ЮВА-2012. Часть 11. Луангпрабанг - бывшая столица Лаоса

26.06.2012
Мы шли по направлению к городу и даже прошли какой-то перевал. На нас лаяли все собаки и было интересно сравнивать их с собаками Ванг-Вьенга. Там ни одно животное не было на привязи или за заборами, никто не гавкал и все виляли хвостами. Свободная жизнь и доброжелательность хозяев сделали так, что собаки забыли о гавканье!
Мы шли с пол часа и около шести утра, уже на рассвете, подошли к утреннему рынку. Он располагался прямо вдоль дороги, на земле были разложены многочисленные фрукты и овощи, а ананасы вообще лежали неряшливыми грудами. Мы сразу купили связку бананов за 3000 и позавтракали ними. Солнце поднималось очень быстро, но мы решили, что в отелях ещё спят, поэтому сначала глянем на Меконг. Пройдя по замусоренному переулочку, оказались на густо заросшем берегу, никакого вида там не открылось, поэтому снова вернулись на улицу.

Луангпрабанг. Утренний рынок с ананасами

Улицы в бывшей столице Лаоса довольно просторные, а здания, как и всё в Лаосе, невысокие. И вдруг в этот ранний час мы увидели то, о чём только читали – на улице появилась цепочка монахов в ярких оранжевых одеждах. Каждый день, около шести утра, они выходили из своих монастырей и шли по улицам – собирать рис, единственную свою еду. К обочине дороги выходили люди, держа в руках посудины с рисом. Когда монахи подходили, люди с поклоном им его отдавали. Было очевидно, что монахи не просили рис – это их просили его принять! Первым в цепочке шёл самый старший, в конце – самый молодой. Зрелище было удивительное и совершенно незнакомое.
Луангпрабанг. Утренние монахи

По карте мы нашли место скопления отелей и, уже зная, что именно в таких местах можно найти что-то подешевле, отправились туда. Город ещё только просыпался и многие отели были ещё закрыты.
Не смотря на то, что мы очень мало спали, чувствовали себя почему-то бодро, поэтому с жильём решили немного поперебирать. Мы свернули с широкой улицы в переулки поуже, а с них в ещё более узкие, по которым даже машины не ездят. Всюду были клумбы с пышными цветами, со всех заборов свисали ветки с яркой зеленью.
Луангпрабанг. Кварталы с дешевым ночлегом

Сначала нас зазвал к себе дядька, очень хотевший нас заполучить. Номер выглядел таким же захолустным, как и хозяин, и был расположен на первом этаже с дверью в номер прямо из холла, в котором все толкутся. Я понимала, что вечером и ночью здесь будет беготня, да и номер был каким-то сырым и тёмным, поэтому не смотря на цену 60000 кип и даже вслед – 50000, мы двинулись дальше.
Следующими были женщины, предложившие номер за 5 долларов (40000). Зайдя в холл, мы увидели, что прямо посредине стоит большая кровать, на которой спит хозяйка, которая всё ещё была в пижаме. Своей комнаты у неё, что ли нету? Вход в комнату опять был из холла и прямо рядом с кроватью. Сам номер тёмный – как почти все на первых этажах, а удобства находились за целлофановой занавесочкой – как душ, так и унитаз. Я спросила, нет ли номера на втором этаже? Там номер стоил 40000 кип, а удобства общие в коридоре, поэтому мы отправились дальше.
Мы ещё покрутились и наконец обнаружили что-то симпатичное. Во всяком случае, по европейским меркам, двор и маленький садик были аккуратными. Нам снова предложили сначала номер на первом этаже, и снова тёмный – за 60000 кип (60 гривен). А на втором комната оказалась очень приятной, с большой кроватью, шкафчиками, трюмо, полочками, вай-фаем и сан узлом за настоящей дверью. От пользования кондиционером мы отказались, поэтому пульт у нас просто отобрали. И надо сказать, вентилятора полностью хватило. Ещё в этом номере я израсходовала значительную часть запасов пластыря – в москитных сетках на окнах обнаружились дырки.
Здесь тоже были бесплатные кофе-чай-бананы, так что мы решили, что Лаос – прекрасная страна для путешественника! Кстати, связку бананов мы покупали меньше чем за пол доллара, а хозяева наверняка покупают ещё дешевле. Накопошившись и отработав по карте план, мы наконец вышли в город. В утреннее время, когда ещё нет жары, блуждать было приятно. Мы зашли на почту и отправили домой открытки. Надо сказать, что они так и не дошли.
Кое-где продавались билеты в разные направления, и мы стали выискивать, как нам подобраться поближе к Камбодже. Оказалось, что придётся возвращаться в столицу, и уже оттуда добираться до границы Камбоджи. Так получилось потому, что у нас не было заранее лаосской визы, поэтому переходить в Лаос нужно было в определенном месте. Мы теряли и время, и деньги. Проторчав четыре дня в Бангкоке, вполне могли сделать лаосскую визу, но не подумали об этом.
Позавтракав рисом с морепродуктами и бульоном, стоимостью по 2 доллара за блюдо, встретили большой прицеп с ананасами, выбрали самый большой и зрелый – и стоил он один доллар. Только его пришлось занести в номер – очень уж он был тяжёлый.
Перед нашим хостелом

