Грузия-Турция 2013. Ликийская тропа. Гёдельме - Яйла-Кудзере

Гёдельме - Платаны - Яйла-Кудзере - река и прекрасная ночёвка
05.07.2013

Утром пришли в Гёдельме, где прикупили продуктов в магазинчике в центре села напротив мечети, а воду можно набрать из источника рядом. Пока мы завтракали за столиком возле магазина, появились две очень древние старушки, устроились рядом и с интересом нас рассматривали. Мы вежливо поздоровались, а когда стали уходить, они заулыбались и замахали нам сухонькими ручками. До сих пор интересно – какой сложилась их судьба в этой крохотной деревушке? Кстати, в этой части Турции здороваются – Салам-Алейкум.
Мы знали, что в Гёдельме растут древние платаны и моего турецкого даже хватало спрашивать к ним дорогу: «Чинар нэрэде?»
Пройдя до конца посёлка, мы оказались на узкой улице, вдоль которой и растут огромные платаны – по-турецки чинары. Из них не меньше десяти около-тысячного возраста. Возможно, они видели ещё древнюю Ликию и ликийцев. Мы искали самый большой и самый старый из них и каждый следующий казался именно ним.

Деревья эти удивительные – необъятные, мощные и одновременно светлые, ясные. Никто их никогда не подрезает, как это делают у нас (в Херсоне местные власти ужасно калечат деревья), поэтому растут они вольно и живут долго.
Наконец подошли к чему-то такому необъятному, что поняли – это и есть самый древний чинар, которому полторы тысячи лет. Под ним продавались финтифлюшки – сюда привозят туристов. В рассеянном свете под этим деревом у меня не получалось сделать фотографии! Почему-то они получались размытыми и нечёткими, может здесь дымка какая-то.

Дальше на перепутье метки теряются, а поворачивать нужно налево. Подъём приводит в сосновый лес. Запах от сосен – очень сильный, жара – огнедышащая. Одинокое облако своим беспомощным видом только подчёркивало горячее томление.
Дорога грунтовая, удобная, степень подъёма изменчивая. Высота здесь 870 метров над уровнем моря. Видели много мест, где когда-то была вода – это выглядит нагромождением валунов, между которыми цветут кусты белым и розовым. Турки разбирают всю воду, хозяйственно её используя, но почти ничего не оставляя горам. Только один раз мы нашли крохотный родничок, в котором умылись, но не рискнули набрать воды, потому что в его лужицах плескались мелкие червячки.

Видели скатывающихся налегке велосипедистов и машину с велосипедами, едущую наверх. Это здесь такое платное развлечение – завозят с прокатными велосипедами повыше и пускают в свободное качение вниз.
Отвороты есть, но метки ведут нормально. Стала видна гора Тахталы, маленькие островки снега на ней и канатная дорога. На широкой площадке отдохнули и было видно, что здесь многие отдыхают.

К 13 часам дошли до посёлка яйла-Кудзере. Сначала стали попадаться шланги, а потом я завидела светлую листву платанов. В Турции они стараются расти у рек, поэтому их появление – всегда радость. И действительно – мощный источник стекал по скале и устремлялся вниз, а вокруг его окаймляли кусты и платаны.
В Яйла Кудзере мы внимательно следили за метками, как вдруг одна из них оказалась на калитке во двор. Мы постучали по банке на заборе – никто не появился. Мы ещё немного постучали, а потом Слава заглянул за забор и увидел, что метка есть и с той стороны калитки и это значит, что через неё проходит маршрут! Тогда мы открыли калитку, прошли мимо дома через чей-то сад и вышли в открытые ворота на улицу. В этом месте Тропа проходит сквозь чей-то двор! Турция во многом приятная и открытая страна.

Улочка посёлка чистая, аккуратная, домики расположены террасами. Навстречу появились мужчины и старички в белых рубашках, идущие из мечети, и мы даже с ними заговорили. Как всегда, турки быстро наговорили много непонятных слов, на которые мы отвечали только – «эгеее…». Наконец одного осенило спросить про хариту – карту, и по ней указал направление. Мы спросили про магазин и оказалось, что такого здесь нет. Потом стали спрашивать сколько километров до воды и в ответ получили поток слов. Оказалось, что здесь вся улочка в воде – чешми попадаются аж до мечети, возле которой чешми только ещё обустраивалось. Мечеть, кстати, так недавно построили, что она ещё даже не была облицована.

