Грузия-Турция 2013. Ушгули

12.06.2013
После пасмурного утра засияло Солнце и мы с удовольствием пошли по нетрудной дороге в Ушгули. Попадались ручьи и миниатюрные водопады и мы их не пропускали после солёного сыра.
Сразу за деревней оказался мост, запертый с обеих сторон на калитки. Так что пеший ты или на машине, а надо встать и открыть это препятствие для коров. Сразу за мостом родник, выведенный в трубу, а немного дальше справа водопадные струи с вкусной водой.
Мы шли вдоль бурной реки и хотя мне очень хотелось искупаться в настоящей горной реке, по её виду было понятно, как это опасно.
Дороги часто заливали родники, бегущие с гор. А вот лужи здесь какие-то странные – они мутные и на поверхности можно рисовать трек-палочкой.

Изучение трафика показало, что транспорт есть, пусть и не частый. В сторону Ушгули примерно в два раза больше, чем в обратном направлении. Большинство машин взяты напрокат или с иностранными номерами. Проползла даже кавалькада из пяти машин и встретились четверо пеших шведов.
Возле нас остановилась машина с грузинами, которые вдруг кинулись к нам как к родным с восклицаниями:
– Здравствуйте! Как дэла? Вы нас нэ узнаёте?!
Мы ответили:
– Эээээ…
Но потом подыграли:
– Ах, это вы..!
И постепенно выяснилось, что они нас уже неделю видят на разных дорогах, начиная с Местиа, где даже останавливались поболтать. Видимо, с нашим темпом и непредсказуемыми ночёвками мы уже примелькались в этом крае.

Появилось очень много борщевника – растения опасного своими обжигающими эфирными маслами. До него нельзя дотрагиваться, а если уж коснулись, то место надо на пару ней полностью закрыть от Солнца, а то появятся волдыри.
Постепенно дошли до начала подъёма и в этом месте дорога раздваивается, при чём так уходит в кусты, что не видно куда она уводит. В этом месте все машины останавливаются и достают карты, на которых этого раздвоения нет. Зато на карте есть пешеходная тропа в горы, которую мы так и не нашли. Всё это сбивает с толку водителей и они сворачивают вправо, ближе к реке.
Поднявшись выше, нам стало видно, что правая дорога – это всего лишь оббегалочка, и она скоро вливается в основную дорогу. Здесь мы сделали привал посмотреть на машины. Первая же машина с иностранцами остановилась на перепутье, которые стали вертеть во все стороны карту – а они тут у всех одинаковые, из информационного центра в Местиа.
Они так долго думали, что мы уже им и махали, и кричали, показывая направление, но они всё же свернули в обход и Слава сказал:
– Смотри, сейчас они будут ржать.
И точно – через две секунды машина объявилась, и оттуда донёсся дружный смех. Они нам помахали и мы, конечно, в ответ.

В одном красивом месте остановилась кавалькада с матрасниками и гаубицами – фотоаппаратами такими огромными, что стало ясно, почему они путешествуют на машинах. Несколько минут им было дано на фоторафирование, а после окрика гида все снова погрузились в машины – до следующего пункта, где им снова будет разрешено выйти. Мне было их жалко.
Появилось очень большое количество коров и свиней, а справа на горе показались две сванские башни, которые непонятно как там построили.
К двум часам мы подошли к Ушгули. Сначала появились потемневшие развалины, среди которых странно виднелись признаки жилья. Вышедший на дорогу сван объяснил, что Ушгули – это четыре объединённых посёлка, расположенных очень рядом.

