Грузия-Турция 2013. Ликийская тропа. Плутание по меткам

Плутание по меткам
04.07.2013

На утро у нас уже не осталось ни хлеба, ни печений и за завтраком это ощущалось. Место нашей ночёвки оказалось великолепным, чуть ниже по течению мы нашли глубокие ванны, где и купались утром.
Раньше, в пустом селе, мы видели вдоль дороги площадки и кострища. Видимо, именно там ночуют группы, вынужденные искать места пошире. Нам же с одной палаткой годился любой относительно ровный клочок земли.

Наконец, двинувшись дальше вверх по руслу, мы увидели пару меток и пару туров, но на этом всё и закончилось. Немало пришлось поискать по жаре, пока наконец снова нашли дорогу. Как только появляются первые туры, нужно внимательно смотреть на другую сторону в поисках таких же туров и там карабкаться вверх. Склон очень крутой и сыпучий, ползти приходится на четырёх.

Дальше склон тоже крутой, лесистый и надо идти траверсом, но зато много меток. Наверху мы оказались на грунтовой дороге для машин. Там нужно повернуть налево, при чём об этом сообщала только стрелка, выложенная из деревяшек на обочине.
Пройдя немного, мы обнаружили сетчатый забор и перелаз. А перебравшись, оказались в гранатовом саду. Маленькие красные гранаты манили необыкновенно! Но оказывается, гранаты по мере роста сначала зелёные, потом красные, потом опять зелёные и снова красные. Только после этого они начинают наливаться, а зреют аж в октябре.
В саду следы сразу потерялись и мы осторожно шли в междурядьях. Как вдруг между гор покатилось громкое: «Аллё, аллё!» Мы сначала не поверили, что это нам, но вскоре увидели машущего руками человека. Он указывал куда идти и как только мы выбрались на дорожку и подошли к нему, сразу повёл во двор – как будто мы к нему шли.
Неожиданно человек заговорил на русском, хоть и с акцентом. Во дворе он пригласил нас присесть и отдохнуть, а недалеко сидела большая турецкая семья, в основном, мужчины.
Двор красивый и зелёный. Светлые деревья дают ажурную тень, всё завито виноградом, розы цветут. Есть кран и камин. В огромной будке лежала огромная собака, смахивающая на кавказца. Из-за лохматости и жары она лаяла на нас лёжа на боку, лениво, но грозно.

Подошёл хозяин и предложил передвинуть стол в более тенистое место. Ещё он принёс тарелочку с абрикосами – это было счастье, давно мы уже фрукты не ели. Переводил встретивший нас мужчина – оказалось, туркмен. Его зовут Ахмет и он уже три года работает здесь охранником, садовником, помощником. Он рассказал, что у хозяина 4 гектара сада, что гранаты вырастают по 700 грамм. Что туристы ходят до середины мая и потом уже с сентября, а летом перерыв. Мы узнали, что туристы из СНГ ходят в основном весной и в ту же сторону, что и мы, а иностранные – осенью и в обратном направлении. Что в этом году было много групп из Украины, а последняя группа здесь прошла около трёх недель назад.
На этой территории можно поставить палатку, с завтраком и ужином за 25 лир. Но здесь явно не перекармливают и места под палатку на солнцепёке. Если же поселиться в доме, то это стоит 50 лир.
Ещё оказалось, что именно это Гейнюк-яйла! По карте это совершенно непонятно. Магазинов и здесь нет, но можно хотя бы набрать воды. А ночевать за деньги в прекрасных горах я смысла не вижу – мы прекрасно переночевали на реке. Ещё здесь есть вышка, поэтому хорошая мобильная связь. И тут мы видели, как мужчина опрыскивал камни из пульверизатора – оказывается, это государственная программа по истреблению комаров.
Хозяин имеет магазины в ближайших городах и богат. Здесь у него и его родственников – дачи.
Мы спросили, можно ли купить хлеба. И Ахмет, поговорив с хозяином по-турецки, сказал, что принесёт нам еды, а заплатим мы – сколько посчитаем нужным. Как будто мы знаем сколько нужно!
Ахмет принёс два замороженных турецких батона, объяснив, что на жаре хлеб быстро портится, а после разморозки как свежий. Ещё принёс по два больших огурца, два перца, два куска солёного сыра величиной с мой кулак, грамм триста зелёных оливок, килограмм слив и три картошины по моей просьбе – для супа из брикета. Слава дал за это 20 лир, что, конечно, много – мы это по лицам увидели.
Хозяин подержал деньги и отдал их девочке лет девяти. Она стала с ними прыгать и подарила мне розы.
Когда мы уходили, хозяин крикнул нарвать для нас алычи – уже слегка переспелой и туркмен с девочкой нарвали килограмма два.
Ахмет провёл нас до тропы – найти её здесь очень сложно, потому что метки стёрлись или совсем заросли. Мы интересно поговорили, он рассказывал, что его хорошо знают в Интернете и ему приятно с кем-то поговорить, узнать какие-то новости.
Попрощались возле подъёма и немного пройдя, сели и съели всю алычу, потому что она была такая спелая, что долго её не пронести. Здесь попадаются клещи и нужно быть внимательными.

