Грузия-Турция 2013. Батуми и отъезд из Грузии

26.06.2013
В Батуми находится пешеходный переход из Грузии в Турцию. И пока мы ещё могли оставить вещи в гостинице, нам предстояло много дел.
В первую очередь мы отобрали тёплую одежду, которую решили отослать в Украину почтой. Обувь, штаны, термобельё, куртки, ещё какие-то мелочи – всё это потянуло почти на пять килограмм! В Турции нам предстоял переход через жаркие горы, и воды там мало – мы надеялись пополнять запас хотя бы раз в день, поэтому место одежды предстояло занять воде.
Отправить решили перевозчиком DHL, взяв его адрес из Интернета. Дом мы нашли, а вот вывеска нигде не висела и дверь была заперта. Это должно было нас насторожить, но поскольку до открытия было ещё пол часа, мы пошли погулять и посмотреть Батуми.
В это время людей на улицах совсем мало. Мы шли по району, прилегающему к морскому берегу, куда стекаются отдыхающие, поэтому всё было чисто и красиво. Дома разные – и старые, и новые. Везде пальмы, цветы, тротуары вымощены булыжниками.

Здесь я впервые увидела велосипеды, которые можно взять на прокат, оплатив это в стоящем тут же терминале. За 15 минут – 50 тетри. Мы и хотели бы взять, но инструкция на грузинском лишила нас этой возможности.
На большой площади, на высоченной стеле стоит фигура, держащая шкуру золотого барана. Повсюду дорогие отели, хотя и на обычных домах есть вывески о сдаче комнат.

Прошли через красивый парк с пышной растительностью, в который в вечернее время явно приходят развлекаться туристы, и, наконец, вышли к морю. Вода прозрачная и тёплая, пляж покрыт цветной галькой, а людей очень мало. Женщина-отдыхающая рассказала нам, что ещё два дня назад было очень холодно, дул ветер и море было мутное. И только сегодня стало тепло.

Мы помочили ноги и пошли обратно в DHL. Пришли – а там закрыто. Мы стояли, ждали и теряли время. Находится DHL в жилом доме в подъезде и вдруг из соседних дверей вышла девочка. Мы спросили её, когда их сосед открывается, и тогда она позвала маму. Мама вышла и сказала, что они давно переехали и на наше растерянное: – Куда? С неподражаемым грузинским акцентом ответила:
 –Нэдалеко, но вы не найдоте!
 –…Ммм?
 –Поэтому я вас туда отвезу.
 –..!!!
Такой приблизительно диалог с ней произошёл. Она посадила нас в свою машину и повезла. Ехать оказалось действительно недалеко, но очень извилисто. По пути она рассказала, что её бабушка была украинка и поэтому у неё к украинцам особое отношение. Каким образом она поняла, что мы украинцы, осталось невыясненным. А в ответ на вопрос она только улыбнулась и рукой помахала.
В DHL выяснилось, что посылок они не принимают, а только конверты с документами – по 25 долларов за пакетик. Пока мы растерянно молчали, девушка-служащая подсказала пойти на обыкновенную почту, которая оказалась на той же улице, где мы первый раз DHL искали – только через два дома.
Мы помчались и нашли обычную грузинскую почту. В слегка пошарпанном помещении эмоциональная служащая бурно с нами общалась, отговаривая сдавать посылку, потому что это так дорого! Потом оказалось, что у них не во что паковать и она сказала купить пакет побольше и его скотчем у них обмотать. Но в соседнем канцелярском магазине нам отдали коробку из-под бумаги, мы запихали туда свои вещи и получили 4,5 кило и очень раздутую коробку. Всё это – вес и объём, от которого мы избавлялись на вторую половину нашего путешествия. Потом, когда я паковала свой рюкзак, то очень это прочувствовала. Но стоило удовольствие дорого: 84 лари = 450 гривен, Слава при этом очень радовался.
После почты мы побежали в свою гостиницу. По дороге попалось много супермаркетов, где мы накупили продуктов для завтрака и ещё черешни, абрикосы – спелые и вкусные просто неимоверно! А ещё запаслись гречкой, которую я ни разу не видела в Турции и дальше тоже не увидела.
Быстро собрались за оставшийся час, и вышли из номера без пары минут двенадцать. Дальше нам нужно было добраться до границы и сначала мы получили неправильные сведения от работника отеля об остановке 101-го автобуса – где-то далеко. Оказалось, что его остановка совсем рядом, но и это тоже оказалась устаревшая информация.
Информацию свежую и из первых рук я неожиданно получила в киоске с сигаретами, газетами-журнальчиками и прочими мелочами. Киоскёрша сказала, что до границы ходит теперь не 101-й, а 16-й автобус, что автобус останавливается здесь и билеты покупать нужно у неё. Мы очень обрадовалось каждому пункту её сообщения!
Автобусов подъезжало много, а наш появился минут через пятнадцать. Зато он оказался не Газелькой, а большим комфортабельным автобусом с кондиционером. Внутри на билетах поставили дату проезда и мы удобно поехали, глядя как тянется вдоль дороги Чёрное море.
Минут через 20-30 оказались на месте. Граница между Грузией и Турцией – это небольшая площадь. Никакой буферной зоны, рядом пляжи, а в месте границы натянута верёвочка с табличками, мол просят границу не перешагивать.

Мы решили посидеть ещё в Грузии, но на пляже было жарко, кафе все заняты и тогда мы их обошли и возле крохотного магазинчика попросились отдохнуть за столиком возле двери. Нам разрешили, мы посидели, подкрепились и говорили о том, что когда-то, когда ещё строили планы, то решили перейти границу приблизительно 26-го июня. И как ни удивительно, не смотря на то, что в середине путешествия по Грузии мы поменяли свои планы, на границу мы попали именно 26-го.
Изменение планов произошло потому, что повидав прекрасные горы Грузии и некоторые города, мы поняли, что дальше по городам ехать не хотим. Они хорошие и претензий у нас не было, но гораздо больше цивилизации нас влекла природа Грузии, её горы и реки, леса и склоны.
Альпийские луга, по которым носятся лёгкие скакуны, густые чащи, где скрываются невидимые медведи, люди, так сильно отличающиеся от всех народов, виденных раньше нами – всё это уводило в горы, где жизнь видится естественной и при этом очень сильной.
За три недели я очень полюбила Грузию. В ней всё – и люди, и природа, едины и сочетаемы. А почему-то наибольшее впечатление на меня произвело обилие воды в Грузии. Она струится отовсюду, она несёт красоту и здоровье, растит и лечит, создаёт и украшает. Горячие источники и холодные родники, нарзан и боржоми, водопады и реки – благодаря им Грузия цветёт, сверкает и привлекает. Храни, Боже, Грузию! Она этого заслуживает.