Мы слышали, что Ушгули – это туристический эпицентр и жильё здесь самое дорогое. Вроде потому, что здесь больше всего сохранилось башен.
На мосту, где шла торговля, Слава на минуту отошёл и я тут же получила приглашение выпить чачу и была одарена абрикосами. Ещё тут нас перехватила бабка, предложив жильё плюс хачапури за 20 лари. Мы удивились и согласились, и это была ошибка. Девушки-грузинки пытались что-то нам нашептать по-английски, но так торопливо, что мы их не поняли. А бабка всучила поднести свои покупки и по дороге рассказывала всякое нехорошее о бизнесе односельчан.
Я уже давно знала, что нельзя селиться у старых бабок. Они уже давно забыли о гигиене и это снова оказалось правдивым.
Её дом стоит на горке, справа от дороги уже почти на выходе из Ушгули, и если вы хоть немного брезгливы, я не советую там останавливаться. Во дворе есть относительно ровная площадка, которая сдаётся по 10 лари и разе что если кто-то желает остановиться в палатке, то можно этим воспользоваться.

Нам досталась комната на первом этаже, с виду вполне приличная, но вот постель, как я и предполагала, здесь не меняется. Сначала я это только заподозрила, но когда мы съезжали, бабка на наших глазах просто расправила простыни и так это и будет сдаваться следующим постояльцам. Кроме того, стиральная машинка оказалась не рабочей – точнее, туда плохо подведена вода и напор такой слабый, что она не работает, а значит стиркой тем более никто не заморачивается.
Первым делом мы пошли в музей, который работает до 17:00. Музей – это сванская башня и мы наконец смогли рассмотреть её изнутри. По пути попалось кафе, где продают сувениры – ничего интересного с виду и ненормально дорого.
Вход в музей стоит три лари. Фотографировать оказалось нельзя, но я этого не знала и успела сделать несколько фото, пока мне не запретили.
Башня, конечно же, впечатляет. Там было тепло без всякого отопления. Пол выстлан большими плитами, есть очаг, стоят сундуки и домашняя утварь. Тоже есть сувениры – здесь дешевле, и среди них белые кристаллы горного хрусталя – так мы узнали, что нашли прямо на дороге.
На втором этаже большая комната с витринами, где лежат под стеклом мелкие предметы и украшения.
После музея мы поднялись к чёрной башне и осмотрели Ушгули сверху. Видно, какое это старое поселение и башен действительно очень много. Но одновременно здесь очень много грязи и улицы едва проходимы.

После музея мы пошли смотреть на зрелище, которое стало одним из прекраснейших в этом путешествии. В Ушгули есть место, где открывается вид на Шхару – прекрасную снежную гору. С двух сторон крутые зелёные склоны расступаются, открывая широкое ущелье горной реки.
И в конце его заслоняет горизонт огромная, широкая, восхитительная Шхара! Она так прекрасна, что мы час сидели на камне и любовались ею.
В этот день нам невероятно повезло с погодой – небо стало синим и в лучах вечернего Солнца Шхара сияла своими белыми склонами. Бегущие облака образовывали какую-то невероятную игру – они совершенно неимоверно плыли навстречу друг другу! Они втягивались в ущелья, переливались через прекрасную Шхару, и казалось, что они появляются из ниоткуда и исчезают в никуда. Создавалось впечатление, что это Шхара играет ими – с изяществом, достойной такой красавицы и с благородством, присущим горам Кавказа.

Весь этот час работала видео камера. Позже Слава ускорил видео в 25 раз и игра облаков ещё больше удивляла и даже оказались видны сходы лавин.

Между нами и Шхарой, на зелёном лугу, высится сванская башня, вокруг которой устроился монастырь. Его строения выгодно подчёркивают, какая же гигантская Шхара. Вот только забор – высокий и небрежно собранный, к сожалению, портит картину.
Шхара – высочайшая точка Грузии, её высота 5068 метров, некоторые источники дают оценку в 5201 метр. Из одноимённого ледника частично берёт начало река Ингури.
Все дни нашего путешествия тучи заволакивали небо и только сегодня, в день появления Шхары, погода была малооблачной, а небо ярко-голубым. Если бы облаков не было вовсе, то зрелище было бы менее великолепным.