Следующей целью было – найти прокат велосипедов. Всё что мы видели, было древним, с маленькими колесиками и очень неудобным. С большим трудом нашли пусть и тоже древние, но большие велосипеды, и тронулись в путь.
Луангрпабанг занесен в список ЮНЕСКО целиком. Там никак не могли решить, какие храмы выбрать чтобы охранить их законом, но растерявшись при выборе, просто объявили под своей охраной весь город.
Мы катались, заезжая в разные храмы. В этой стране они все похожи, так что я не могу сказать, что Луанпрабанг обладает какой-то своей индивидуальностью. Храмов очень много, но отличия невелики, зато мне очень понравились фигуры – расписные и забавные, а ещё сады при каждом храме.
Лаос. Луангпрабанг. Драконы перед храмом
Один из храмов Луаггпрабанга. Лаос

Дальше мы решили переплыть Меконг в место, где есть какие-то очень древние храмы. Подъехав к реке, мы сначала выслушали предложение лодочников, которые оказались дорогие: по 25000 кип с каждого это раз, а потом ещё оказалось, что они перевозят без велосипедов – это два. Велосипеды предлагалось оставить прямо на улице, только тогда непонятно, зачем мы их брали.
Поездив туда-сюда, мы вдруг обнаружили длинный спуск и в конце берег с маленьким паромом. Это была разновидность пепелаца – мы сразу его узнали! На нём перевозят что угодно – даже машины, правда больше одной или двух на него не влезает. За 10000 кип с каждого мы заняли места на палубе.
С обеих сторон моторизированного плота есть большие крылья – это мосты, по которым съезжают и заезжают. Стартуя, работник пепелаца приподнял крыло деревянной палкой и оттолкнул чудо плавающей техники на воду! Капитан крутанул штурвал и мы отплыли. Узел управления этого чуда потрясающий, но не смотря на дивный вид, мы целенаправленно плыли. И этого было достаточно.
Мы устроились впереди и смотрели на жёлтую реку, наслаждались невиданным транспортом и мохнатыми берегами. Мне очень понравилось переправляться на пароме – он маленький и симпатичный, и ещё – это городской транспорт, что очень интересно, и капитан нам улыбался. Паромчик со своими мостками похож на плотненького жука с крылышками, жалко только было, что плыли всего минут десять.
Переправа на пароме-пепелаце
Жизнь по ту сторону Меконга

Выбравшись на берег, мы поднялись по крутому склону и обнаружили информационный центр, где обычно можно разжиться схематическими картами с маршрутами. Я пошла туда одна и пообщалась с галантным служащим, который снабдив меня картой, спросил на непонятно каком языке о том, чего я не могла не понять! Он спросил: – Неужели такая прекрасная дама путешествует одна? Я ответила: – Хи-хи – и убежала. Он смотрел мне вслед и думаю, увидел, что дама путешествует не одна.
Первым по улице растянулся рынок с кучей всего. Из-за этого мы пропустили нужный поворот и въехали в деревню. Периодически начинался тропический ливень и тогда мы прятались под густую зелень. Потом выходило Солнце и мы ехали, а потом опять прятались под деревья. На одной улице нас обступила большая стайка детей. Они были добрыми и любопытными, показывали нам направление, как потом оказалось, правильное. Между собой у них было хорошее отношение, без поддёвок. Когда девочка поставила на землю принесенного ею карапуза, к нему тут же подошёл большой мальчик, присел и стал с ним сюсюкать.
Лаосская деревня

А дальше мы влезли в густые джунгли по скользкой яркой грязи. Меня что-то кольнуло в плечо и потом я вытащила шип, который, казалось, просто выстрелил из куста. Мы пробирались в мокрых листьях и поте, было как всегда жарко и парко.
А потом вдруг выехали к монастырю – действующему и бесплатному, что здесь редкость.
В сияющей лесной тишине молодые монахи красили льва, расставляли статуи на места, копали огород, сажали деревья, заметали – очень много чего делали. И всё это спокойно, с минимумом слов, только птицы и цикады звенели. На ступеньках лежали собаки – не лающие и жизнью довольные.
Лаосские монахи за работой
Лаосский монах за работой
Религиозная штука

