Грузия-Турция 2013. Дорога из Вардзии в Батуми через горы

Путешествие по Месхетии в Батуми
25.06.2013

Утром нас разбудила птичка, со стуком склёвывавшая букашек с оконного стекла. Собравшись, мы заказали хачапури в дорогу, а сами пошли в бассейн принимать Нирвану.
Автобус на Ахалкалаки в 9:30 мы почему-то не увидели, зато пришёл в 9:40 на Ахалцихе. В этот город мы ехали по тяжкому серпантину полтора часа, за что заплатили по 5 лари. Пластырь на пупах снова помог, но вышли мы всё-таки варёные. Природа по пути менялась – склоны гор здесь уже выгорели под летним Солнцем, зато стало больше деревьев – мы снижались.
Высадились на автостанции и узнали, что автобус в Батуми отбывает через 20 минут – в 10:30 по 20 лари с человека. Но мы ещё не были готовы к поездке – в Батуми ехать в три раза дольше, чем мы уже проехали, серпантина тоже в избытке, а нам было совершенно необходимо немного передохнуть от уже полученных ощущений.
Наконец я пошла узнать в кассе, когда следующий автобус в Батуми и оказалось, что автобус туда только один в день – тот, который уже уехал! Решив дальше ехать автостопом, мы стали собираться и тут к нам подошёл очень улыбчивый грузин, представился начальником станции и сказал, что кассир ему о нас рассказала, и он пришёл сообщить, что сегодня в Батуми можно попасть только через Кутаиси, только это огромный крюк. Мы ответили, что поедем автостопом и он встрепенулся:
– Что, денег нет?
– Есть. Просто укачиваемся на ваших горных дорогах и не можем проехать весь путь разом – будем добираться кусочками.
Он ушёл, а скоро опять прибежал, сказав, что договорился подвезти нас до какого-то места, где можно перехватить прямой автобус в Батуми. Вот такой начальник станции – пришёл, объяснил, помог чем смог. А кто у нас эту птицу вообще видел?
Он отвёл нас к микроавтобусу и оказалось, что он уже набит и ехать долго, поэтому мы потихоньку смылись и, отойдя метров 200 от станции, стали стопить.
Скоро остановилась машина с правым рулём – в Грузии таких много, потому что их привозят из Японии – так дешевле. Проехали 13 км до поворота на Батуми, от которого ещё 150 километров полновесных горных дорог. Пейзаж снова изменился – горы отступили, раскрывая широкие просторные виды и это тоже очень красиво.
На следующей машине проехали километра три и снова встали. Сегодняшним днём я наблюдала за собаками – все они носят черты кавказских овчарок – или космато-лохматые, или пушисто-хвостые, с большими крепкими лапами, или хотя бы только головой очень похожи. Здесь любая дворняга – потомственный кавказец.
На следующей машине проехали 15 км с восторженным грузином-пасечником, который высадил нас в центре крохотного посёлочка. Место удивительно дикое – такое впечатление, что мы где-то глубоко в горах находимся.
До перевала ещё 25 км, дорога – каменисто-грунтово-ужасноватая, трафика нет. Проехали двое велосипедистов-поляков, сообщивших, что с утра они ещё не встретили ни одной машины.

Пока я переваривала известие, Слава сказал, что ничегооо, может нас подберут какие-то селяне, едущие лес тырить. И тут же возле нас остановилась расхлябанная «Волга» и в ней оказались двое чрезвычайно сельского вида грузин, едущих, правда, лес не тырить, а пилить на дрова по специальным талонам, но весьма впечатлило совпадение!
В пути разговорились и тот, кто постарше – лет 35-ти, сказал, что впереди есть красивое место, где хорошо будет пообедать. Вид у него был лохматый и разбойничий, так что мне аж захотелось спросить – не нами ли он планирует пообедать?
Скоро машина съехала в лес, где среди невероятно густо растущих елей оказалось лесничество. Под елями было почти темно, рядом из трубы тёк родник, стояли стол и лавки. Грузины разложили хлеб, огурцы, помидоры и много пива, а скоро старший стал ко мне клинья подбивать. Я старательно и вежливо отбивалась, одновременно начиная паниковать.
Лохматый крестьянин всячески лез обниматься, рвал цветы, включая редкие огромные маки, и составляя икебаны из ромашек. Рассказывал, что холостой, а Славе предлагал поселиться у них и жить сельской жизнью.

Длилось это уже больше часа. Мы стали потихоньку отступать к машине, так что наконец и грузины встали, но тут лохмач стал всех тащить посмотреть медвежью берлогу и уводить подальше в лес!
По пути он спрашивал, не страшно ли нам ночевать в лесу? Мы сказали, что нет, а чего бояться? И узнали, что тут полно волков, поэтому при ночёвке спать нужно между двух костров и один всегда у огня дежурит, а вот от медведя никакой огонь не помогает – он ничего не боится! Так мы узнали, что эти леса полны живности, включая ещё лис и зайцев, и что ночевать, оказывается, небезопасно. Но мы же не знали! И потому не боялись.
Наконец нам удалось отделаться от пылкого грузина и тут оказалось, что он уже приехали! И значит, мы могли просто уйти ещё час назад. Взяв рюкзаки, мы зашагали по горной дороге, стараясь увеличить расстояние между собой и лесорубами.
Лес вокруг был удивительно красивым – разноцветно-зелёным, с цветущими полянами, а с дороги открывался вид на горы, тоже покрытые лесами и травами. Мы снова поднимались и растительность свежела и зеленела, превращаясь в весеннюю.

