Грузия-Турция 2013. Нижняя Сванетия

Нижняя Сванетия
14.06.2013

Мы продолжали спуск и становилось теплей, даже жарко. Дошли до развилки, сообщившей, что если свернуть влево, то через 7 км будет какое-то поселение со столовой и гостиницей, что до Ушгули 23 км и до Лентехи 55 км.
Мы пошли прямо, перешли крепкий мост и попали наконец в тенистую часть. А давно ли мёрзли? Прошли совершенно белую скалу – наверное, это горный хрусталь здесь растёт. Иногда скалы нависали над тропой, даже было немножко страшно, зато в одном таком месте прямо из каменного карниза струилась вода и получался душ. Мы разделись и с удовольствием его приняли – горный, прозрачный и холодный. Очень взбодрились и собрались быстро идти дальше, но тут Слава нашёл землянику и мы стали ползать, собирая крохотные красные ягоды.

Очень не скоро мы отправились дальше и неожиданно нас догнал шикарный джип – с очень высоким дном, широкий, крупный и такой навороченный, что было видно – эта машина для путешествия. Мы попросили нас подвезти, но они развели руками – машина у них оказалась просто забита! И действительно – за окнами виднелись груды вещей и куча детей. Перед нами так извинялись, что нам аж самим стало неловко. С этими швейцарцами мы потом ещё не раз встретились, узнав друг друга даже на улицах Тбилиси.
Мы пошли вперёд и легко обогнали джип, потому что скорость машин по местным дорогам километров пять в час. Пешеходам же, после перевалов и гор, горизонтальная тропинка кажется чудесной аллеей.
Климат с этой стороны гор был на столько лучше, что мы наслаждались тёплым воздухом, отсутствием дождя и удобной дорогой. Стали появляться лиственные деревья и кусты.

С левой стороны мы увидели мост, через который переезжал трактор с прицепом с брёвнами. С нашей стороны его поджидали грузины с топорами и пилами. Мы поздоровались и почесали дальше. А потом подумали – а может к ним попроситься? Мы остановились и стали поджидать трактор.
В это время мимо наконец-то проехали швейцарцы и откуда-то взявшийся велосипедист! Таким образом на пустынной горной дороге одновременно оказались: четырёхколёсный джип, двухколёсный велосипед, мы на своих двоих и трактор с прицепом. А на закуску ещё и две собаки пробежали. Такого трафика эта дорога, наверное, ещё не знала!
Все грузины уже сидели сверху на дровах и мы запросились: – Возьмите и нас! Один ответил, что хорошо, они подберут нас – за поворотом! Они поехали, а мы побежали. Через пять минут мы их догнали и оказалось, что у прицепа спустили колёса и в этом месте без подъёма они подкачивались. Здесь мы рассмотрели их покрышки – все они лысые, треснутые и дырявые, непонятно как вообще держатся.
Скоро нас пригласили взбираться наверх, помогли устроить рюкзаки, а для меня даже сделали петлю из верёвки, чтобы я могла за неё держаться.
Грузин было шесть – от стариков до молодых, с кинжалами на поясах. Поначалу ехалось нормально, но скоро дорога неимоверно сузилась и казалось, что прицеп нависает над обрывом с кипящей под ним рекой. Мне было так страшно, что я стала проситься слезть и лучше идти пешком! Мне рисовались картины летящего вниз прицепа, перемешивающиеся с брёвнами люди, и появилась настоящая паника!

Только минут через 15, когда у меня руки аж побелели от цепляния за верёвку, дорога расширилась и я наконец вздохнула. Нас догнала машина с чехами и грузины-дровосеки выдурили у них сигареты, сами до того курившие самокрутки.
Итого за день по этой дороге проехало всего три машины и за весь световой день мы проехали и прошли 40 километров за 9 часов. Вообще эта дорога странноватая и некоторые грузины даже говорили нам, что её не существует. Есть дорога получше и поудобней, а эта длинная и извилистая, может она запасная на случай обвала.
Над дорогой низко нависали ветки и за шиворот падали гусеницы и жучки. Уже вечерело и мы любовались прекрасными пейзажами в вечернем освещении.
Догнали швейцарцев, устроившихся ночевать на большой поляне и помахали друг другу. Думаю, им стало легче от того, что мы себя пристроили.
Примерно через час начался посёлок и тянулся он нашим темпом пол часа. Сначала было много брошенных домов, потом появились крепкие каменные и огороды. В конце села трактор прибыл на место – за полтора часа мы проехали 10 километров, такие уж здесь дороги.

