Грузия-Турция 2013. Вардзиа

22.06.2013
Вардзиа

А утром, когда ещё только серело, кто-то большой стал снаружи прогибать палатку – чья-то морда и явно огромная. Осторожно мы выглянули и увидели ослов! Четыре крупных ушастых ослика бродили совсем рядом. Откышкав их мы поспали ещё часик и снова были разбужены вторжением мордастых. Попытка покричать на них из палатки закончилась тем, что где-то рядом они стали пускать лужу, так что пришлось выходить и отгонять их подальше. И окончательно проснуться заодно.
Четыре осла гуляли совсем рядом, они были смирными и осторожными, щипали траву. Потом мы узнали, что хозяин осликов выгнал их и перестал о них заботиться.

Ещё тут же околачивалась очень крупная белая собака. Она тоже была бездомной и могла бы быть очень красивой, если её кормить. На длинных лапах, высокая, сильная, смесь кавказца с кем-то ещё, вроде гончей.
Она была, мягко говоря, непосредственной и лезла во все наши вещи. А когда близко подошли ослы, то сделала предупреждающий выпад, целясь в горло. Во второй раз она таки укусила одного за шею, аж шерсть у неё в зубах осталась. Позже она и меня слегка схватила зубами за руку и стало страшно.
Мы быстро собрались и хозяин участка подвёз нас километров 10. По дороге он сказал, что больше часа-двух в Вардзии нечего делать. Мы не поверили, но вообще-то это так. Дальше мы шли по очень жаркой дороге, что немного омрачало красивые виды. Среди расщелин ярко цвели маки, давно отцвётшие в Украине, а где-то внизу бурлила Кура. Кстати, в Грузии она называется Мтквари.

Через пару километров проезжающая машина подвезла нас прямо в Вардзию и на площади перед этим скальным музеем мы снова встали в позу недоумевающих цапель, поскольку куда идти – совершенно не представляли.
Первым к нам подскочил местный гид и предложил ночлег и экскурсию за 60 лари с каждого. Это было очень жирно и я так и сказала. Тогда он сбросил до 50-ти, 40, и даже 20 лари! Правда ночлег – за 5 километров отсюда и мы всё никак не решалась.
Тогда я оставила Славу в тени и пошла поискать по окрестностям, что нам могут здесь ещё предложить. За мостом обнаружился современного вида отель, но внутри оказалась одна большущая общая спальня, туалет, душ и столовая. На втором этаже – ресторан. За счастье в общей комнате надо платить по 30 лари.
Я стала ещё искать, но вокруг было пусто и вообще ни одного человека – только автобусы с экскурсиями. На обратном пути, когда я снова пошла через мост в Вардзию, то обратила внимание на маленькие домики у реки, изображающие кафе.
Ещё там имеется деревянный домик на 7 кроватей с постелью. Туалет во дворе. Цена – 10 лари, а поставить палатку на полянке – 5 лари. В кафе можно заказать еду, но не дёшево.
Был ещё один вопрос, который я задала: есть ли здесь душ и горячая вода? И получила встречный вопрос с невероятным кавказским акцентом!
– Зачэм душ?! Горачый миниральный ванн!
– А это как?
– Ну… горячый миниральный бассэйн!
Было так жарко, что искать что-то ещё не было сил, поэтому махнув рукой на душ, мы согласились. В домике кроме нас никого не было, поэтому выбрав себе для сна две кровати получше, на ещё двух мы устроили себе и шкафы, и столы.

Комплекс Вардзиа
Устроившись, мы пошли осматривать Вардзию – памятник средневекового грузинского зодчества. На небольшую площадь перед входом постоянно подъезжали экскурсионные автобусы. Ещё здесь есть источник и магазинчик с сувенирами и мороженым. Работают в нём монашки, и интересно было видеть, что они не мрачные-строгие, а приветливо улыбающиеся. Учитывая, что это грузинские монахини, то они не выглядели бледными-хилыми. У них большие яркие глаза под чёрными бровями, приметные носы и открытые гордые взгляды. Жалко их было – молодых красивых девушек, обрекших себя на одиночество.
На входе в комплекс мы заплатили по три лари и пошли бродить. Вардзиа – это комплекс пещер, выскобленных в относительно мягкой горной породе. Построенный в 1156-1205 годах, монастырь-крепость имел оборонное значение. В 1283 году произошло большое землетрясение и пласт отколовшейся породы упал в Куру, разрушив или обнажив внутренние помещения. Кое-что периодически восстанавливалось, но от былого осталось мало.

От билетёров до самой горы мы поднялись по крутой асфальтированной дороге. Она предназначена для матрасников, не могущих подняться и которых подвозят на автобусе.
Комплекс красив. Открытые взгляду пещеры выглядят удивительно, вырезанные ступени придают ажурности, а нахождение всего этого на фоне высокого неба, придаёт картине сюрреалистичности.

Мы медленно шли по открытым галереям, заглядывали в пещеры, даже нашли тёмный длинный туннель, подземные залы и кельи.

В этом месте нет мрачности, нет сырости, а светлые стены и красивый пейзаж не способствуют унылости. Одно но – всего этого очень мало. Открытых для посещения мест хватает максимум на час, остальное огорожено и доступно только монахам. Именно поэтому здесь практически нет отелей – час-два и просто больше нечего делать.
Мы старательно исследовали все яруса и нашли тропинку вверх – она находится перед беседкой где-то посреди маршрута. И там, наверху, нашли то, что меня очень умилило – крохотный огородик, окружённый молодыми деревцами. Этот тихий выступ, укрытый от взглядов, открывал то тихое и человечное, что совершенно скрыто от многочисленных взглядов.
Мы сидели на лавочке в тени тонких деревьев, смотрели куда-то вдаль и я думала о том, кто таскает на такую высоту воду, чтобы напоить эти растения, и как тяжело здесь было обработать почву, может даже сначала втащив её снизу. И как радуется, наверное, тот монах, который проводит здесь своё уединённое время. Тишина, лёгкость, голубое небо – это было особое место, наполненное искренней жизнью, отличной от того, что мы видели в самом комплексе. Перекусив припасами за маленьким столиком, мы пошли вниз.

Вернувшись в свой домик, мы оделись полегче и пошли пройтись вдоль реки со стороны Вардзии. Решили идти один час в одну сторону и потом возвращаться. Сначала шли по верхней тропинке и нам очень красивые виды открывались. Потом спустились пониже, нашли дикие вишни и клевали их.
Подошли к самой реке и сидели на камнях, опустив ноги в воду. Вода пенилась и набрасывалась на камни. Она – хорошее отражение грузинского характера – открытого, душевного и эмоционального. Вода ледяная, но приятно охлаждает после жаркого дня. Так, погуляв, мы вернулись назад и остались довольны прогулкой.

В своём кафе мы заказали шашлык и очень в нём разочаровались. Во-первых, его жарили не на мангале, во-вторых – это была довольно паршиво замаринованная свинина, и ещё там были осколки костей и порция гораздо меньше, чем в Цалке. Вкус спасал только соус ткемали – действительно очень вкусный.
Попробовали попасть в «минеральный ванна», но не вышло – её заняли монахи, может потому, что было воскресенье.
В деревянном домике не было жарко, не смотря на утомительную жарищу вокруг. Розетка здесь, как и везде, оказалась только одна, и зарядить всю аппаратуру и аккумуляторы было довольно сложно. Ещё попадаются в Грузии евро-варианты розеток, таких глубоких, что наши вилки туда не достают. Так что переходник не помешает. Ну а кипятильник – обязательный спутник, уже много раз нас выручавший.