Дальше шли то вниз, то вверх, а потом стали круто карабкаться, придерживаясь знаков. Идти жарко, тянется сухое русло в котором ярко цветут кусты.
Нашли указатель во все стороны и свою метку, от которой с дороги сходить вправо. Отсюда надо всё время следить за метками, потому что идти надо траверсом, не сильно сбрасывая высоту.
Попались деревянные нежилые домики. На деревья рядом красиво залез виноград. Здесь мы посидели и остыли в тени. Сюда от Гейнюк-яйла шли час.
Идя по грунтовой дороге, нашли речку, в которой прекрасно искупались. А метров через 50 слева увидели цементный бассейн – явно для пожарных запасов, и почти напротив него – родничок, который можно и не найти, так сильно скрывает его трава. Вода холодная и вкусная.

Идя дальше по меткам, прошли мимо хутора где никого не было, только собаки гавкали. Дальше ещё были домики, и крупные собаки передавали нас друг другу, провожая и немного пугая. Метки всё время заводили в невысокие лески, хотя у нас сложилось ощущение, что это сокращёнки, потому что мы часто пересекали серпантинную дорогу. Сегодняшний день не был трудным по высотам, но таким же жарким.
Наконец, поднявшись по склону, мы оказались на приятной обзорной площадке. Была даже мысль здесь заночевать, но было всего пять вечера и мы пошли дальше, о чём потом пожалели. Но ведь мы надеялись найти хоть какой-то источник.

Спускаясь, мы искали родник, но так и не нашли. Знак на развилке показывал, что до Гёдельме километра четыре, но мы пошли по меткам и зря. По дороге мы дошли бы быстрее, а ничего интересно в этой части Тропы не было. Она здесь узкая с очень колючими кустами. Когда их листья высыхают, то становятся твёрдыми кинжальчиками и очень утомляет всё время уворачиваться и чиститься.
Только в конце начались сосны, а скоро мы поняли, что реку найти не удастся – попадались только её сухие следы. Тогда мы стали искать место для палатки, но место здесь горное и ничего подходящего не попадалось. Наконец на повороте дороги появился странный отворот с большой площадкой, которую турки зачем-то ровняли. Отвалы образовали небольшое прикрытие и там мы решили остановиться.
Здесь рос колючий бурьян и тогда мы нарвали много высокой зелёной травы с шариками из которой сделали мягкую подстилку. Растения оказались очень ароматными и так смягчили каменистую землю, что спалось даже мягко.

Мы роскошно поели закупленными припасами и гороховый супом. Комаров не было, на ночь поставили тент – потому что дорога здесь совсем рядом, и нормально выспались.