Пока мы разглядывались, куда попали, местный парень прицепился к Славе обменять свои деревянные тычки на Славины трекинговые палки. Тогда мы решили уходить от местных дурачков подальше и быстро пошли по дороге.
Уже настал вечер и пора было искать место для ночёвки. Но с обеих сторон бесконечно тянулись изгороди и огороды, повсюду работали и даже пахали быками поле. Один раз мы обошли микроавтобус и оказалось, что это такой передвижной магазинчик с разной ерундой – своего магазина здесь не было. А ещё навстречу проехал автобус, который в 8 утра отправляется в Тбилиси.
Темнело в ущелье стремительно, а село всё не кончалось. Один раз мы спросили дорогу у древнего дедушки, но он совсем не понимал по-русски, хотя люди постарше в Грузии русский хорошо знают. Это значит, что он всю свою жизнь прожил здесь и никуда не выезжал.
Наконец мы увидели спуск к реке и пошли по узенькой тропке. Навстречу нам поднималась женщина лет 60-ти. Из чувства вежливости мы поздоровались и спросили, можно ли поставить палатку на берегу. В ответ она тут же предложила идти ночевать к ней. Мы сказали, что собирались заночевать в палатке у реки и она искренне удивилась – «Зачем на реке, если можно в саду?» Сказала ещё, что там камни и ещё коровы. Она настойчиво предлагала быть её гостями и мы пошли.
Вскарабкались по крутой улице и неожиданно попали в большой тихий сад... В сумерках ровно посаженные деревья красиво темнели на зелёной траве. Здесь уже висели яблоки величиной с орех, а ведь в Адиши яблони ещё только цвели – вот что значит высота!
Мы выбрали укромное место и достали палатку. И тут женщина сказала:
– Зачем ночевать в палатке? Её сначала ставить, потом убирать… Идите лучше в дом – на втором этаже никто не живёт.
Мы слегка онемели, а потом решили от добра добра не искать и пошли за ней. Дом стоял посредине участка и выстроен он в типичной грузинской архитектуре – большой, высокий, первый этаж каменный, а второй деревянный. Огромное количество окон, просторная, застеклённая веранда и красивая широкая лестница на второй этаж.

Окна в Грузии особенные – это не большие проёмы с большими стёклами, а множество кусочков переплетения, и получается, что каждое окно состоит из секций, которые смотрятся как кружева.
Размеры у грузинских комнат колоссальные. Сначала мы вошли на веранду метра три шириной и метров восемь длиной. Из неё ведут двери в три комнаты, две очень большие, а третья поменьше, там нас и устроили.

Хозяйка показала где кран, чтобы мы могли умыться и постираться, и позвала на первый этаж, откуда доносились голоса. Мы предпочли отказаться и пошли наверх, намереваясь выпить чаю и зарядить устройства. Как и везде в Грузии, в каждой комнате всего одна розетка, и надо возить с собой тройник.
Но скоро хозяйка позвала нас ужинать. Нам было неудобно и мы пытались отнекаться, но произносимое с лёгким очаровательным акцентом: «Ужинать, пожалуйста», звучало так настойчиво, что невозможно было отказаться!
В кухне топилась железная сванская печь и нам дали хачапури: с сыром, с фасолью, с какими-то травами, брынзу, домашние булочки и горячее молоко.
Хозяйку зовут Изо и она рассказала, что их – три сестры. Что она и средняя сестра не выходили замуж (судя по глухости деревень сделать это не так уж и просто), а младшая вышла и переехала. Теперь с ними живёт её дочка Шарена. Она уже закончила школу и скоро ей предстоит уезжать, чтобы учиться дальше.
Девушка лет 16-ти тоже сидела с нами, тесно прижимаясь к Изо. Она хорошо говорила по-английски, но совсем не понимала по-русски, поэтому Изо ей переводила.
Мы узнали, что зима здесь длится шесть месяцев и снега выпадает по семь метров, так что можно ходить по крышам. Что на зиму нужно заготовить очень много дров, еды и сена коровам. Мужчин у них нет, поэтому приходится платить дровосекам, а пенсии здесь совсем маленькие.
Ещё в кухне сидел кот – первый домашний кот, которого мы видели. Он здесь ловит мышей, а вот собаки во дворе нет. Зато есть у соседей, чтобы сторожить цыплят, потому что «приходят лис и орёл и уносят их». Это всё нам рассказывала хозяйка и, кстати, объяснила, что русский хорошо знают те, кто когда-то служил в советской армии и научил потом языку свою семью.
Изо говорила тихим мягким голосом, сама она худенькая и маленькая, при этом покашливала, потому что у неё аллергия неизвестно на что, а поликлиники у них вообще нет и обследоваться негде. Девушка вскакивала и приносила ей воды, а мне было мучительно жаль эту милую, добрую женщину, всю жизнь видевшую только тяжёлую работу и своё село.

