Грузия-Турция 2013. Крепость Хертвиси и пешеходный маршрут

23.06.2013
В этот день мы решили побывать в крепости Хертвиси. Выйдя на дорогу, довольно скоро сели в рейсовый автобус, заплатив по 1,5 лари. Возле кафе он проходит в 9:30 и едет в Ахалцихе, но мы ехали только до перекрёстка.
Очень понравилось, как водитель рассказывал про троих иностранцев, приехавших в эти места встречать Новый год. Для этого они ушли в горы в брошенную деревеньку: – «Тридцать сантиметров снега выпало, а они пошли! С рюкзаками!» Я вспоминала про 7 метров снега в Сванетии и сравнивать понимание глубины снега в одной стране было занятно.
По дороге видели много источников, но водитель остановился только возле одного – «где вода самая лучшая» и все набрали воды. Выйдя на перекрёстке зашли в магазин, но купить что-то толковое там сложно, поэтому взяли огурцов-помидоров, хлеба и печенье. А ещё замороженный лимонад, который долго таял и выдавал нам холодный напиток.
Дальше мы пошли в крепость Хертвиси – это одна из самых древних крепостей грузинского феодального периода. Вход бесплатный, никем не охраняемый. Стены великолепно сохранились и с внешней стороны выглядят очень красиво. Крепость была настоящей боевой точкой – небольшая, с башенками и бойницами, удачно расположенная на горе.

Внутри сохранилось несколько помещений, в которых неожиданно обнаружились коровы, прячущиеся от жары и от мух. Нашли древний туалет – он выглядит как узкий каменный кокон, прилепленный к стене. Через дыру в полу всё летит вниз, почти в реку.
Мы карабкались и по ступеням вверх, и сползали куда-то вниз, в поисках прохода к реке. Обнаружили вертикальную нору, в которой явно когда-то была винтовая лестница. Сейчас она выглядит опасно, но Слава всё равно немного по ней пролез.

По крепости гуляли полтора часа, исследуя все её переходы. Вид сверху широкий, просторный. Здесь сливаются реки Кура и Паравани, становясь одной Курой.

От крепости Хертвиси мы перешли по пешеходному раскачивающемуся мосту на другой берег реки и отправились по маршруту, который углядели на информационных щитах. Карта в рисунках гласила о существовании пешеходной тропы и мы на это купились.
Пройдя немного по роскошным лугам, дошли до деревеньки. Всё в ней обустроено для содержания домашних животных, которых много. Здесь растут громадные орехи, а в Сванетии мы их даже не видели. Я долго объедала встреченную шелковицу и довольно скоро за это поплатилась.
За деревней не меньше часа шли по грунтовой дороге среди цветов и трав. Поля, огороды, луга – всё это яркое, красивое. Вдоль полей громоздятся курганы из камней – их местные жители вынесли расчищая свои поля.
В следующей деревне искали у кого бы пополнить запасы воды. Но никого не встретили, зато вскоре нашли кран прямо на улице. До этой деревни есть мост, выдерживающий машину, а за ней – хлипкий, почти воздушный.

И тут дорога раздвоилась и мы не знали куда пойти. Сначала свернули вправо, в горы, но скоро подъём стал очень крутым и появились высокие колючие кусты. Мы рассудили, что вряд ли эта коровья тропа для туристов и вернулись не распутье.

Пошли по второй дороге, и – упёрлись в скалу. Совершенно отвесная стена перегородила нам путь, а рядом с ней бурлила река и даже крутила водовороты – зрелище довольно жуткое. В тени скалы мы остыли, перекусили и вернулись в деревню.
Там мы встретили парня в военной форме и с коровами. Он сказал, что в Вардзию нужно идти по другой стороне. А на наш вопрос: – А через горы? Махнул рукой, что можно и через гоооры.

И мы снова пошли в глубь между гор, по ущелью высохшей реки. Видать, всю воду разобрали сёла, так что остались только гладкие камни. Места довольно интересные, тихие, и в каждом гроте – коровы. Здесь в жарком воздухе стоял звон насекомых. Никто не кусал, но звук подстёгивал.
Тропа стала довольно круто идти вверх, даже коровьи стёжки обрывались. Мы постояли и, решив взять ещё один перевал, покарабкались по склону вверх – а это 1400 метров. Не дойдя до вершины метров триста, мы поняли, что по такой отвесной стене идти уже просто не сможем. Поэтому пошли траверсом, надеясь обойти гору. Но и здесь склон скоро стал таким крутым, что каждый шаг приходилось фиксировать, прежде чем опереться на ногу.

Виды с птичьего полёта открывались, конечно, прекрасные, но отвлекаться и смотреть на них было просто опасно – даже стоять ровно там было непросто. И в тот момент, когда я поняла, что со следующим шагом, скорее всего, покачусь по склону, мы повернули обратно. Надо сказать, что давно я уже не испытывала такого почти животного страха. Там была реальная опасность катиться далеко и долго. Прямо на камни быстрой реки.
Вернувшись в село, перешли по хлипкому мостику на другую сторону. И тут мне стало как-то нехорошо, не могла понять, что именно ощущаю, поэтому просто молчала. Пройдя некоторое время, мы снова нашли мост, чтобы идти по первоначально выбранной стороне Куры.

Именно здесь, на высоте виднелись остатки некогда огромной крепости и туда я хотела дойти. Но мне становилось всё хуже, появилась слабость и состояние, как будто жар. В итоге я легла на траву, просто чтобы собраться с силами идти дальше. Здесь я наконец-то призналась, что происходит, и, конечно, Слава тут же запаниковал.
Отлежавшись, мы медленно пошли дальше. Пришлось пропустить крепость, но зато хоть дошли до места, которое видели с другой стороны – странные голубые скалы. Встреченный дедушка рассказал, что этими камнями раньше стирали. Если бы мы не заблудились и не потеряли так много времени на поиск прохода, то успели бы всё осмотреть. Так что идти по этому маршруту надо от Вардзи, а уже потом переходить на сторону с асфальтом и ехать куда надо.

Ещё дедушка рассказал, что в этом селе есть отели и люди просто берут в дом. Что хорошо кормят и есть Интернет. Наверное стоит селиться в этой деревне, откуда гулять по богатым живописным окрестностям, а в скальный монастырь просто сходить.
Когда мы выбрались на шоссе, то идти ещё было около 10 километров. Качаясь, я привалилась к столбику, и первая же наша попытка остановить машину увенчалась успехом – при чём, до самого домика.
Как я поняла, причиной недомогания стало большое количество немытой шелковицы. Она подействовала и на желудок и, вероятно, согласно своим свойствам, снизила давление. Всё это вместе сделало меня больной и слабой. Поэтому мы решили сделать днёвку и просто один день отдохнуть, прежде чем пускаться в дорогу.
В горячий бассейн мы и в этот день не попали – в нём снова плескались монахи. И тогда решили, что сходим туда утром и узнаем наконец, что же это такое.