Грузия 2019 год. Первый день в Панкисистане и важная встреча

17.09.2019
Утром не хотелось вставать совершенно, поэтому и не вставали. При том, что здесь гораздо теплее, всё таки это горы, и утро оказалось прохладным, поэтому лежать в тёплом спальнике было бесконечно уютно!
Доедая за завтраком великолепный армянский суджук, попивая чай и разглядывая быстро текущую воду, мы решили сделать днёвку и походить по окрестностям. Собрав рюкзаки, спрятали их в кустах на склоне горы и с маленькими рюкзачками отправились к водопаду.
Дело в том, что здесь нашлось немало туристических знаков, направляющих по тропам к достопримечательностям. И мы выбрали водопад, сделав ту же ошибку, что и в Дилижане – не выяснив, что же это за водопад.

Я испытывала настоящее счастье – иду налегке, тепло, зелено, птицы поют – прекрасно всё! Как будто из холодного ноября я вдруг выпала в тёплый сентябрь!
Мы шли по наезженной грунтовой дороге. С одной стороны – горная стена, с другой в низине - река. После большого трансформатора обнаружили кемпинг с соответствующими надписями – абсолютно пустой. Для палаток – большая плоская поляна, вода, лошади напрокат и стационарные палатки – тоже напрокат.

Людей мы не встречали совсем, зато на лужайках паслись маленькие коровы. Перед нашим приездом и здесь прошли дожди – огромные лужи всё ещё не высохли. Периодически попадалось что-то, связанное с водонакоплением и плотины. Найдя удобное место у реки, мы искупались в прохладной воде, погружаясь в каменные ванны. Свежесть, бодрость, красота!

В одном месте показалось что-то вроде отеля – пустого, конечно. И неподалеку – стая собак. Большая стая больших собак. Кое-как, по краю, применяя отпугиватель, мы их прошли. Но было неприятно.
Дальше начался подъём, и за короткое время мы набрали аж 500 метров высоты. Ущелье сужалось, припекало Солнце. А когда мы окончательно поднялись, то оказалось, что к водопаду подойти нельзя из-за очередной гидросистемы. Вдалеке наверху водопад виднелся, он даже сверкал на Солнце, но через заборы и бетон прохода не было.

Куда-то ввысь уходила лестница, виднелся домик. Вокруг тишина и совсем никого… только куры.

И мы пошли назад. Место с собаками обошли вдоль реки – не совсем удобно, зато по-новому интересно. Нас догнал тёплый дождь, который мы переждали под деревом. А дойдя до своих рюкзаков, прошли мимо, решив пройти еще 500 метров, чтобы почитать указатели. Возле указателей начинается дорога в заповедное тисовое ущелье, куда я очень хотела попасть. Только потом оказалось, что мы много чего не знали, а в Интернете сведений нет.
От указателей мы прошли немного в сторону заповедника и тут у нас случилась важная встреча - в деревянной беседке сидели три чеченца. У них на троих было два велосипеда и один пулемет. Они пили чачу и предложили её нам:
- Нэ мэнше 65 градусов!
К огромному нашему счастью они добавили:
- Мы прэдлагаем, но нэ настаиваем!
Так что мы ели только помидоры с хлебом.
Один их сидящих за столом – егерь заповедника, сказал, чтобы мы приходили ночевать на территорию лесничества – там тихо и безопасно. Мы согласились, а пока пошли к Нателле за хлебом.
Один из чеченцев скоро нас догнал на велосипеде и рассказал, что в прошлом году здесь была война – приехали строители и собрались забрать у них реку. Алазань должна была исчезнуть в гигантских трубах, диаметром выше моего роста.
Но кистинцы взбунтовались! Ведь если бы реку забрали в трубы, то они остались бы совсем без реки! Им обещали подвозить воду, но зачем подвозить, если река – вот она?! К тому же, изменился бы климат – река создает влажность, необходимую для растений и жителей этих мест.

Чеченец рассказал, что приехало много полиции и стреляли по жителям резиновыми пулями. Многие после этого остались без глаза – а мы действительно обратили внимание, что попадаются люди с перевязанным глазом! Ещё подумали, может у них тут болезнь какая-то...
А чеченец рассказывал дальше:
- Они воевали против нас пулями, а мы против них – камнями. Пули кончаются, а камни: они не кончаются!
Воевали все – и мужчины, и женщины, и молодёжь и пожилые люди. - Это наша земля, мы ее покупали! (позже я от Папы узнала, что действительно, ещё в очень старые времена, земля эта была куплена вроде у турков).

А еще мы узнали, что есть горные чеченцы, а есть равнинные, и это «очэн большая разница»! Мы находимся во владении горных чеченцев и ничего не должны опасаться! Потому что гость – свят. Как же это прекрасно!
Мы сходили в магазин и купили два хлеба, банку китайских маринованных грибов, печенье в виде кофе-зерен и финики. Обратно до рюкзаков прошли ещё около трёх километров. Потом пока стянули с горы рюкзаки, пока в них влезли, пока прошли пол километра до указателя, а потом ещё километр до входа в лесничество, уже совершенно стемнело.
Местность оказалась интересная – большие закрытые ворота, волосатые каштаны, мощные тисы. Мы пролезли в щель между воротами и столбом и пошли по длинной таинственной аллее к дому. К нам вышла аккуратная небольшая собака и немного погавкала. Мы с ней поговорили и, не проходя дальше, разгляделись. На поляне высился дом из дикого камня, виднелись постройки, светлели стога сена и – никого. Где-то в глубине заповедного ущелья громко ухал филин, рассыпаясь увесистым - хахахаха! Стояла красивая тишина.