Мы шли уже не торопясь, собирая землянику величиной с пол горошины. Рядом по тому же поводу остановились итальянцы, но нас не взяли. При чём жена – за рулём, была согласна, а муж набычился и повторял – нет-нет-нет! Больше машин не было и мы даже стали присматривать, где будем ночевать, выискивая для этого ровное место с водой.
Ровного вокруг не было вообще ничего, а вот воды попадалось много – родники, водопадики и просто струи, текущие с гор. Свежесть пейзажа, чистый воздух, яркое Солнце – всё это делает Грузию удивительно красивой.

И вдруг мы снова услышали шум двигателя и на дороге появился, назовём это – грузовой микроавтобус. Раздрызганный, переделанный, потрёпанный – сельский труженик. Но потом, когда мы на нём ехали, я отметила как чётко работает двигатель – ровно, без натуги, легко набирая скорость и преодолевая высоты.
Внутри оказался средних лет водитель, рядом с ним девочка лет 12-ти, а на длинном сиденье сзади – куча молодых ребят, мы даже удивились такому столпотворению. Они потеснились и мы тоже поехали. Водитель – Мераби, сказал, что он всех всегда подбирает и никого на дороге не оставляет, потому что это – Дорога! И Горы.
Искренне тронута, восхищаюсь и хочу ещё раз сказать, что грузины, в основном, душевные люди, доброжелательные и отзывчивые.
Меня посадили спереди, а Слава втиснулся среди ребят, от которых крепко пахло селом и навозом, а в руках они держали топорики. По лёгкому общению едущих мы подумали, что все они одна компания, но скоро ребята вышли – оказалось, это были тоже подобранные Мераби путники. Ещё он рассказал, что у него дома 12 коров и раз в месяц он ездит продавать сыры – в Батуми!
Я оглянулась и сообщила куда мы едем! И было приятно увидеть счастливо-удивлённые глаза Славы: «Как в Батуми?!»
В день, когда мы пешком прошли чуть ли не больше, чем проехали, где машины нас подвозили крохотными порциями, а горы вокруг дикие и лесистые, мы вдруг встречаем машину, едущую прямо в Батуми! Мераби предложил ехать с ним – если мы не спешим. А мы и рады – успеем хоть по сторонам посмотреть!
Рейсовые автобусы едут быстрее, но наша машина везла большие бочки с сырами и поэтому ехала осторожно. Дорога перед перевалом и за ним никогда не знала асфальта. Она, назовём это – суровая и очень условная – каменистая, узкая. Ехали мы медленно и аккуратно, поэтому не укачались на ужасном здесь серпантине.
И ещё мы любовались пейзажами, которые здесь очень хороши. Мы снова оказались в горах в сельской местности, где домики висят над обрывами, среди рек, текущими просто отовсюду, на плоской вершине перевала, залитой бегущими родниками.

Высота перевала 2025 метров и на нём стоят чьи-то дачи. Всего три месяца в году там живут люди, а в остальное время там снежно и холодно. По пути Мераби подбирал вех, кто ему махал и многие с нами общались и были в курсе дел Украины. Один разговорчивый дедушка вёз с собой громадный тяжёлый лом. Узнав, сколько мы уже путешествуем по Грузии, стал убеждать, что надо ещё приехать и смотреть дальше их прекрасную страну! Ещё рассказал, что здесь сейчас строят ГЭС и по Грузии их одновременно строят 15 штук.
С понижением снова изменился климат и появились лиственные деревья. Грузия, небольшая в длину и ширину, полностью отыгралась в высоту. Получается, что в одной стране в одно время можно спрятаться от жары в альпийских лугах или приехать из ранней весны в приморское лето.
По дороге видели горнолыжные курорты, родник с лечебной для желудка водой, и ещё стало почему-то много мечетей – практически, в каждом посёлочке. Мераби сказал, что здесь живёт много турок.
Сделали остановку возле дома его сестры – сходить в туалет и поесть шелковицы. Дома никого не было, но калитка не запиралась, а шелковица здесь называется тута. Вот откуда тутовый шелкопряд, оказывается.

Постепенно темнело, мы все вместе грызли наши печенья и крендельки, разговаривали, и в Батуми приехали в 21:30. То есть стало уже темно и непонятно где искать гостиницу. Мы попросили высадить нас хоть возле какого ни будь отеля или хоть направление указать пальцем.
В Батуми Мераби стал часто разговаривать по телефону и наконец к нему с гиканьем-криками подъехали легковые машины, и все высыпали на улицу обниматься с нашим водителем. Было видно, как рады они встрече и как любят друг друга.
Мы сидели и не знали, что делать дальше. Тут подошёл Мераби и сказал нам пересаживаться в легковую машину, которая отвезёт нас в гостиницу! Сначала ехали всем караваном, а потом Мераби оставил свой автобус в месте прибытия и подсел к нам, чтобы доехать вместе до самой гостиницы и убедиться, что мы не остались на улице.
Расставаясь, мы сказали, что он – одно из последних наших впечатлений о Грузии и мы счастливы, что встретили именно его!
В 22 часа мы заселились в гостиницу и номер оказался аж за 80 лари – это дорого, но искать что-то ещё было невозможно. Номер обыкновенный, зато с горячей водой и хотя слабым, но Интернетом. Было непривычно после грузинских домов и палатки оказаться в строгой официозности, но главное, что мы устроились, покупались и выспались.