После ужина Изо принесла таз с горячей водой, чтобы мы могли помыть ноги, а пока постелила нам белоснежные крахмальные постели. Потом она ещё принесла питьевой воды и даже ночной горшок – чтобы я ночью через весь двор не бегала, и поцепила на стену ночник, чтобы нам не было ночью слишком темно. Я была так тронута, что аж сердце щемило! Всё это было такой жгучей разницей по сравнению с жадной бабкой в Ушгули, что поразило больше, чем всё из чего-либо виденного в этом путешествии.
Мы окунулись в то самое грузинское гостеприимство, о котором слышали, но которого не представляли в полной мере. Оно искренне, доброе и совершенно не требующее отплаты. Изо вложила всё своё внимание и заботу в двух незнакомых ей путников, подобранных ночью на горной дороге…

Необыкновенная Грузия
15.06.2013

От всего пережитого за день мне снился кавардак – я была Карлсоном, залетевшим в очень большой город и помогала там двум одиноким женщинам. При этом у меня был бесконечный лимит в банке, так как Карлсон живёт вечно!
Утром вставать с хрустящих постелей совсем не хотелось и мы ещё долго наслаждались ощущением чистоты, тепла и покоя. Когда умылись и уже почти собрались, Изо своим тихим настойчивым голосом позвала нас завтракать. Нам было очень неудобно и мы попытались отвертеться, но не вышло.
Стол в кухне было заставлен и еды там хватило бы на два дня беспрерывного жевания. Хачапури с различными начинками высились горками, очень вкусный сыр нарезан ломтиками, а ещё овощное рагу, основанное на молодой в стручках фасоли, домашний хлеб, салаты, а посредине красовался большущий торт! Высокий, красивый, бело-розовый, он выглядел как жемчужина среди кораллов.
Изо что-то сказала о гостях и я вежливо спросила:
– У вас сейчас гости?
Она ответила:
– Гости с гор.
Я вроде бы понимающе кивнула:
– Ааа, у вас гости с гор!
Тогда уже она непонимающе на меня посмотрела и рукой в меня ткнула:
– Гости с гор!
И тогда мы поняли, что это мы – гости с гор! И именно ради нас вчера ночью Изо пекла этот восхитительный торт. На вкус он был изумительный – созданный из домашних продуктов, он казался ещё вкуснее нам, привыкшим к вкусу напичканных химией кур и коров.

Мы ели всё это вкусное царство и мне казалось, что я лопну, но не смогу отказаться ещё от одного кусочка! А ещё Изо налила нам понемногу домашней чачи. Напиток имел цвет коньяка и пах розами – оказывается, они делают свою чачу, настаивая розовые лепестки. Чача оказалась крепкой неимоверно, но одновременно я ощутила удовольствие от цвета и вкуса напитка.
В маленькой кухне всё казалось чистым и аккуратным. И хотя Изо всё время говорила, что живут одни женщины и нужен ремонт, я не видела ничего такого, чего можно бы было стыдиться. Вокруг чисто, нигде ничего не валяется, во всём соблюдается аккуратность и гигиена.
Предыдущим вечером мы разговаривали о сванской соли и утром Изо подала мне мешочек со сванской солью её собственного приготовления. Её делают перетирая соль с имеющимися под рукой травами, поэтому получающаяся приправа малосолёная, но восхитительно ароматная. Соль Изо умопомрачительно пахла! В ней виднелись цветные точечки, она чуть желтовата от добавок, и я потом иногда её ела просто так – по пару кристаллов, на столько она вкусная и ароматная.
Мы ели и говорили, пришли пару ребят-подростков – на нас посмотреть и с девушкой пообщаться. Мы фотографировались и тут же сбросили фото на ноутбук.

Потом Слава пошёл за рюкзаками, поручив попытаться всунуть Изо хоть немного денег. Я понимала, что этого делать нельзя, но решила попробовать.
В этот момент Изо подала мне большой пакет с едой на дорогу! И я аккуратно спросила:
– Изо, как мы можем вас отблагодарить?
А она меня обняла, прижала к себе и тихо сказала:
– Приезжайте ещё…
И как я могла ей денег предложить?!
Когда мы уходили, нас провожали, и много-много раз повторяли, чтобы мы обязательно ещё приезжали, что нам всегда будут рады, и что даже будут нас ждать…
Я ещё никогда не переживала такого потрясения от общения с людьми. Это научило меня многому и открыло мир новых людей.
И вот мы снова идём по дороге, село осталось позади, вокруг лес и горы. Живот набит и идти тяжело, мы медленно бредём под горячими лучами и даже странно уже вспоминать о холоде и сырости Верхней Сванетии.
Мы прошли мост, забитый коровами, на нём они прячутся от мух. На некоторых висели колокольчики величиной с их голову!

