилось всё легче. И я уже не преодолевала путь, а сливалась с окружающим миром, отмечала его малейшие детали, слушая, любуясь и прикасаясь.

Чем выше мы поднимались, тем чаще попадались карстовые воронки – это такие плоские поляны, окружённые острыми валунами. В воронках попадаются кострища – в них укромно ночевать, но до воды далеко.
Из нового появились невиданные красные цветы – их хотелось называть созвездиями. А к 15 часам мы достигли перевала. Здесь нам пришлось идти по горячему плато, на котором не растут деревья, зато видна голая спина Тахталы. За перевалом кедровый лес продолжался и я постоянно сбегала с тропы, перебегая от одного дерева к другому.

Сделали привал возле дедушки-кедра – именно так он выглядел. На этой высоте мы сбросили 14 градусов и при температуре 25 мне даже казалось слегка прохладно.
Появились облака – они пробирались между деревьев совсем невысоко и иногда мы в них попадали, ощущая перепад температур. Когда проходишь через облако появляется запах – водно-холодный. И ещё облако можно увидеть на тёмном фоне – в нашем случае, на фоне чёрной накидки рюкзака. Белая пелена изгибалась, и протягиваясь прозрачной дымкой, исчезала. Теперь понятно, почему в этом лесу так много лишайников и мха – его питают ползающие по лесу облака.
В этом лесу странно со звуком – здесь полностью тихо и звуки как будто глушатся стенами комнаты. Даже появляется лёгкая жуть от заколдованности места.
С потерей высоты стали преобладать сосны и появилось много лежащих сухих деревьев. Лес здесь кажется неприветливым, иногда как будто распахиваются невидимые окна и тогда жар обдаёт тело, а воздух становится сухим и знойным.
Спуск крутой, сыпучий, идти надо осторожно и медленно. Трекпалки здесь основное спасение.
А ещё ниже мы услышали громкие разговоры и скоро увидели источник, текущий в деревянную колоду. Возле него стояло человек 20 галдящих турков, а с другой стороны подходил человек с ружьём и с ним штук 50 коз, галдящих не меньше.

Турки предложили нам кока-колу, но мы отказались – после горных ручьёв химия в горло не лезла. Нам показали, как пройти на дорогу – оказалось, что опять через огородик. А выйдя из ворот мы пошли по грунтовке и Слава начал высматривать место ночёвки. Но везде склоны и трудно найти ровное место.
И тут Слава засёк пчёл – а там где пчёлы, там и вода. Ульи оказались в тени сказочно огромного платана и под ним нашлась абсолютно ровная площадка. Воды у пчёл не было, только корытца-поилки, но до родника здесь всего метров триста.
На площадке стоял небольшой бортовой грузовичок и в него рассаживались те, кто галдел около родника. Слава оставил меня там, а сам пошёл искать тропу, потому что маркировка опять пропала.
Пока он ходил, ко мне подошёл турок и сказал, чтобы мы, когда они уедут, поставили здесь палатку, потому что тут тенисто, ровно, прохлада от дерева и вода рядом:
– Мы уедем, а вы оставайтесь! Вы откуда? Из России? Из Украины?
О, Украина! Мир-дружба!
Тут и Слава пришёл и сказал, что невозможно меня одну оставить – тут же кто-то меня находит. Когда же я ему наш разговор передала, удивлялся, откуда я всё понимала. А я действительно понимала абсолютно всё – немного было знакомых слов, немного интуитивно, а что-то жестами. Уже не первый раз я быстро общаюсь с турками, при чём на очень отвлечённые темы и мы хорошо понимаем друг друга.
Компания на грузовике предлагала ехать с ними в Бейчик, а когда они уехали, мы устроились на скошенной траве, сделали себе чай и сварили суп из местного супового пакета.
Место здесь красивое, видна громадная гора Тахталы, а прекрасное дерево создаёт микроклимат. Только этим утром я осознала, что в Турции мне ни разу не пригодилась кофта, как скоро под деревом стало так прохладно, что я впервые её надела. Высота здесь – 1250 метров над морем.
Мы ужинали, смотрели по карте на пройденный нами маршрут и только удивлялись, как сначала влезли, а потом спустились с него. Отсюда дорога лежала уже только вниз – высокие точки нашего похода закончились.