Албания 2015. Перевал Qafa e T'thores, подъём и спуск

27.05.2015
Утром, бодрые и выспавшиеся, мы посмотрели на часы и увидели, что бодрость наступила в 6 утра. А завтрак заказан на 9! Пришлось идти и просить перенести время и у меня даже получилось – две женщины на пальцах договорятся лучше, чем мужчины на словах.
Но сначала я выглянула в окно и увидела голубое-голубое небо! С тех пор каждое утро у меня начиналось со взгляда вверх в надежде попутной погоды.

Мы вышли в прохладное утро и нас угостили кофе – густым, крепким, со сливками. На завтрак дали по вареному яйцу, куску сыра, лепёшке и по тарелке густого супа-пюре. Ещё были салат, местный хлеб, вода и чай. Всё было вкусным, кроме сыра – наверное, овечьего или козьего – из-за специфического запаха мы не смогли его есть.
Мы похвалили хозяйку, выговорив слова на албанском, и она так впечатлилась, что захотела нас ещё угостить лепёшкой. Но я попросила лучше дать её нам с собой и таким образом мы получили хлеб в дорогу. За завтрак заплатили 5 евро на двоих.
В 8:54 мы вышли из домика и зашагали по дороге через Бога. Первое впечатление: деревня очень чистая и зелёная. По пути встретили стадо баранов, школу, интересных бабулек, кемпинг, гестхаузы и кафе.

Горы вокруг прекрасны и заканчиваются голыми скалами. Они не просто стремительные, а местами с отрицательным уклоном. Яркая зелень склонов переходит в серые зубцы, ярко вычерченные в голубом небе.
Встретился знак, из которого следовало, что эта прекрасная дорога построена два года назад совместно с немцами, и на неё затрачено пять миллионов долларов. В тяжёлых условиях гор, куда материалы нужно завозить, построили длинную и надёжную дорогу, тогда как у нас на эти деньги разве что 5 километров асфальта проложили бы, да и то некачественно.

Основной поток машин прошёл до 10 часов и махали нам из них абсолютно все – мы были единственными пешеходами. Был и самостоп, но мы отказались – придуманный мной маршрут было решено пройти самостоятельно. Через час сделали привал. Появились облака, задул ветер. Всюду густо синели цветы чабреца – его аромат в чае просто валил с ног.
За следующий час мы поднялись до высоты 1346 метров. Вокруг цвели синие и жёлтые цветы, пролетел сорокопут с мышкой в клюве. Большой пласт снега появился сбоку от дороги.

Серпантин стал таким зигзагообразным, что иногда мы уступали соблазну пройти сокращёнкой, а не следовать дороге.

В одном таком месте свернули на грунтовку, тоже надеясь сократить. Но когда она стала уходить вниз, пришлось царапаться вверх по склону. Здесь оказались заросли и такой уклон, что приходилось цепляться за ветки и подтягиваться. Лес светлый, буковый, на полянах цветёт земляника. Этот подъём занял у нас почти час! Мы очень сократили по расстоянию, но вряд ли по времени. Выбравшись на дорогу, мы увидели, что проскочили смотровую площадку и немного вернулись. Площадка нависает над склоном и окружена прозрачными стенками. Отсюда виден тот жуткий серпантин, по которому мы поднимались. К счастью, мы проделали его пешком.

Рядом остановился автобус с бодрыми худощавыми старичками чехами. Они пытались с нами поговорить, а их гид сказал нам, что воды ещё долго не будет.
Дальше в ложбинах стали попадаться пласты слежавшегося снега, из-под которого пробивались цветы. А минут через 15, на высоте 1510 метров, справа от дороги мы увидели шланг из которого бурно вытекала вода. Я предположила канализацию неизвестно откуда, но когда мы её попробовали, вода оказалось ледяной – аж зубы сводило. Мы экономили и за всё время выпили всего по пол литра, так что здесь уже отвели душу.
Продолжили подъём и мысли были о горах – какие же они здесь красивые и какие же они разные в мире! Например в Грузии они похожи на великанов, стремительно выросших из-под земли. В Турции горы выглядят спокойными и величественными из-за широких долин между массивами и крохотных деревенек, подчёркивающими их внушительность. Албанские же горы с их скалистыми голыми вершинами, будто мастер вырубил тесаком из длинного бруска-заготовки.

Всё чаще стал попадаться снег и похолодало. Длинные снежные языки уже можно было потрогать, а в двух местах нам попались потоки из талой воды – вполне чистой на вид. Поднимаясь, мы поклёвывали шоколад – и быстро, и вкусно.

Дополнительные фотографии долины БогА из нашего путешествия.

В 13:45 добрались до перевала. Перевал – это большая площадка, а вокруг – скалистые горы в украшении снега. Асфальт здесь заканчивается и начинается каменистый грунт. Нашей целью на сегодняшний день было пройти перевал и найти Голубой Глаз – озеро с водопадом и радужно-голубой водой. Получилось, что половину пути мы уже сделали.
Перевал выглядел холодным и неприветливым, так что задержались мы тут ненадолго.