А за мостом мы услышали звук приближающейся машины. Я ещё не хотела уезжать из этих красивых мест, поэтому предложила не стопить, но Слава умудрился застопить машину на вопросительный взгляд. Он просто оглянулся и посмотрел через плечо и машина тут же возле нас остановилась!
Это был тягач с прицепом, на котором стояла поломанная Нива. Мы оба залезли внутрь Нивы, хотя мне предлагали занять место в кабине. Молодой грузин помыл нам переднее стекло, а потом, когда я взялась за руль, приложил ладонь к голове, отрекомендовался ГАИшником и попросил документы. Весёлые молодые грузины шутили и расспрашивали нас о путешествии, а когда мы рассказали про Изо, то сказали, что это нормально, что здесь, в горах, люди гостеприимны как в старину и рады встретить гостей. Но всё-таки я думаю, что Изо – особый случай. Она совсем не кажется сельским жителем, чувствуется, что это человек тонкой натуры и интеллигентный от природы.
Ираклий оказался из того места, куда указывал указатель вскоре после прощания с израильтянами. Он сказал, что это до базы 7 километров, а до села ближе и что там так красиво, как нигде! Что там очень высоко, и так холодно, что только картошка растёт! Вот как он рекламировал своё село!

Ехали мы с удовольствием, глазели на сёла, мосты, реки, родники и вдруг нас обогнали швейцарцы на джипе! Мы кричали и махали друг другу как старые знакомые, и их очень веселил вид меня за рулём.

В мини-городке Лентехи наш водитель Ираклий часто останавливался и обнимался со встречными. Потом мы все свернули вправо и подъехали к обустроенному источнику нарзана.
Ираклий ехал в Кутаиси ремонтировать Ниву. Мы спросили, где бы нам заночевать в этих краях и он сказал, что остановит возле водопада, потому что там очень красиво.
Становилось всё теплее и даже жарко, к деревьям добавились орехи и инжир. Ветер стал суше – мы находились в лете. Наконец мы остановились. Река здесь текла по такому крутому склону, что действительно походила на водопад. На мой вопрос, можно ли где-то здесь поставить палатку, Ираклий ответил, что можно, только он не знает где. И уехал.

Перед рекой вверх поднималась дорога и мы пошли по ней на поиски места. Скоро остановились у родника остыть – в той машине мы очень перегрелись и ещё разболтались от двойной тряски. Тут мы умылись и поели из запасов Изо.
Дорога была очень крутой и мы еле ползли вверх. Слава так поджарился, что был готов поставить палатку прямо возле дороги, но во-первых, это небезопасно, а во-вторых, мне нужны были пейзажи гор! И мы пошли дальше.
Нашли спуск с недостроем, кострищем и лестницей в реку. Место я забраковала из-за гор мусора, так что мы только попили чая и пошли дальше. Было часа 4 вечера, мы очень круто набирали высоту, а на распутье выбрали левую дорогу, чтобы быть ближе к реке.
Неожиданно вышли к мосту и чуть не доходя до него нашлась ровная площадка с местом для кострища и тропинкой к роднику. А главное – открывался вид на горы, так что тут мы и устроились. Пока собирали дрова, купались в роднике и готовили ужин, наступил вечер, и мы устроили себе царский пир по поводу спуска с гор. Небо было чистым, лёгкие облака плыли ниже вершин и в воздухе витал покой, какого не было в высокогорьях Сванетии.

Спали хорошо, было тепло, хотя высота здесь 1000 метров. Среди ночи рядом бушевала гроза с молнией и громом, а на нас только немного дождя накапало.

16.06.2013
Утром встали рано и смотрели, как по дороге мимо проползают облака. Спуск вниз занял 35 минут и там возле дороги сидели грузины с конём, завтракая хлебом и чачей. Они нас позвали к себе, только не так завтракать, как выпить чачи, но нам удалось отнекаться.
Пробовали стопить, но никто не останавливался. Может потому, что было воскресенье и не было рабочих машин. Через пол часа появился рейсовый автобус и мы поехали на нём, потому что хотели успеть на поезд Кутаиси-Тбилиси. Проезд стоил 15 лари за двоих.
В дороге я очень пожалела, что не заклеила пуп пластырем. Серпантин был ужасающим, мы постоянно набирали высоту, а водитель к тому же ещё гнал автобус, не взирая на повороты. Иногда мы останавливались возле источников – передохнуть и чтобы не укачаться.
Через час прибыли в Кутаиси. Автобус приехал на пригородную станцию, от которой до вокзала надо ещё ехать на городском автобусе. К поезду мы приехали за пол часа. Интересно, что покупка билетов и посадка в поезд производятся по паспорту, а потом Слава ещё бегал за продуктами на дорогу и я волновалась.
На вокзале мы наконец выбросили мусор, который тащили всю дорогу – костры мы не жгли, в сёлах нет мусорников, а бросить бумажки в красоту рука не поднималась.

В поезде было жарко, так что мы выпили по литру воды, а от безделья съели и все припасы.