А потом сразу начался очень крутой подъём под солнцепёком. Мы медленно тащились и когда уже совсем перегрелись, обнаружили то, что боялись пропустить – горную реку. Оказалось, что её нельзя пропустить – она большая и грохочущая.
Спуститься к воде можно с любой стороны моста, но лучше после него свернуть налево. Там труднее сползать, зато есть глубокие ванны. Рюкзаки мы спустили всего на метр, поставили на удобный камень, а сами полезли ниже. И только я собралась раздеваться, как подъехала машина и люди из неё стали смотреть вниз, беспокоясь, не случилось ли чего – а то рюкзаки валяются! Слава им помахал, они поулыбались, помахали в ответ и уехали.
Тогда я наконец разделась и плюхнулась в воду – холодную до обжигания! Смыть пот, охладиться, остыть – это было наслаждение! Даже Слава решился залезть в холодную воду.
Над водой летали большие стрекозы – их крылья не прозрачные, а разукрашены яркими изумрудно-синими пятнышками, полёт у них странный, порхающий и сначала я даже подумала, что это какие-то птички.
Наконец мы снова пошли по дороге. Здесь метки изменились – они попадались редко, зато стали очень большими, а иногда вместо них нарисованы стрелки. В одном месте прошли через лес и снова вышли на дорогу. Идти жарковато, потому что подъём крутой и после обеда заливается Солнцем. Но с каждым днём идти было всё легче – похоже, втянулась в ритм.
Мы приближались к стене Тахталы. Было удивительно, что она уже так близко и растёт почти рядом.

В одном месте дорога круто свернула вправо, а слева мы заметили ещё небольшой отворотик, пройдя по которому увидели, что это тупик, обрывающийся крутыми скалами. Здесь обнаружилась прекрасная ровная площадка, кострище, ульи и шланг с водой! Под шлангом – корыто с еловыми лапами, пчёлы садились на них пить воду. А по периметру площадки посажены молодые шелковицы, мы даже съели пару белых ягод. Здесь будет рай, когда деревья поднимутся и создадут тень, но и сейчас здесь замечательно.

Вид на Тахталы и на скалы был прекрасным. И пока я думала, может здесь остаться, потому что было уже около шести вечера, как оказалось, что Слава уже выбрал место под палатку!
И мы решили, что пусть ещё рано, но такое удобное место для палатки, с водой и видами мы вряд ли сегодня найдём. Палатку решили поставить позже, а пока сидели и пили чай, наблюдая за горами и облаками. Забавное облако вертелось то по склонам Тахталы, то над вершиной, пока вдруг не растаяло.
Когда мы начали варить ужин, то услышали, что к нам идут козы. Их колокольчики были слышны издалека, но мы не ожидали, что они придут прямо к нам. Вслед появились дедушка, бабушка и их пёс, и на площадке сразу стало шумно и толкотливо. Пока Слава здоровался, я спешно натягивала штаны поверх коротких шорт. Дедушка степенно разговаривал и уже не первый подумал, что мы немцы и вставлял немецкие слова.
Он дал посмотреть на гору в большой бинокль, а потом сел на склоне и следил за козами, разбежавшихся по горам. Тут пришло время бросать в воду спагетти и бабушка, увидев как я их воткнула в воду, подошла и стала ломать их, показывая, как надо варить спагетти!
Кстати макаронные изделия в Турции хорошие, мы их заправляли консервированными баклажанами или фасолью в соусе и получалось вкусно. В этот день у нас на ужин было почти всё турецкое – спагетти, фасоль, огурцы, перец, хлеб, кофе, лукум, печенья! Только сванская соль и чай были грузинскими.
Тут дедушка появился из-за горы и я его угостила лукумом. Он поблагодарил по-немецки, а я ему рассказывала, какая красивая Турция, какое море и горы! А он улыбался и кивал.
После того, как все ушли, мы устроили купанье, головомойку, стирку, бритьё. Наконец поставили палатку, а потом сели и стали любоваться, как вечерние цвета раскрашивают гору. Тахталы сначала стала розовой, а потом как большой серый слон. Далёкие горы в темноте были похожи на волны и можно было поверить, что мимо нас катит волны гигантский океан. На горизонте появились разноцветные полосы, а вечерний ветер принёс прохладу – мы находились на высоте 1140 метров.

Было так красиво, что я подумала о том, как каждую ночёвку решаю – вот, это самое красивое место в нашем походе! Но следующее оказывается ещё удивительнее, хотя сравнивать их невозможно. Ночёвки у бирюзового озера, на берегах рек, на вынесенной над склоном площадкой – все они безлюдны, необычны и прекрасны.