Мы походили вокруг и нашли длинную удобную лестницу к реке. По ней поднимались туристки с зонтиками, очень похожие на японок. Как мы поняли, таких как мы – чтобы педали крутили, бывает очень мало. Туристы в основном нанимают лодочку, которая и возит их по храмам. Совершенно не наш метод!
Меконг около Луангпрабанга
Монахи моют собаку в Меконге

После этого монастыря нам долго ничего не попадалось. Вокруг только джунгли, зато какие! Высокие пальмы, занавеси невиданных растений, свет падает прекрасными бликами – красота! Меня попытался укусить комар, но я успела это заметить и хлопнуть по черно-белой морде!
Дорога через джунгли и чьи-то сады-огороды

Спустя только долгое время стали попадаться наконец старые монастыри и довольно часто. Но оказалось, что все они платные – в среднем по 2 доллара за вход, но платить нам почему-то не хотелось и мы ехали дальше. А потом вдруг снова выехали к информационному центру и решили проехать ещё в другую от него сторону, налево.
И снова река Меконг

А сторона эта оказалась холмистая и мы поняли, как нам повезло, что мы выбрали велосипеды с большими колёсами. Жара вовсю разливалась над джунглями, мы были мокрыми и уже уставшими.
В гуще высоких деревьев заприметили крыши и пролезши туда, увидели пустые храмы – как мы поняли по иероглифам, китайские. Странное это было место, с чем-то очень похожим на крематорий. Цветы здесь росли цвета свернувшейся крови, а со стен свисали тонкие лианы. Недалеко в гуще зелени, стояли стелы с китайскими иероглифами. Пустота и тишина были даже немного жуткими.
Потом мы поехали дальше и нам попалось несколько посёлков. В одном из них продавали уйму глиняных изделий, но поскольку мы путешествуем как улитки, таская на себе весь свой скарб, то ничего не купили.
В посёлках домики стоят очень густо, людей в них очень много, и чем они все занимаются непонятно. А вообще жизнь в таких местах странная – проходит она в хозяйственных хлопотах и выращивании детей. Это важная часть жизни, но я не заметила никаких источников информации и даже тяги к её получению. Каждый день похож на другой, и даже времена года не напоминают о течении времени.
В одном месте мы снова увидели маленький храм и решили, что он наконец-то бесплатный. Но тут дедушка возле забора вдруг вытащил откуда-то билетики и мы поняли, что тут тоже всё платно! Нам не хотелось платить за достопримечательности, тем более что все они тут друг на друга похожи, поэтому развернулись и поехали обратно.
Катаясь по острову или бродя по улицам и храмам Луангпрабанга, я думала о том, что значение достопримечательностей, особенно здесь, сильно преувеличено, а вот природа – вечна. Её красота пленяет и ради неё стоит пускаться в путешествия, чтобы встречать горы, моря и реки, чтобы чувствовать, как вливаются в глаза её неповторимые очертания, как запахи ложатся на душу цветными бликами и слушать голоса… разные и вечные.
Путешествие дикими дорогами Лаоса...

Потные, пыльные и довольные, подъехали мы к реке и переплыли на пароме обратно по жёлтой реке. До сдачи велосипедов оставалось ещё два часа и мы решили ещё покататься по храмам. Первые встреченные храмы опять были платными, а мы решили найти всё-таки бесплатные и тогда они стали повсюду нам попадаться и все были тихими и приятными. В монастырях много монахов, особенно совсем молодых, и никто не обращает внимания на то, что по их территории кто-то болтается. Высятся золотые пагоды и огромные статуи, под навесами висят громадные барабаны, периметры храмов украшают растения в вазонах, сползают по ступеням золотые драконы и стоят в тишине белые паланкины.
Монахи в своих оранжевых одеяниях очень украшают и оживляют картину, они не кажутся закрытыми для жизни, как это у нас происходит. Они работают, молятся и – учатся, что очень важно.
Луангпрабанг. Храм с монахами

На территории одного монастыря, прямо перед дверями храма, дети играли мячом. Ну где у нас такое возможно? А здесь дети – радость, и их игры и смех угодны и благосклонно встречаемы. Пробилось сквозь пелену облаков Солнце и заиграло золотом на храмовых сооружениях. Было тихо и красиво. Час заката – час высшего покоя и величия природы.
Луангпрабанг. Освещённый Солнцем храм

На попался красивый сквер с извилистыми кирпичными дорожками. В нём росли красивые деревья, банановые пальмы и яркие цветы.
Мы осмотрели удивительно много, и во многом это заслуга передвижения на велосипеде.
Не верилось, что только этим утром на рассвете мы вошли в город и повидали удивительное количество всего. Невероятно, сколько может вместиться в одном дне!
Гроздь лаосских бананов