Пока мы любовались, вокруг пели и порхали птицы, носились в бурьянах маленькие свинки и даже появилась гибкая ласка, мелькнув светлой спинкой. Мир вокруг бурно жил, наслаждаясь коротким летом.

Потом мы снова спустились к мосту, чтобы посмотреть древние башни в начале Ушгули. Именно здесь они стоят особенно густо и всё кажется нежилым, хотя это не так. Когда мы углубились в улицу, по которой можно ходить только по камням из-за глубокой грязи, навстречу вышла огромная кавказская овчарка. Мы стали медленно отступать, но вышедший мужчина и позвал её. Мы вздохнули и прошли ещё немного, к мосту. Улицы там чрезвычайно узкие, идёшь как по дну ущелья, а стены башен кажутся мрачными и неприветливыми.

Перейдя через мост мы пошли по зелёному мокрому лугу и потом снова перешли по мосту на сторону, на которой поселились. Грязь и навоз на улицах чудовищно глубоки, двигаться приходится вдоль самых стен, а там высоченная крапива. Встретили стадо коров и их пастуха на коне. Сзади бежала лошадь с жеребёнком – программа «Сельская жизнь» в полном разгаре.

В Ушгули есть пара магазинов, в которых нечего купить. Из продуктов только какие-то вафли и вроде есть хачапури по 5 лари. Ещё мы купили свечку, чтобы при ночёвке в палатке хоть немного согревать и сушить воздух.
Когда мы пришли в дом, то оказалось, что вернулись четыре хозяйские коровы и бабка их доила, так что с хачапури дело откладывалось. Коровы пришли сами, а ночуют прямо под забором. На зиму их отправляют «в сванский дом для коров».
В начале десятого мы так замёрзли и проголодались, что отправились в кухню погреться, а заодно и покушать.
В кухне обнаружилось всё семейство – бабка, старый дед и двое седеющих сыновей. Надо сказать, что мужская часть оказалась чрезвычайно приятной. У всех добрая улыбка, они стараются услужить, приветливые и тихие. А бабка – их злой гений. Нет сомнений, что она командует в доме и веет от неё чем-то, почти ведьминским. Не удивительно, что её сыновья остались неженатыми. В общем, пребывание в Ушгули было сильно омрачено неудачным поселением.
Нам дали чая и два хачапури, один с сыром и картошкой, второй со шкварками, очень жирным и для нас не вкусным. Много еды нам не надо, так что мы и тем довольствовались. Но глядя на действия бабки в кухне, я ещё раз убедилась, что селиться у бабок нельзя. Руки она не мыла, вытирала ладонями стол, потом брала хлеб, бросала куда ни попадя хачапури. Я старалась не смотреть и абстрагироваться, а также не кушать те места еды, за которые хваталась бабка. Для чая бабка дала нам чайный пакетик один на двоих, который потом быстро выхватила прямо из чашки и заварила себе чай. Это было так неожиданно, что я аж остолбенела.
Вообще туристы бабке ничего не стоят – постель она не стирает, в комнатах не убирает – грязи там было вдосталь, поэтому хотя бы хачапури мы получить были вправе.
В комнате, где нам предстояло спать, было сыро и холодно. Одна дверь вела на улицу и закрывалась на задвижку, вторая – в туалет, в котором оказались проблемы со сливом, поэтому приходилось бегать во двор. Третья дверь вела в ещё одну комнату, откуда есть дверь на выход и значит, к нам кто угодно может зайти с улицы.
Не долго думая, я приставила к этой двери трек-палку, нацепив на неё маленький колокольчик, при виде которого у Славы отвисла челюсть – столько ненужного, по его мнению, я взяла в дорогу! А колокольчик мне был нужен для сигнализации, чтобы когда мы спим в палатке цеплять на вход – а вдруг к нам зверь полезет? Или не зверь. И самое смешное, что вся эта конструкция сработала!