Грузия-Турция 2013. Батуми - переход Хопа - Трабзон

ТУРЦИЯ

Батуми - переход Хопа - Трабзон
26.06.2013

Путешествие 2013 года мы составили из двух стран – Грузии и Турции. Эти страны граничат между собой и не требуют платных виз для въезда на свою территорию. Поэтому закончив трёхнедельное пребывание в Грузии, мы отправлялись в такое же трёхнедельное путешествие по Турции.
Пересечение границы совершали с окраины Батуми через переход Хопа, и такого простого перехода мне ещё не приходилось видеть.
С Грузинской стороны прохождение паспортной процедуры заняло минуты две, а на турецкой границе на каждого из нас пограничники выделили по полминуты. Потом наши рюкзаки проехали по конвейеру и таким образом, со всеми очередями и разглядываниями, мы сменили страну меньше чем за 15 минут.
Интересно стоять и смотреть на небольшую площадь между странами. С грузинской стороны поблёскивала куполом церквушка, с турецкой устремлялся в небо стройный минарет. А между ними полосочка берега и синева моря, и белые чайки, и юркие рыбы, даже не подозревающие ни о каких границах и вероисповеданиях.
На песке, поперёк линии моря натянута верёвочка с табличками, сообщающими, что здесь проходит черта, разделяющая государства, поэтому просьба – её в этом месте не пересекать.

Отойдя метров триста, мы заняли автостопную позицию. Машин здесь очень, просто чрезвычайно много! Все они совершают какие-то сложные манёвры, уходят в туннели и появляются из них. Первая же машина провезла нас километров 18 в ближайший городок Хопа и водитель по дороге угощал нас холодным питьём.
Пока выбиралась из города я вдруг сориентировалась во времени. Здесь, в Турции, наше время снова стало совпадать с украинским и значит для нас день удлинился на час. Хотя, конечно, про это не подозревало Солнце.
Оказавшись снова на трассе, я стала что-то мудрствовать, показывая на сплошные и пунктирные линии на дороге. И пока я в них тыкала пальцем, рядом остановилась фура, по-турецки – тыр. Этот водитель всю дорогу слушал громкие турецкие песни и нам даже не пришлось его развлекать.
Следующая машина была легковой, с кондиционером, и мы ехали вместе не меньше часа. Здесь по правую сторону всё время тянется море, есть пляжи, искусственные бухточки с яхтами и домиками. Прекрасные турецкие дороги, ровные и гладкие, очень впечатляли после каменистых грунтовок грузинских гор. Мы просто летели по прекрасному асфальту, иногда с пугающей скоростью.
В городах, через которые мы проезжали, дежурили усиленные патрули полицейских, жандармы и даже военные. В этом году в Турции было неспокойно и нас даже склоняли сюда не ехать. Но мы понимали, что нынешние беспорядки совершенно не касаются туристов и акты недовольства жителей направлены конкретно против правительства.
Следующая шикарная машина привезла нас в Трабзон. Город Самсун, находится оттуда довольно далеко, и мы решили ехать в этот сколько получится. Здесь нам пришлось много пройти, потому что рядом располагался пляж, куда многие сворачивали, а потом ещё надо было пройти полицейского, кучу каких-то развязок и наконец мы зашагали вдоль длинного ряда машин. Скоро водитель большого железовоза нам приглашающее махнул и мы уже второй раз за день совершили самостоп. Турция – удивительная страна!
В этих местах мы видели очень много палаток и купающихся турок. Это было удивительно – у меня сложилось впечатление, что очень мало кто из них купается в своём море, но здесь купальщиков было довольно много, правда, и жара стояла неимоверная.
Проехав часа полтора, мы решили присматривать место для ночлега. Сначала подумывали о кемпинге, но уровень жизни, а соответственно и цены в Турции, довольно высоки для нас. Поэтому, завидев у дороги магазин, мы попросили остановиться и вышли, правда, с большим перелётом. Прикупив продуктов, пошли устраиваться на пляж, где были тут же приглашены на чай отдыхающей компанией турок. У них стояла большая кемпинговая палатка, стол, стульчики и привлекал внимание огромный походный самовара на дровах. Турки – большие любители чая, пригласили нас почаёвничать.

Предлагали поставить палатку рядом, но всё-таки это Турция и женщина в купальнике здесь – зрелище, поэтому после очень приятного общения мы отошли от них метров 150 и устроились так, чтобы высокие кусты прикрывали нас от дороги.
Стемнело, и я купалась в Чёрном море. Цветные камешки устилали берег как в Батуми, омытые водой, они переливались даже при лунном свете.
Потом мы ужинали перед входом в палатку, смотрели на огни в море и слушали песнь муэдзина. Было ощущение, что мы приехали чуть ли не в родные места – это было уже наше третье путешествие по Турции и встреченные люди, помогавшие нам в передвижении, угощавшие и принимавшие участие в наших делах, сделали эту далёкую страну близкой и даже немного своей.
Из близлежащего аэропорта часто пролетали самолёты. Они летели так низко и медленно, что было удивительно, как они не падают и их выдерживает воздух.

Первая наша ночёвка в Турции получилась в хорошем месте. С моря веяло прохладой и я старалась ею зарядиться перед переходом через горячие июльские горы. Будильник мы даже не ставили – утреннее Солнце жаркого берега быстро вытряхнет нас из палатки, а муэдзин с близкой мечети пропоёт лучше будильника.