Потоптавшись, мы вернулись к воротам, прошли вдоль реки метров 200 и поставили палатку, даже порадовавшись уединению. А когда надули коврики, принесли из реки воды и нагрели чая, появился егерь. Он сказал, что надо идти в гости... Нам уже не хотелось двигаться, но он сказал – надо.
И мы пошли за ним к дому. Он рассказал, что не пьет, но пришёл его давний товарищ, у которого сегодня день рождения, и ему пришлось выпить. А поскольку он давно не пил, то его сильно разморило и он завалился спать. Проснулся – и пошел нас искать. Думал найти на реке, но заметил светляки фонариков.
Мы вошли в дом – и дом оказался потрясающим. Особенно удивили очень высокие потолки – метров по шесть. Большой коридор, просторные комнаты и даже подобие туалета. Но на деле он все-таки на подворье.
Слава вовремя вспомнил, что в домах чеченцев надо обязательно снимать обувь. Мы стали снимать, а хозяин этому препятствовать. Наконец договорились, что надеваем тапочки. С этой обувью между грузинами и чеченцами большое различие. Очень редко в грузинских домах снимают обувь, в чеченских - всегда! И это один из поводов презрения чеченцев к грузинам:
- Как можно в доме в обуви ходить? Вот я зашёл в туалет или наступил на что-то грязное. А потом буду молиться, и что – в грязной обуви?! Так невозможно!
Дом построен добротно. Всё обустроено, есть кухня. И везде – очень чисто. Очень чистые полы, нет валяющегося барахла. Нет пыли, нет разбросанной одежды. И это при том, что в доме по очереди живут только 4 мужчины – 4 егеря.
Нас провели на кухню и сказали:
- Вот еда. Вы хозяева, я – гость!
Мы что-то собрали, порезали, накрыли и ели: помидоры, курицу, баранину, сыр, чай, варенье, жареные баклажаны. Хозяин особенно напирал, чтобы ел Слава – «а то сильно худой».
Он рассказывал о заповеднике - что каждый день надо делать обход. Есть шесть маршрутов, по которым нужно ходить и смотреть следы, чтобы не было браконьеров – недавно поймали одного. В лесу заповедника очень много разных зверей, есть дикие коты и волки, кабаны, и медведи. Но медведь не опасен, он добрый. А вот волк – опасен. Но самый опасный – кабан.
И сразу:
- А знаете, почему егеря – только чеченцы?
- Почему?
- Потому что мы мусульмане и не едим свинью. Если бы егерями были грузины – они бы всех кабанов съели!
Я думаю, что это преувеличение, но немного презрительное отношение к грузинам мы потом не раз еще подмечали. Кстати, календарь на стене посвящён именно этому заповеднику и на нем фото животных, которые здесь действительно водятся.

Мы узнали, что собаку зовут Мура и Слава тут же начал называть ее с ударением на последнем слоге. Вообще её каждый из егерей называет по своему, она очень умная и разбирается в людях. В обходы Мура ходит только с этим егерем, и я думаю, нам очень повезло, что из всех егерей мы встретили именно этого - самого доброго.

Все егеря живут в Джокколо и добираются на работу кто как, в основном их подвозят - здесь все друг друга подвозят.
Оказалось, что тисовое ущелье «Бацара», куда мы метим – совсем заповедное и туда без сопровождения ходить нельзя. И правило это очень жесткое. Для посещения древних тисов нужно брать разрешение и всех обязательно сопровождает егерь. Иначе – оштрафуют.
Всё это потому, что тисовое ущелье «Бацара» совершенно уникальное – самое большое в мире! Заповедник основан ещё в 1935 году с целью защиты реликтового тиса. Здесь тис растет как рощами, так и вперемешку с клёнами, ясенями, липами, падубом, лавровишней и другими деревьями. При этом лес совершенно не тронут деятельностью людей!
Фауна заповедника тоже очень разнообразна. Здесь водятся грифы, орлы, тетерева, множество певчих птиц, а также медведи, серны, лисы, косули, кролики, куницы, барсуки….
Егерь тоже рассказывал, как отстояли реку. Сказал, что разница температуры возле реки и в селе составляет 7-8 градусов - на столько река понижает вокруг себя жару. Рассказал, что даже в июне в горах бывает снег, а самое лучшее время здесь июль и август. Потом начинаются туманы.
Он предлагал взять наши спальные мешки и ночевать в доме – потому что холодно. Сказал, что все вещи можно оставить на берегу – никто не тронет. Обидеть путника – это тяжелый грех, поэтому бояться нечего. Нам и Нателла это же говорила, но добавляла, что невоспитанные дети все таки могут что ни будь хапнуть.
На русском егерь говорит очень хорошо – он служил в Германии и там было много украинцев. Внешне чеченцы совершенно не похожи на грузин. Особенно женщины. Держатся с достоинством. Одежда совсем другая, женская длинная и обязательно покрытая голова – как мы видели у турчанок.
Все эти наблюдения невероятно интересные! Мне казалось, что я в этнографической экспедиции. Вот не зря ещё дома нас обоих так тянуло сюда! Даже больше, чем в Армению. Панкиситан действительно оказался невероятно интересным и красивым.
Потом хозяин провел нас до лагеря, и Мура с нами пошла, и даже возле палатки осталась. По пути мы говорили о возможном проникновении в тисовый заповедник – егерь сказал, что позвонит начальнику и через пару дней проведет нас в ущелье, а пока у нас было три дня для следующего приключения.
Мы нагуляли в этот день по горам 25 километров и ноги ощутимо гудели, поэтому быстро завалились спать перед дневным переходом.