Наконец мы сдали велосипеды, получив обратно ксерокопии своего паспорта – здесь почему-то не требовали оригинал, затем вернулись в номер и приняв душ, снова вышли на улицу. Мы очень устали, но сила путешествия тянула нас дальше.
От усталости кушать не хотелось, поэтому мы купили прекрасного йогурта, который нам встречался только в странах ЮВА – удивительно вкусный, с разными фруктами и маленьким сроком хранения.
В этот вечер мы сделали ещё одно дело. Как мы поняли, мы увидели в Луангпрабанге большинство из того, что было нужно увидеть, поэтому здесь нас ничего не задерживало, тем более, что мы уже выбились из графика. Поэтому мы сделали ещё одно дело.
В течение дня мы видели рекламы разных экскурсий и решили отуриститься и купить одну из них. Мы выбрали тур, в который входит катание на слонах и поездка к водопаду. Это занимает весь день, в счёт входит обед и вода. Цена – по 50 долларов, как потом оказалось, вместилось туда очень много.
Здесь же мы купили билеты на автобус до Вьентьяна и на другой – из Вьентяна в Паксе – это город, очень близкий к Камбодже, до неё останется всего километров сто. В Вьентяне нам придётся пробыть до вечера, так что впереди нас ждали два ночных переезда и большая дневная экскурсия. Мы взяли хороший темп, как только выдерживали обилие достопримечательностей?
Вечерний Лангпрабанг полностью преобразился. Улицы в центре перекрыли и в ночной темноте их заполнил ночной рынок. В основном продажа велась прямо на полу, на подстеленных ковриках. Товар каждого продавца освещала лампочка и улицы казались нереальными не только из-за этого, но и из-за спокойствия и тишины. Этот рынок не похож ни на какой другой. Здесь никто не рекламирует, не кричит, не навязывает товар. Все сидят и спокойно ждут, пока к ним обратятся. Продают множество всяких изделий – как заводской, так и ручной работы. Мне очень нравилось всё разглядывать, но купить мы могли только что-то маленькое и лёгкое – ведь наше путешествие мы носили на своих плечах.
Почти в самом начале меня пленила одна девушка. Она сидела на полу, над ней низко горела обычная лампочка. Девушка продавала складные бумажные абажуры ручной работы – из тончайшей рисовой соломки. Рисунок был самый разный, в основном из переплетающихся цветов. Одетый на лампу, он превращал окружающий мир в сказку, отбрасывая вокруг удивительные тени.
Но главное – это была девушка. Она была нежная, её движения были грациозными, а голос тихим как шелест ветра. Фонарики и девушка были нежно-изящными и мне очень хотелось что-то купить, но цена показалась дорогая – по 50 гривен.
Дальше Слава нашёл место, где продавали много старых лаосских денег и накупил их целую кучу. Нам ещё попадались рисовые фонарики, но цена их оказалась по 15 гривен. И тогда я поняла, что просто не разобрала, что говорила та девушка, называя цены на английском. И тогда я потянула Славу искать девушку. Это было совсем не просто – ведь целая улица была покрыта ночным рынком. Но всё-таки мы её нашли. И Слава спросил, кто мне больше понравился – фонарики или девушка? И я поняла, что они мне понравились вместе, потому что они очень гармоничны и дополняют друг друга и посоветовала присмотреться к ней повнимательней. Потом Слава сказал то, что меня удивило – что эта девушка очень хрупкая. Она действительно была такая, как её тонкие хрупкие фонарики. Она очень благодарила нас, сложив руки лодочкой и мне было волшебно приятно.
Когда мы пришли в отель, я уже засыпала на ходу. Думала, ничто меня не сможет сейчас взбодрить, но когда упала на кровать, то на стене появился огромный коричневый таракан. Раз в 10 больше тех, что в Украине водились раньше! Вид у него был очень противный, и я как представила, что он набежит на меня во сне… Где и силы взялись пищать: «Лови, лови его!» И Слава его поймал какой-то бумажкой и выбросил за дверь. В коридоре таракан ловко расправил спинку и – полетел! Сел на соседнюю дверь и стал ждать, когда её откроют.
Наконец мы могли лечь спать. Мы приехали в три часа утра и весь день колесили по городу. На следующее утром нам надо было выйти не позже 8:30 на экскурсию, чтобы успеть ещё позавтракать. А ещё нам надо было собрать вещи, чтобы выселиться и не платить больше за номер – вещи мы договорились оставить там, где платили за экскурсию. Последним усилием воли и уставших тел мы сделали всё необходимое и просто отключились до утра. Вентилятор под потолком двигался по странно разнообразной траектории и его нам хватило, чтобы спать и не ощущать жары.

Ещё фотографии к этой статье