Грузия-Турция 2013. Переезд Тбилиси - Цалка

20.06.2013
На станции нам сказали, что отсюда ходят автобусы на Цалку и мы распрощались с Джонни. Потом мы ещё по кругу обошли весь вокзал, пока нашли нужную кассу в небольшом здании. На наш вопрос, когда ближайший автобус, нам ответили, что в 15:00.
– А раньше?
– Есть – в 13:45, только это не точно – пойдите у диспетчера спросите.
Каким-то чудом мы нашли диспетчера и он бегал, звонил и наконец выяснил, что в 13:45 автобус будет. Меня это сильно удивило – у нас бы так диспетчер побегал!
Мы осведомили кассу, что автобус будет и после этого нам продали билеты. Они оказались аж по 8 лари, но и ехать туда 75 километров.
Мы устроились в зале ожидания, а водители периодически предлагали поехать в Сигнахи – город влюблённых. Но я не люблю искусственное воздыхательство, да и города нас мало волнуют, именно поэтому мы променяли «цивилизованный» маршрут и ехали теперь в дебри и сёла не описанные в Интернете и не имея определённых данных.
Пока ждали рейса, Слава перебирал грузинские монеты, вслух сожалея, что не удаётся найти самые мелкие – они, как и у нас, почти вышли из употребления. И тогда я, по наитию, пошла в кассу к уже знакомой кассирше, и сказала, что мы хотим привезти домой грузинские монеты на память и нет ли у неё самых мелких монеток.
В ответ улыбающаяся грузинка достала коробочку с мелким хламом и выискала то, что было нам надо! И даже отказалась делать обмен – просто подарила. Слава был счастлив, когда я принесла ему добычу!
В положенное время мы уселись в крохотный автобус – всего человек на 10-12. Ехали очень быстро по ровной дороге, но понять откуда исчисляются 75 километров до Цалки не сумели – у поворота на этот город стоял знак, что до него 73 км, хотя до этого мы уже проехали больше двадцати.
А вот сам поворот мы проскочили – оказалось это для того, чтобы забрать километров через 10 несколько человек, с которыми потом вернулись обратно к повороту и только тогда поехали в Цалку. Пассажиры оказались удивительно многонациональными, поэтому азербайджанцы и грузины, не зная языка друг друга, обсуждали политику на русском.
После поворота пейзаж изменился стремительно. Он стал абсолютно горным и закрутился в такой серпантин, что даже местную жительницу укачало! Наши же пластыри работали отменно и мы ехали вполне нормально.

На равнине всё уже выжгло летнее Солнце, а здесь снова появились свежая трава и цветы, белыми покрывалами стелились сияющие ромашки.
Красивей становилось с каждой минутой – ущелья ухали в глубину и на дне их гудели бурные реки, огромные сосны возвышались на скалах, а вдоль дороги текла вода из оборудованных источников – как в Турции чешми. А ещё мы видели огромные стада коров и баранов.
Высоту мы набирали быстро и у меня несколько раз закладывало уши от перепадов. Иногда уклоны были такими крутыми, что маленький автобус ревел, неведомо как карабкаясь всё выше.
Наконец мы вдруг оказались на высокогорном плато. Здесь сияла свежая трава, а на окружающих склонах темнели хвойные деревья. Всё вокруг впечатляло нетронутостью и спокойной суровостью.
В Цалку мы приехали к четырём часам. Этот город когда-то был населён греками, а сейчас их осталось всего 20%. Ещё в Цалкском районе живут азербайджанцы, армяне и, конечно, грузины – но немного, где-то каждый десятый. В то время, когда все они тут селились, между собой они общались на турецком и поэтому многие названия сёл неожиданно турецкие.

Из автобуса вышли в центре. Вышли – а там холодно! Не больше 16 градусов – сказывается подъём на 1600 метров. Мы пошли по улице, ещё не зная что делать и где ночевать. Но скоро всё само собой решилось – до нас донёсся совершенно восхитительный запах еды!
За невысоким заборчиком мы увидели павильоны, вьющийся дымок и людей. Возле входа находится оборудованный родник с собственным названием «Цалка». Мы вошли и стали вертеть головами, как мы это обычно делаем. Возле нас сразу образовалась бойкая тётенька и между нами произошёл такой диалог:
– Чего желаете?
– У вас тут так вкусно пааахнет… (умнее ничего не нашли что сказать).
– У нас всегда вкусно пахнет!
– А именно сейчас чем пахнет?
– Ну, может быть хачапури.
– А шашлыком?
– Ну конечно и шашлыком!
И это был наконец-то первый живой шашлык – то бишь не вызывало сомнений, что он будет приготовлен на мангале. Мы устроились в павильоне, который хорошо защищал и от Солнца, и от дождя, и от ветра и первым делом стали натягивать на себя тёплую одежду. После жаркого Тбилиси мы снова оживали в чистом горном воздухе.
Прогулявшись по тропинке, я смогла увидеть всё местное производство. Один парень колол дрова, второй колдовал у огромного мангала, третий возился с маринадом мяса, четвёртый подавал на стол, несколько женщин занимались кухней. Посетители были и их столы ломились от яств.

Скоро нам принесли шашлыки – по шесть хороших кусков, румяных, ароматных, красивых! И хлеб им под стать – высокий, пушистый и очень вкусный. Женщина спросила откуда мы и подтвердила, что раньше здесь были только греки, но потом они уехали на родину, а вот сейчас стали опять возвращаться.
А потом мы сидели и ели. Шашлык явно говяжий, при чём из здешних горнолазных коров. Поэтому мясо не ватное, его надо жевать и ясно чувствуется, что это именно мясо – в чистом виде.
Это был лучший шашлык из мной пробованных, и единственный в Грузии, сделанный на мангале. Больше нам такого не попадалось, и это подтверждало, что найти в Грузии настоящий шашлык вовсе не просто. Да ради одного этого стоило приехать в Цалку!
В животе стало тепло и хорошо, никакой тяжести. Цена шашлыков – по шесть лари, это по 30 гривен, а за чай и хлеб заплатили ещё по два лари.

Довольные, мы пошли дальше по дороге. Цалка оказалась не маленькой, но не меньше четверти домов стоят заброшенными. К нам быстро подошла девушка и стала звать словами: Кава, кава! Мы поняли, что она зовёт нас на кофе, но отказались, даже не знаю почему.
Километра через два, идя всё время вверх, мы вышли за околицу. Показалось водохранилище, а с другой стороны дороги вдалеке – лес. Я ныла, что хочу ночевать в далёком лесу, а Слава настаивал на ночлег в реденьком сосновом бору. Бор насквозь просматривался с дороги, к тому же там темнели советского вида развалины. Я трусила, а Слава предлагал ночёвку в развалинах. Упала пара капель, ветер дул штормовой и холодный, поэтому мы спрятались в бору, рано поставив палатку.

Так мы защитились от холодного ветра, хотя мне очень хотелось глазеть на пейзажи – на другой стороне водохранилища горы золотились в вечернем Солнце, а склоны, покрытые белыми ромашками, напоминали снежную бурю.
Когда стемнело, кто-то стал светить сбоку на палатку. Набравшись смелости, я выглянула и увидела огромную Луну – от её света в палатке можно было читать. А ближе к полуночи появился с другой стороны свет – оказалось, что к развалинам подъехали машины, бегали люди, светили, чем-то стучали и я радовалась, что наотрез отказалась там ночевать.
Спать было, на удивление, не холодно. Здесь совсем отсутствовала сырость, морозящая нас в Сванетии.