Грузия 2019 год. Вверх к Панкисистану!

18.09.2019
Утром проснулись, выглянули из палатки, а там - голубое небо! Чистое, ясное! И мы сидели под ним, как под линзой. Вокруг - прекрасная природа, журчащая река, старые деревья, зелёная трава - тихая идиллия. Я купалась в прохладных струях реки, потом мы долго ели и собирались и только после 11-ти я пошла отнести мусор в лесничество. Там сидел наш егерь и он очень удивился, что мы не уехали с попутной машиной.

В этот день нам предстояло пройти около 10 километров, при этом набрать высоту 1100 метров. Потому что мы отправлялись в таинственное сердце Панкисистана!
Подъём постоянно крутой, иногда очень крутой. Почти нет ровных мест, идти с рюкзаками нелегко. Зато вокруг – деревья-гиганты, травы зелёные, шиповник картинно-красный! Много поганок живописных – диаметром сантиметров по 30.

В этот день нам даровали прекрасное голубое небо, при этом по горизонту ходили шапки облаков – очень красивых. Сначала мы отдыхали каждый километр, а потом достали энергетический шоколад - Scho-Ka-Kola, взбодрились и стали отдыхать каждые полтора километра. Отдыхать приходилось – у нас были полные рюкзаки и набор высоты.

Мы всё время шли по хребту – это довольно непривычно, но благодаря этому не было спусков-подъёмов. Встретили идущее вниз огромное стадо коров и штук 5-6 собак – больших сторожевых псов. Они гнали коров в хорошем темпе, зорко следя за каждой. И ни одна ни разу не гавкнула! Пока мы зачарованно смотрели на их работу, первая резко свернула в кусты, где оказалась большая лужа – плюхнулась туда, изрядно побултыхалась и побежала дальше. Манёвр повторили все остальные собаки – они давно в курсе этой воды. Потом появился ослик с поклажей, а за ним проскакали джигиты.

Через две трети пути начались альпийские луга – с открытыми просторами и верандами, с которых не хотелось уходить! Не зря эта тропа так рекламируется! Здесь уже вклиниваются в кроны желтые листья и они играют на ветру напротив ясного голубого неба.

За весь путь мимо три раза туда-сюда проехала машина, готовая нас подвезти. Но мы отказывались – и правильно делали! Открывающиеся виды, величественность подступившей осени, её особая тишина перед забегом к зиме – всё это отзывалось в душе, не смотря на тяжелый подъём. А из машины мы бы всё пропустили – не стоит здесь пользоваться услугами транспорта, этот маршрут нужно пройти пешком.

А километра за полтора до цели перед нами открылись такие виды, что мы просто еле шли, постоянно останавливаясь, оглядываясь по сторонам и невозможно было глаз отвести от величия гор!
На высоте где-то 1850 метров неожиданно слева начинаются родники. И это при том, что воды осенью мало и нам даже говорили, что её не будет совсем. Вода течет привольно, не оборудована для питья, поэтому и здесь мы пользовались фильтром.

А ещё выше стали видны скалы и даже снежные вершины. И всё это впечатляло до головокружения!

Наконец мы поднялись на самый верх, где находится посёлок пастухов, а когда-то стояли сотни домов села Тбатани. Перед нами открылась самая высокая точка местности - с тремя деревьями на вершине, и мы дружно решили сделать там стоянку. Когда мы поднялись, оказалось, что тут прекрасное ровное место и даже кострище.
Поставив палатку, мы пошли вниз за водой и к нам тут же побежали собаки… Их было штук шесть и они были агрессивными. Пастухи кричали, свистели, даже побежали на помощь, но одна прорвалась совсем близко и Слава встретил её отпугивателем. Взбудораженная собака отреагировала и ретировалась.
Вода в роднике хорошая, чистая, вкусная, холодная. Но – рядом собаки, так что ходить лучше тогда, когда возле домов видны люди.

Пока было Солнце, мы ходили в шортах и футболках, но как только оно закатилось за горы, сразу повеяло холодом – не выше 14-15 градусов. Мы находились на высоте около 1950 метров – это на 10 градусов ниже, чем на предыдущей нашей ночёвке.
На пороге палатки мы расстелили скатерть и ужинали с видом на закат. Солнце исчезло быстро, но осталась ярчайшая радужная полоса, разлитая по всему горизонту. Высились голые зубцы скал, всё ещё ярко освещённые закатом. Температура продолжала быстро падать и мы кутались в свои пуховые спальники.

Раньше здесь было тушинское село - около 400 домов. Со временем тушины переселились на равнину, а в Тбатани приезжали летом как на дачи. Во времена чеченской войны здесь было относительно безопасно, но неуютно из-за обилия вооружённых людей. Для ваххабитов Тбатани стало важной перевалочной точкой: сюда можно было приехать на машине и дальше идти в Чечню пешком или на лошади. Если выйти в 5 утра, то в 7 вечера уже можно придти в первое чеченское село. Высота над посёлком была превращена в наблюдательный пункт и снабжена пулемётным гнездом.
А сейчас вокруг тихо, совершенно тихо… Когда мы поднимались по лесу, то пели птицы и от этого было ярко и радостно. А тишина, которая сейчас легла на Панкиситан, была серьезной, глубокой, вдумчивой. И это впечатляло просто до трепета...
...
А когда ночь вошла в свою глубину, мы, конечно, быстро уснули. Не знаю, сколько проспали, когда пришли пошарить вокруг палатки собаки.
А потом среди ночи пришла собака голосистая, по звуку – очень крупная, и стала гавкать по очереди во все стороны. Она не имела ничего против нашей палатки, она просто с упоением облаивала стороны света. Я думаю, что она работала – давала знать хищникам, что место здесь занято.