Чуть дальше мы увидели кафе, и рабочих, которые возили камни с другой стороны перевала – как говорится, в чужом огороде и камни слаще.
Они спросили откуда мы, и когда мы ответили, то каждый повторил как эхо:
– Украина, Украина, Украина………
Один из албанцев, не смотря на пожилой возраст, бегло говорил на английском и окончательно добил стишком: «самолёт-самолёт, повези меня в полёт»!
Нам показали дорогу на Сэс и тут Слава, очень вовремя, спросил про «Капрресе». Тогда нас провёли немного вперёд и показали метку – бело-красно-белую. То была тропинка на Голубой Глаз, она круто сходит с дороги и не скажу, что её хорошо видно. По гугл-карте она начинается раньше, но на самом деле – сразу же за кафе, так что надо внимательно смотреть под ноги вправо.
Если дальше ехать на машине, то надо учитывать, что после кафе дорога становится грунтовой и машина должна быть хорошо проходимой. Ну а мы свернули просто в траву на склоне.

Тропа на «Капрресе» меня покорила! Во-первых, это псевдо-тропа, пролегающая по сыпухе. Во-вторых, она струится по открытой местности, покрытой ярчайшими альпийскими лугами. Раньше любую свободно цветущую местность я называла альпийским лугом, но сейчас это был настоящий альпийский луг, в настоящих Альпах – тысячу раз повторенное слово стало явью!

Здесь мы присели, просто потому, что было невозможно уйти. Мы находились в чаше из скал и снега, сочная зелёная трава пестрела жёлтыми лютиками, которые так отражали солнечный свет, что их невозможно было сфотографировать!
Синими тучками темнели крохотные колокольчики и пышной пеной колыхались нежные незабудки. А самое потрясающее – это сияющие белоснежные нарциссы. Их букеты источали сладостный аромат и я ползала от цветка к цветку, как опьяневший шмель!

Наконец я решила, что пора перекусить и достала хлеб и всё ещё украинский сыр с огурцами. В это время снизу стал приближаться молодой мужчина с маленьким рюкзачком. Он шагал удивительно быстро и когда подошёл, после приветствий я протянула ему бутерброды. Он удивился, помялся, а потом с удовольствием уселся и зажевал. Как-то мы разговорились и узнали, что он француз, легкоход. Узнав наш маршрут и что мы ещё будем в Шкодере, он нарисовал где в этом городе найти недорогой и удобный хостел. Общаться было легко и приятно, и жаль расставаться. В горах, особенно на пешеходных маршрутах, можно встретить людей удивительных.

Миновав луга, вошли в светлый буковый лес. Благодаря высоте, на одном и том же дереве я увидела почки и чуть раскрытые листики, и тут же – большие салатовые листья. Молодая листва ещё оставляет много проходов для Солнца и лес просвечивается насквозь в свежем весеннем воздухе!

Спуск здесь небыстрый, крутой, по шуршащим прошлогодним листьям. Они источают приятный осенний аромат, удивительно сочетающийся с весной и снегами вокруг. Но ещё эти листья предательски-скользкие и идти по ним надо очень внимательно. Мы нашли себе посохи, подобрав не хрупкую пружинистую породу дерева, и они прослужили нам долго и верно.
Тропа промаркирована огромными 40х35 см метками, иначе их просто не видно. Маркировщик явно шёл снизу вверх, поэтому метки повёрнуты книзу и нам приходилось искать их оглядываясь. Без меток пройти почти невозможно, потому что тропа не протоптана, а местность слабопроходимая.
Цветов всюду великое разнообразие. На солнечных склонах густо цветёт земляника, а возле пышных пионов Славе пришлось остановиться, пока я ахала и ползала вокруг них. Было радостно от того, что лето ещё только начинается и впереди ещё много цветов, солнечных дней и наше путешествие.

Часто мы выходили на поляны, откуда были видны снежные вершины. Огромные провалы здесь ухали вниз, образовывая в животе холодные ощущения.
Скоро ноги стали ныть от напряжённого спуска, чего не было на подъёме. Мы шли в хороших треккинговых сандалиях – другой обуви мы просто не брали, хотя конечно, здесь лучше идти в кроссовках, потому что ноги часто становились под неожиданным углом и иногда страдали пальцы, загонявшиеся под невидимые в траве камни.
Когда мы спустились, было уже часов шесть. Хотя заход Солнца в это время в восемь, мы находились в ущелье и темнело быстрее. Решив не искать Голубой Глаз сегодня, стали присматривать место для ночлега.
Где-то внизу шумела река и мы пытались найти к ней проход. Приметив остатки древней башни, подошли ближе и увидели прекрасные, укреплённые камнями древние террасы, густо заросшие многометровыми коврами из синего чабреца. Здесь было очень красиво и ровно, а каменные укрепления защищали от ветра. Но до воды оказалось метров 40 отвесного склона и мы пошли дальше.

Наконец спустились на поляну у реки и под широким деревом поставили палатку. Приготовили ужин, напились чая. К закату закончили все дела и почувствовали, что устали. Но переполненный впечатлениями день так взбудоражил ум, что он долго отказывался спать, не смотря на гудящие ноги.
В этот день нам очень повезло с погодой – ясный солнечный день был одновременно прохладным. Мы увидели Альпы и альпийские луга, не очень спешили, поэтому всё хорошо рассмотрели. Ещё мы вовремя нашли удобное место для ночлега и даже с водой.

Река шумела и гремела небольшими водопадами. Тёплый вечер сменился ночной прохладой, а позже она перешла в холодное утро, так что на рассвете мы даже слегка подмёрзли в спальниках.